Слайд 1Героический эпос кочевых народов
Слайд 2Героический эпос «Абай-Гэсэр» - уникальный памятник духовной культуры бурятского народа.
Слайд 3Объектом данной работы является эпическое творчество монгольских кочевых народов. В качестве
предмета обозначено рассмотрение бурятского героического эпоса - источника исторических, культурных, научных исследований и как достояния мирового культурного наследия.
Слайд 4Актуальность темы заключается в том, что изучение эпического творчества бурятского народа
представляет не только культурное, но и нравственное воспитание молодого поколения. Знакомство с самим текстом эпического произведения и рассмотрение его в качестве достояния мировой культуры способствует привитию чувства патриотизма, национальной гордости.
Слайд 5 Цель:
рассмотреть исследования героического эпоса «Абай-Гэсэр» как
памятника бурятской литературы и национального достояния мировой культуры.
Слайд 6 Задачи:
изучить особенности бытования бурятского эпоса;
показать духовно-нравственное и культурное значение бурятского
героического эпоса;
обобщить полученный материал.
Центром всех героических эпизодов является
поэтическая модель земной Родины
Гэсэра – Булжамууртын орон.
Слайд 8 В эпосе широко представлены традиции бурятского народа. Они даны на
фоне основных занятий бурят: охоты, скотоводства.
Слайд 9 Большое место занимает описание состязаний, праздников и битвы, а
также доспехов, одежды, жилища.
Слайд 10
Образ природы является
одним из главных элементов
в сюжете эпоса.
Объекты
Земли: рощи, холмы, горы,
скалы, пещеры до сих
представляют собой
места поклонений.
Слайд 11На фоне традиций проступает
образ главного героя Гэсэра,
который вобрал
в себя лучшие
черты своего народа. Он
берется за трудные дела,
почитает старших, уважает
решения совета небожителей,
человечен.
Слайд 12Защита родного края,
сородичей, сохранение
мира, покоя и добра на
Земле – основная
идея
эпического произведения.
Все действия героя
пронизаны горячей
любовью к родной земле.
Слайд 13В эпосе события начинаются на небе. Атай -Улан враждует
с Хан
- Хурмасом из-за срединного Сэгэн - Сэбдэг тенгрия. Хан-Хурмас сбрасывает на землю Атай- Улана. Гниющие части тела Атай - Улана образуют разные чудовища на земле, которые губят все живое. Отсюда начинаются бедствия на земле.
Слайд 14Небожители посылают сына Хан-Хурмаса на землю для уничтожения чудовищ. Уже в
раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца.
Слайд 15Чудовища, происшедшие из останков Атай-Улана, стремятся погубить Гэсэра, в которого на
земле перевоплотился Бухэ - Бэлигтэ. Они двинули против него полчища комаров, коршунов и крыс. Маленький Гэсэр побеждает их.
Слайд 16Небожители присылают
Гэсэру в помощь волшебного
коня, который будет верным
помощником в опасных
битвах
и походах.
Слайд 17Отрубленная голова Атай-Улана, превращенная в чудовище Архан –Шудхэр, стремится проглотить луну
и солнце. Хара-Зутан уничтожил богатырские доспехи Гэсэра. Несмотря на это, Гэсэр побеждает чудовище.
Слайд 18
Другим подвигом была
битва с Гал-Нурман ханом,
который обладал магической
силой:
погибать и возрождаться.
Бабушка Манзан-Гурмэ
посылает Гэсэру спасительный
талисман- стрелу Эрдени,
которая пронзает насмерть Гал-
Нурман хана.
Слайд 19Гэсэр мечтает подарить народу счастье, сокровища земли. На пути к своей
цели он встречает таежного тигра. Гэсэру удается победить зверя.
Из чрева тигра выходят
на свет живые люди – кто пешком, кто на коне, кто
на арбе.
Слайд 20Гэсэр родился на земле с определенной, четко выраженной
миссией: он искоренитель зла.
Он уничтожает чудовищных
мангадхаев, сеющих на земле болезни, зло, несчастья.
Слайд 21«Абай-Гэсэр» – гимн любви к своей земле. Уничтожив мангадхаев, коварных ханов
и злых шаманов, Гэсэр устанавливает на земле мир и благоденствие. Все его действия направлены на защиту родной земли, своего племени и рода. В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство.
Слайд 22 В героическом эпосе в поэтически обобщенном
виде отражается быт древних
бурят, их мировоззрение,
духовная жизнь народа, воплощены их философские
этические и эстетические взгляды. Бессмертие и ценность
бурятских улигеров в том, что они правдиво отражают
жизнь и утверждают идеалы добра, справедливости,
любви к Родине, свободе. Именно поэтому в прежние
времена они были своеобразным учебником жизни,
средством воспитания подрастающего поколения. Я
считаю, что и в наши дни они не потеряли своей идейной
и эстетической ценности.
Слайд 23Эпос представляет основу культурного наследия кочевых народов, является национальным достоянием монгольского
мира, по праву рассматривается как значительный вклад в мировую науку, культуру, цивилизацию.