Презентация, доклад доклад по истории дизайна на тему Значение всероссийских художественно – промышленных выставок

Содержание

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАначало XIX века в России проживает около 40 миллионов человек разной национальности. 8% населения - в городах. В целом Россия - аграрная странаПо политическому устройству Россия - абсолютная монархия. Население делится на сословия (группы, обладавшими

Слайд 1Доклад - презентация

Значение всероссийских художественно – промышленных выставок.
2016 год

Доклад - презентацияЗначение всероссийских художественно – промышленных выставок.2016 год

Слайд 2ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
начало XIX века
в России проживает около 40 миллионов человек

разной национальности.
8% населения - в городах.
В целом Россия - аграрная страна

По политическому устройству
Россия - абсолютная монархия.
Население делится на сословия
(группы, обладавшими разным юридическим положением, разными правами и обязанностями)
Сословная принадлежность передавалась и приобреталась.
Основными сословиями являлись:
дворянство, духовенство, купечество, мещанство (жители городов), крестьянство и казачество.
Дворяне были самым привилегированным сословием.
Из сословий на экономической почве постепенно формировались классы
– буржуазия и пролетариат.

В промышленности - конкуренция между крепостным и вольнонаемным трудом.
В 30–40-х годах XIX века в России начался промышленный переворот,
- начались экономические, социальные и политические изменения
связанные с переходом от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и машинным трудом.
В 1816 году появились первые пароходы,
с 1837 года началось строительство железных дорог.
Поражение России в Крымской войне выявили всю остроту кризиса,
охватившего страну, и необходимость срочных реформ.
Феодализм медленно умирал, а его место занимал капитализм.
 

Социально – экономическое состояние России в начале 19 века.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАначало XIX века в России проживает около 40 миллионов человек разной национальности. 8% населения - в

Слайд 3выявился ряд проблем,
представляющих интерес для осмысления
истоков становления отечественного дизайна
Россия, XIX век


вопрос промышленного искусства
и необходимость технического творчества

типизированные промышленные изделия,
выпускаемые индустриальными методами
требовали участия художника для своего исполнения

технический прогресс требовал распространения идей

развитие конкуренции

необходимость
новых кадров

выявился ряд проблем,представляющих интерес для осмысленияистоков становления отечественного дизайнаРоссия, XIX век вопрос промышленного искусстваи необходимость технического творчестватипизированные

Слайд 4Начало отечественной промышленности
было положено еще при Петре I.


Мануфактурное производство развивалось

довольно медленно,
часто существуя благодаря государственным дотациям.

1822 году введен таможенный тариф на ввозимые товары
это дало выгоды отечественной промышленности,
и оградило ее на время от иностранного соперничества.


Русские мануфактуры стали быстро развиваться
и уже через несколько лет достигли европейского уровня.
Лучшие из отечественных товаров порой смешивались в магазинах
с импортными и часто за такие продавались.


«Надлежало рассеять сие оскорбительное для русских
предубеждение и явить свету
успехи наших мануфактур в полном их блеске и величии».

Состояние российской промышленности

Начало отечественной промышленности было положено еще при Петре I.Мануфактурное производство развивалось довольно медленно, часто существуя благодаря государственным

Слайд 5Впервые в России идея учреждения общей выставки
изделий русской промышленности была

высказана
министром коммерции
графом Румянцевым в 1807 г.

Граф Никола́й Петро́вич Румя́нцев (Румянцов)
(3 (14) апреля 1754, Санкт-Петербург
— 3 (15) января 1826, там же)
— русский государственный деятель,
в годы Наполеоновских войн
занимавший пост министра иностранных дел.
Известен также как меценат, коллекционер,
основатель Румянцевского музея,
покровитель первого русского
кругосветного плавания.
Почётный член
Императорской Российской академии (1819).
Сын военачальника
Петра Александровича Румянцева.

Впервые в России идея учреждения общей выставки изделий русской промышленности была высказана министром коммерции графом Румянцевым в

Слайд 6В это же время приступили к разработке проекта ее осуществления.
Чарльз Камерон


(1745/46, Лондон — 19 марта 1812, Санкт-Петербург)
— один из первых палладианских архитекторов,
работавших в России.

Василий Петрович Стасов 1769 - 1848.
Самый строгий и последовательный
приверженец классицизма
в русский архитектуре той эпохи.

В это же время приступили к разработке проекта ее осуществления.Чарльз Камерон (1745/46, Лондон — 19 марта 1812,

Слайд 71820-х годах - возникла потребность
организации в России по примеру развитых


европейских стран промышленных, или мануфактурных выставок.




Планированием и организацией этих смотров занимался
департамент мануфактур и внутренней торговли
Министерства финансов,
который посредством выставок стремился
«ознакомить публику
с успехами отечественной промышленности,
победить предрассудки,
дающие преимущество всему иностранному,
и отличиями и наградами за изящнейшие произведения
возбудить дух соревнования между фабрикантами
и поощрить их
к дальнейшему усовершенствованию своих изделий».
1820-х годах - возникла потребность организации в России по примеру развитых европейских стран промышленных, или мануфактурных выставок.

Слайд 8Граф (с 1829) Его́р Фра́нцевич (Георг Людвиг)
Канкри́н (16 [27] ноября

1774 — 9 [21] сентября 1845)
— русский государственный деятель
немецкого происхождения.
Генерал,
состоящий при Особе Его Величества[2],
генерал от инфантерии,
министр финансов России в 1823—1844 годах.

В 1824 году министр финансов граф Е. Ф. Канкрин
обратился к Александру I с представлением о постройке здания
для выставок российских мануфактурных произведений.
«Представление сие удостоено Высочайшего утверждения
19 декабря 1824 года, а планы и фасады 12 августа 1825 года».
В декабре 1825 года была подсчитана подробная смета,
составленная на сумму 284 400 рублей 45 копеек.

Граф (с 1829) Его́р Фра́нцевич (Георг Людвиг) Канкри́н (16 [27] ноября 1774 — 9 [21] сентября 1845)

Слайд 9Иван Францевич (Джованни) Лукини (Giovanni Luchini,
1784 — 8 июля 1853)

— санкт-петербургский архитектор.
Служил в качестве архитектора в таможенном ведомстве
в Санкт-Петербурге.
В 1829—1832 годах по его проекту было построено
известнейшее здание «Морской таможни»
— дом, где ныне расположен
Институт русской литературы «Пушкинский дом»

Строительство выставочного зала
осуществляла Комиссия для окончания строений
на Биржевой площади, созданная в 1825 году,
в состав которой входил архитектор И. Ф. Лукини.
Сохранились многочисленные архивные материалы,
подробно рассказывающие о ходе этой стройки.

Ныне здание Зоологического музея

Иван Францевич (Джованни) Лукини (Giovanni Luchini, 1784 — 8 июля 1853) — санкт-петербургский архитектор.Служил в качестве архитектора

Слайд 10сентябрь 1828 года - «высочайше» утверждены
правила предстоящей выставки.



Затем были

немедленно отпечатаны и разосланы
во все губернии России к губернаторам,
предводителям дворянства, в купеческие Думы,
а также отдельным известным заводчикам и фабрикантам
«с приглашением принять участие в сем благонамеренном деле»
высылкою отечественных мануфактурных произведений
для публичной их выставки.
сентябрь 1828 года - «высочайше» утверждены правила предстоящей выставки. Затем были немедленно отпечатаны и разосланы во все

Слайд 11Январь 1829 года в «новых Биржевых строениях»
на стрелке Васильевского острова

собрался на свое первое заседание
выставочный комитет,
созданный при департаменте мануфактур и внутренней торговли
Министерства финансов
под председательством генерал-лейтенанта Ф. Герарда.



На комитет была возложена разработка
экспозиционной мебели и составление эскизов почетных медалей.
Правительство выделило 10 000 рублей
из сметы строительства биржевых зданий
на оборудование и декоративное оформление
выставочных помещений, организационные и прочие расходы.
Январь 1829 года в «новых Биржевых строениях» на стрелке Васильевского острова собрался на свое первое заседание выставочный

Слайд 12Первая
Всероссийская выставка
мануфактурных изделий
Торжественно открылась
в Санкт-Петербурге
9 мая 1829

г.

Она положила начало
не только целому ряду
подобного рода событий,
проводившихся в России
на протяжении целого столетия,
но определенным образом
предварила развитие
выставочной деятельности в стране.

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий Торжественно открыласьв Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она положила начало не только

Слайд 13Триста двадцать шесть участников
из 33 губерний и областей России представили

4041 экспонат,
которые тематически были разделены на 15 отделов.
Выставка впервые поставила и разрешила
проблему распределения экспонатов по тематическому признаку,
что значительно облегчало осмотр, сравнение и экспертизу предметов.

Знаменитый немецкий ученый и путешественник
Александр Гумбольдт
после осмотра экспозиции оставил лестный отзыв:
«Я не ожидал бы и через тридцать лет
таких успехов в России».

Первый публичный смотр продемонстрировал большие успехи
отечественной промышленности.
Как писали современники:
«Тут рассеялось то обидное для русских предубеждение,
будто в России не умеют сделать ничего превосходного».

Триста двадцать шесть участников из 33 губерний и областей России представили 4041 экспонат, которые тематически были разделены

Слайд 14Помимо всего прочего, выставка показала,
что многие изделия,
выдаваемые за иностранные,


сделаны руками русских мастеров,
и их произведения могут достойно конкурировать с изделиями,
изготовленными за рубежом, поколебав,
по словам «Санкт-Петербургских ведомостей» (№ 72, 1829 г.),
«вредное и закоренелое предубеждение в пользу всего заморского».
Помимо всего прочего, выставка показала, что многие изделия, выдаваемые за иностранные, сделаны руками русских мастеров, и их

Слайд 15Первая мануфактурная выставка явилась
одним из крупнейших политических,
экономических и культурно-просветительных


мероприятий первой трети XIX столетия в России.

Первое выставочное здание
«само по себе есть уже превосходное произведение
архитектурного художества; в особенности же
большая экспозиционная зала
возбуждала удивление знатоков...
Свет в залу входит из окон обоих этажей с трех сторон.
Огромность и красивое величие сей залы
при входе в оную производят
удивительное впечатление».

Следует подчеркнуть,
что применение большепролетных металлических конструкций,
раскрытых в интерьере,
стало первым опытом в практике отечественного строительства.

Первая мануфактурная выставка явилась одним из крупнейших политических, экономических и культурно-просветительных мероприятий первой трети XIX столетия в

Слайд 16Дальнейшая эксплуатация «залы»
лишний раз подтверждает вывод о том,
что здание

проектировалось и строилось как выставочное.
Здесь же и в примыкавшем здании Южного пакгауза
размещались Всероссийские мануфактурные выставки
1833, 1839, 1849 и 1861 годов.

В ноябре 1839 года при Санкт-Петербургском
техническом институте была организована
Рисовальная школа для вольноприходящих,
занявшая в марте 1840 года помещение
бывшего «дома таможенных чиновников» и «Экспозиционную залу».
Из других источников мы узнаем,
что рисовальная школа здесь находилась по 1878 год.
Великий русский художник И.Е. Репин учился здесь в 1863–1864 годах.
Зала также арендовалась различными организациями и учреждениями.
В 1895 году помещение было передано Горному департаменту,
а в начале ХХ века, после реконструкции,
здесь разместилась коллекция Зоологического музея.

С «Экспозиционной залы» началась
история отечественного выставочного строительства

Дальнейшая эксплуатация «залы» лишний раз подтверждает вывод о том, что здание проектировалось и строилось как выставочное. Здесь

Слайд 17 На протяжении столетия

были устроены выставки:



1829 г. – Петербург;
1831 г. – Москва;
1833 г. – Петербург;
1835 г. – Москва;
1839 г. – Петербург;
1841 г. – Варшава;
1843 г. – Москва;

1845 г. – Варшава;
1849 г. – Петербург;
1853 г. – Москва;
1857 г. – Варшава;
1861 г. – Петербург;
1865 г. – Москва;

1870 г. – Петербург;
1882 г. – Москва;
1896 г. – Нижний Новгород;
1901 г. – Рига;
1913 г. – Киев.

На протяжении столетия были устроены выставки:1829 г. – Петербург;1831

Слайд 18Осознание необходимости эстетической ценности
промышленных изделий
в России приводит к возникновению

учебных заведений,
готовящих кадры для нового рода деятельности.

Одной из первых
была основана
Строгановская школа живописи и ремесел.

Осознание необходимости эстетической ценности промышленных изделий в России приводит к возникновению учебных заведений, готовящих кадры для нового

Слайд 19К. Е. Маковский. Портрет графа
Сергея Григорьевича Строганова.
(1882, ГРМ)
Граф Серге́й Григо́рьевич Стро́ганов


(8 ноября (19 ноября) 1794, Москва
— 28 марта (9 апреля) 1882,
Санкт-Петербург)
— русский государственный деятель,
археолог, меценат, коллекционер,
московский генерал-губернатор,
генерал от кавалерии (26 ноября 1852 года)

В 1825 г. Сергей Григорьевич Строганов
основал “Строгановскую
школу рисования
в отношении к искусствам и ремеслам”,
в 1860 г. преобразованную
в “Строгановское училище
технического рисования”
с целью поиска
национального стиля
в декоративно-прикладном искусстве.

К. Е. Маковский. Портрет графаСергея Григорьевича Строганова.(1882, ГРМ)Граф Серге́й Григо́рьевич Стро́ганов (8 ноября (19 ноября) 1794, Москва

Слайд 20Роль «Строгановского училища»
в подготовке отечественных “ученых рисовальщиков” и распространении “русского

стиля”.

проведена большая работа по выявлению, фиксации и сбору материала по древнерусскому орнаменту и декоративно-прикладному искусству;
эти материалы широко использовались в процессе художественного обучения в Строгановском училище;
изучение орнаментальных стилей стало основой художественного образования.

Профессиональный уровень выпускников училища был высоким, о чем свидетельствовали успехи училища на российских и зарубежных выставках начала ХХ века.

В 1918 г. на базе Строгановки были созданы Первые Свободные государственные мастерские, с 1920 г. – ВХУТЕМАС, который в декрете Ленина определялся как “специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности”.
Роль «Строгановского училища» в подготовке отечественных “ученых рисовальщиков” и распространении “русского стиля”. проведена большая работа по выявлению,

Слайд 21Второе российское учебное заведение
для подготовки дизайнеров – Мухинка
1881 г. закончилось

строительство здания
в Соляном переулке для училища,
готовящего “ученых рисовальщиков
для ремесел и мануфактур, а также учителей рисования”.
Второе российское учебное заведение для подготовки дизайнеров – Мухинка1881 г. закончилось строительство здания в Соляном переулке для

Слайд 22Барон
Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц
(1 (13) сентября 1814, Санкт-Петербург
— 24 октября

(5 ноября) 1884, Санкт-Петербург)
— крупнейший российский финансист, промышленник,
управляющий Государственным банком России (1860—1866), меценат.

6 января 1876 г. барон Штиглиц
передает в Министерство финансов
миллион рублей
“ради развития
художественной стороны
отечественной промышленности”,
тогда же и был утвержден устав
Училища технического рисования.
Кроме того барон Штиглиц жертвует
еще пять с половиной миллионов
на создание музея
декоративно-прикладного искусства.
В 1918 г. Училище технического рисования
было переименовано
в государственные трудовые мастерские
декоративного искусства,
которые в 1922 г.
слились с Академией Художеств.
В 1945 г. они получают название
– Высшее
художественно-промышленное
училище имени Веры Мухиной.

Барон Алекса́ндр Лю́двигович фон Шти́глиц(1 (13) сентября 1814, Санкт-Петербург— 24 октября (5 ноября) 1884, Санкт-Петербург)— крупнейший российский

Слайд 23Открытие школ решало вопрос
«разобщения ремесел и художеств»
и удовлетворяло потребность


в высококвалифицированных специалистах,
испытываемый бурно развивающейся промышленностью.

В таких специалистах нуждались и выставки,
которые регулярно устраивались
в ряде городов России и проходили с мая по октябрь

Открытие школ решало вопрос «разобщения ремесел и художеств» и удовлетворяло потребность в высококвалифицированных специалистах, испытываемый бурно развивающейся

Слайд 24Выставки переросли
задачи демонстрации достижений
только производственного характера
и проблем сбыта продукции.
Они являются отражением
всей

культурной жизни страны.

Всероссийская
мануфактурная
выставка
1870 год
г. Санкт - Петербург

Выставки перерослизадачи демонстрации достиженийтолько производственного характераи проблем сбыта продукции.Они являются отражениемвсей культурной жизни страны.Всероссийская мануфактурная выставка1870 годг.

Слайд 25Отделение химических производств.
Гигантская свеча и сахарная голова
Горное ведомство.
Золотая пирамида.

Отделение химических производств.Гигантская свеча и сахарная головаГорное ведомство.Золотая пирамида.

Слайд 26Сад.
Фонтан и вход в аквариум.
Отдел общества попечения
раненых и больных воинов.

Сад.Фонтан и вход в аквариум.Отдел общества попечения раненых и больных воинов.

Слайд 27Печорский отдел.
Отдел бронзы.
Статуэтки Шопена.

Печорский отдел.Отдел бронзы.Статуэтки Шопена.

Слайд 28Лен, пенька и шерсть.
Выставка изделий фабрики
барона Штиглица.

Лен, пенька и шерсть.Выставка изделий фабрики барона Штиглица.

Слайд 2915 выставка в Москве в 1882 году с самого начала была

задумана как
«показ всей совокупности
производящей человеческой деятельности в целом»

Экспозиция была размещена в отдельных павильонах
на площади в 30 га на Ходынском поле.

15 выставка в Москве в 1882 году с самого начала была задумана как«показ всей совокупности производящей человеческой

Слайд 30Переименование явилось не просто актом формального признания роста значения выставок,
а

выражением некоего содержательного скачка,
иного качества постановки и решения проблем,
вызревших в культуре на протяжении века.











Вдобавок на выставке
в Москве в 1882 г.
и выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г.
были открыты специальные художественные отделы,
где были представлены работы известных художников.
Переименование явилось не просто актом формального признания роста значения выставок, а выражением некоего содержательного скачка, иного качества

Слайд 31Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939)
– великий инженер.
Специалисты называют его
«первым

инженером»,
не только в российском,
но и в мировом масштабе.

Висячее покрытие
системы Шухова.
Фото А.О.Карелина.

Водонапорная башня
на выставке 1896 года
в Нижнем Новгороде.

Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939) – великий инженер. Специалисты называют его «первым инженером», не только в российском, но

Слайд 32Художественно- промышленный отдел
Художественный отдел скульптуры

Художественно- промышленный отделХудожественный отдел скульптуры

Слайд 33Строгановское училище

Строгановское училище

Слайд 34Горнозаводский отдел
Отдел ивановских ситцев

Горнозаводский отделОтдел ивановских ситцев

Слайд 35В перечне устроителей Всероссийской выставки
есть сведения о распространении промыслов по

стране.
Так, говоря о знаменитейших в стране и за рубежом
мастерах золотого и серебряного дела,
эксперты отмечали кустарей серебренщиков
из сел Вятской, Вологодской, Пермской губерний, причем отмечали,
что русские изделия из черненого серебра едва ли не лучшие в мире,
т.к. обладают секретом прочнейшей “вековечной черни”
(Устюг, Сольвычегодск).
Обширен раздел столярных изделий:
ящики, сундуки, паркеты, бочки, корзины, игрушки, токарные изделия из
Архангельска, Алатыря, Царицына.
В перечне устроителей Всероссийской выставки есть сведения о распространении промыслов по стране. Так, говоря о знаменитейших в

Слайд 36В самом кустарном отделе на выставке 1896 г.
было представлено свыше

1200 произведений самостоятельно
и почти столько же в коллекциях, присланных земствами.
При всем том, что структура кустарного производства была бедна и малоразвита, ее лучшие мастера достигали в своем творчестве высоких результатов.
Это позволяло современникам говорить о
“могучих творческих дарах народного духа, создающих без всякого образования, по одной только сметке, при помощи самых грубых орудий, тончайшие механизмы
и прекрасные художественные произведения.”
В самом кустарном отделе на выставке 1896 г. было представлено свыше 1200 произведений самостоятельно и почти столько

Слайд 37Особенно поражала современников
практичность и сметливость русского ума
по использованию “утилизации

остатков”
столь бурно развивающегося фабричного производства,
которая «хотя и производится кустарями весьма первобытным способом,
но заявляет здесь собою
необыкновенные промышленные способности русского человека
–находчивость, изобретательность в придании новой ценности вещам,
утратившим всякую ценность по их первоначальному назначению».
Это ли не дизайнерская характеристика
самобытного творчества русского человека?
Особенно поражала современников практичность и сметливость русского ума по использованию “утилизации остатков” столь бурно развивающегося фабричного производства,

Слайд 38Особую роль в зарождении отечественного ландшафтного дизайна
сыграли выставки садоводства.
Для

декоративного оформления смотров 1858-го, 1859-го и 1860 годов
в Санкт-Петербурге был приглашен архитектор Г.А. Боссе,
который применил элементы геопластики и малые архитектурные формы
в сочетании с традиционными приемами садово-паркового искусства.

В Санкт-Петербурге
они походили в экзерциргаузе
Гвардейского штаба
напротив Эрмитажа
и Михайловском манеже

в Москве – в городском манеже у Кремля.

Особую роль в зарождении отечественного ландшафтного дизайна сыграли выставки садоводства. Для декоративного оформления смотров 1858-го, 1859-го и

Слайд 39выставки
зарождение и развитие искусства экспозиции
промышленная реклама

выставкизарождение и развитие искусства экспозициипромышленная реклама

Слайд 40Серебряная медаль
XIV Всероссийской Мануфактурной
выставки 1870 года.
Медаль XIV Всероссийской
мануфактурной

выставки 1870 года.
Серебряная медальXIV Всероссийской Мануфактурной выставки 1870 года. Медаль XIV Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года.

Слайд 42Первое время участники выставок не могли влиять
на художественную сторону экспозиции

своих изделий.

1870 год - участники смотра в целях рекламы своей продукции
пошли по пути экспонирования уникальных
чисто выставочных образцов
или создания предметной гигантомании.

1882 год - поиски новых форм решения
экспозиции предвосхитили появление
некоторых направлений современного
коммерческого искусства,
в частности поп-арта и его архитектурной разновидности

Крупные промышленники и купцы,
сознавая большое значение выставок для рекламы своих фирм,
стремились экспонировать свою продукцию в собственных павильонах.

Первое время участники выставок не могли влиять на художественную сторону экспозиции своих изделий. 1870 год - участники

Слайд 43Выставки были ареной острой конкурентной борьбы.
Это обстоятельство отражалось
на художественном

решении частных сооружений,
их выразительности, положении в структуре выставки.

Чаще всего стилистика сооружений
применялась вне всякой связи с тематикой и характером экспозиции

Поиски новых форм решения экспозиции
привели к уникальной архитектурной практике –
к строительству павильонов из выпускаемой продукции
и даже в виде огромных изделий

Международная
юбилейная выставка
садоводства 1914 года.
Павильон-бутылка
Н. Н. Бекетова.

Экспонаты
военного отдела.
Двуглавый
орел из сабель
Златоустовского
оружейного завода
на Всероссийской
Промышленно
-художественной
выставке
1882 года в Москве

Выставки были ареной острой конкурентной борьбы. Это обстоятельство отражалось на художественном решении частных сооружений, их выразительности, положении

Слайд 44История промышленных выставок в России
дает немало материала
для изучения процессов

архитектурного творчества
в этой специфической области.
История промышленных выставок в России дает немало материала для изучения процессов архитектурного творчества в этой специфической области.

Слайд 45ВЫВОД
Значение художественно - промышленных выставок в России

признание технического творчества;

распространение прогрессивных научных

и конструкторских идей
и приемов обработки изделий;

стимулирование развития механики
и опирающихся на нее технических наук;

выставки влияли на уровень профессиональных знаний кадров,
давая возможность изучать достижения родственных предприятий;

способствовали формированию нового типа архитектуры –
архитектуры выставочных павильонов,
которые требовали новых конструктивных решений;

необходимость рекламировать выставки
и показываемые на них технические изделия,
привела к появлению промышленной графики
и графическому дизайну
ВЫВОДЗначение художественно - промышленных выставок в Россиипризнание технического творчества;распространение прогрессивных научных и конструкторских идей   и

Слайд 46 Используемая литература

1. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн:

Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 2004г.
2. Глазычев В.Л. О дизайне. - М.: Искусство, 1990г.
3. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие.-М. 2004.
4. Михайлов С. "История дизайна в 2х томах", М.: "СОЮЗ", 2005г.


Интернет ресурсы
http://pomnipro.ru/memorypage661/biography
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/503.html
http://www.dizayne.ru/txt/2stand01.shtml
Используемая литература  1. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. - М.:

Слайд 47Презентацию подготовила
Королева С.В.
Преподаватель РГТК
2016 год

Презентацию подготовилаКоролева С.В.Преподаватель РГТК2016 год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть