Слайд 1Методическое объединение учителей МХК, искусства и музыки
Отдела образования Администрации
Первомайского района Республики Крым
Научно-практическая конференция на тему:
«Создание условий для освоения практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; выполнения познавательно-творческих заданий»
Руководитель: Пастушко Н.В.
Март,2017 г
Слайд 2Цель:
Обобщение педагогического опыта учителей района, преподающих предметы художественно-эстетического цикла, по
решению актуальных проблем организации художественно-практической и творческой деятельности обучающихся.
Слайд 3Задачи
1. Рассмотреть особенности формирования метапредметных умений учащихся в условиях введения ФГОС
второго поколения.
2. Ознакомиться с особенностями воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.
3. Поделиться опытом внедрения деятельностного подхода во внеурочной деятельности по предметам художественно-эстетического цикла.
4. Обсудить условия, приёмы и методы развития индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирования устойчивого интереса к творческой деятельности.
5. Обобщить опыт учителей района по формированию у обучаемых навыка исследовательской деятельности.
Слайд 4Особенности формирования метапредметных умений учащихся в условиях введения ФГОС второго поколения.
Слайд 5Виды универсальных учебных действий
личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое
оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
познавательные:
общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);
регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана
Слайд 6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры
ученик должен:
Знать / понимать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Слайд 7 Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Слайд 8Метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные и коммуникативные По материалам методических рекомендаций
«Разработка основной образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений Санкт-Петербурга» - Институт детства, 2010
Слайд 9Особенности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.
Слайд 12
Психологические типы учащихся
(типология В.А.Родионова, основанная на героях хорошо известной сказки о
Винни - Пухе А.Милна)
(известны классификации школьников П.Ф.Лесгафта, Э.М.Александровской, В.А.Ясвина, хотели бы добавить
"Кролик"
Для учащихся этого типа не характерны такие свойства, как тревожность и ранимость. Они отличаются завышенным уровнем притязаний. склонностью к фантазированию, хвастовству. Вместе с тем, этот тип несет в себе ряд положительных черт, связанных с социальной деятельностью. Они могут быть хорошими помощниками учителю, хотя не всегда эффективно, так как «Кролики» стремятся быть лидерами, даже в том случае ,когда роль лидера не соответствует их социальному статусу и способностям. В этом случае они стремятся «брать « все на себя, при неудачах винят окружающих, болезненно реагируют на поражения, не пытаются выяснить их причины. Хотя они далеко не всегда доводят до конца порученную работу, в трудных ситуациях часто сохраняют бодрость духа».
«Кролики» отличаются чрезмерной самостоятельностью, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. Хотя особенности своего характера они не скрывают, однако стараются выставить себя более приспособленными к окружению, чем есть на самом деле
Слайд 13 С первых детских лет любят играть одни, не тянутся к сверстникам,
избегают возни и шумных забав, предпочитают общество знакомых взрослых, подолгу молча слушают их беседы. Замкнутость «Иа-Иа» сочетается с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненные отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие.
Их самооценка отличается избирательностью - они верно оценивают свою отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Объективная оценка проблем других людей дается им гораздо хуже; противоречия в своем поведении не замечаются или им не придают должного значения. Для них характерны преувеличения недоразумений, возникающих в процессе общения со сверстниками и старшими, самоизоляции,»уход в себя».
Можно сказать, что таким учащимся свойственны аутистические черты характера
«Иа-Иа»
Слайд 14«Тигра»
У учащихся этого типа любые эмоции проявляются очень ярко, во время
разговора склонны к излишним движениям и выраженной жестикуляции, в трудных ситуациях может срываться голос. «Тигры» любят играть, часто на грани риска, при этом болезненно переносят поражения. В группе сверстников стремятся к властвованию, желают устанавливать порядки, выгодные для них самих. Для этого выискивают компанию из младших, слабых или безвольных.
«Тигры» часто не могут сосредоточиться при выполнении сложного задания, не способны взять себя в руки по указанию учителя, при монотонной работе возможны срывы.
Такие учащиеся отличаются повышенной возбудимостью, причем в ситуациях напряжения часто особенно стремятся навязать свою волю. У них недостаточны самодисциплина и самоконтроль, хотя в трудных ситуациях они нередко проявляют решительность.
Наиболее яркой чертой «Тигры» является склонность к импульсивным действиям в любых ситуациях, особенно тревожных, неуживчивость и драчливость. Подобного рода импульсивность обычно связана с эмоциональной незрелостью и слабостью внутреннего контроля. Поэтому в ситуациях эмоционального напряжения такие учащиеся реализуют себя без оглядки на социальные и этические нормы. Эмоциональная неустойчивость с преобладанием возбудимости имеет следствием резкие перепады в настроении и поведении, причем «паузы спокойствия» занимают незначительное время, все остальное–состояние возбуждения. Акцентуированные черты характера проявляются в различного рода неврозах, связанных с проявлениями как словесной, так и физической агрессии.
Педагогу следует принять во внимание, что при всей активности ученики этого типа иногда проявляют склонность к заискиванию перед учителями и другими лицами, от которых зависит возможность получения права подчинения других людей своей воле. Поэтому выделяясь «примерным» и «обходительным» поведением в одной ситуации, они могут быть черствы и жестоки в другой.
Учителям «Тигры» доставляют немало трудных минут, так как страдают нарушением внимания и гиперактивностью. Учитывая, что проступки таких учащихся случаются «не нарочно», педагогам следует быть по отношению к ним особенно терпимыми
Слайд 15 «Пятачок»
Такие учащиеся стараются не начинать действия, пока не
получат соответствующего распоряжения учителя, при выполнении любого действия ждут похвалы.
Стремятся внешне подражать лидерам класса (походка, прическа, любимые словечки). «Пятачки» легко меняют свои позиции с учетом мнения других, избегают выступать против общепринятого мнения в группе, так же легко приспосабливаются к различным стилям деятельности разных учителей и вообще к новым условиям ( в новом классе, новой школе и т.д.)
Не менее свойственна «Пятачкам» преданная дружба. Но при этом они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, при нападках- защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании.
Проявляют чуткость всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют им искреннюю радость. В группе сверстников на роль вожака не претендуют, а ищут эмоциональных контактов, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня.
Главная черта- постоянная и чрезмерная приспособляемость, а также привязанность к своему непосредственному привычному окружению. Их жизненное правило - думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы у них было «как у всех». Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение. От него стараются ни в чем не отстать, но и не любят выделяться, забегать вперед.
Для учащихся -«Пятачков» характерна повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием агрессивности. У них недостаточна самодисциплина, что и приводит к зависимости не только от лидеров, но и от всех тех, кто пытается воздействовать на них. Они беспечны и в тоже время нерешительны.»Пятачки» нередко низко оценивают свои физические возможности, даже если для этого нет объективных оснований. У них часто встречается соматическая ослабленность.
Слайд 16«Винни-Пух»
Это тип добродушного, рассудительного ученика. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить
абстрактными понятиями. «Пухи» охотно принимают участие в различных спорах, при чем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.
Учащиеся этого типа отличаются доверчивостью и исполнительностью. Иногда следует обращать внимание на то, чтобы окружающие не злоупотребляли этим, хотя такие дети, как правило, способны постоять за себя.
Иногда скромность и апатичность создают впечатление определенной «недалекости», а любовь к фантазиям рассматривается как проявление инфантилизма. Однако, именно в силу, казалось бы своих отрицательных качеств «Пухи» могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени , предпочтение умственного труда физическому заставляют учащихся изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Кстати, скромность вовсе не означает равнодушие к похвале. Такие дети достаточно эмоциональны, поэтому равнодушие или несправедливое наказание могут глубоко обидеть их. Среди «Пухов» немало левшей.
Слайд 17Внедрение деятельностного подхода во внеурочной деятельности по предметам художественно-эстетического цикла.
Слайд 18Ради чего учить?
Как учить?
Чему учить?
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
обновление содержания
ценности образования
обновление средств обучения
Слайд 19
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы
действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Слайд 20Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Слайд 21Методы и приёмы
;
;
Метод диалогичности
Равенство всех участников
Метод свободы в системе ограничений
(свобода выбора, действий.
«Благоустройство» пространства;
Метод сравнений.
Метод проектов
Право на ошибку.
Метод «открытий».
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Творческие мастерские
Творческие выставки
Диалог в сотворчестве
«От простого к сложному».
Метод анализа-интерпретации
Метод само- и взаимооценки
Слайд 22Формирование у обучаемых навыков исследовательской деятельности
Слайд 23Китайская пословица гласит: “Скажи мне – я забуду. Покажи мне –
я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда.”
исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и создавать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Перечислим их:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования
Слайд 24Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных
источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний
Слайд 25Выводы:
1. Главной особенностью формирования метапредметных умений учащихся в условиях введения
ФГОС второго поколения является обучение на основе деятельностного подхода.
2. При организации художественно-практической деятельности необходимо учитывать особенности воздействия разных видов искусства на разные психологические типы личности учащихся.
3. Наиболее эффективным условием внедрения деятельностного подхода является организация внеурочной деятельности по предметам художественно-эстетического цикла.
4. При выборе приёмов и методов для развития творческой деятельности и интереса к ней необходимо обеспечивать обучающимся: свободу выбора, сотрудничество в сотворчестве, право на ошибку, путь к открытию или созданию нового, понимание значимости результата творческой деятельности.
5. Исследовательская деятельность учащихся должна осуществляться в следующем порядке:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
овладение методикой исследования;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
создание конечного продукта исследования
Слайд 27Спасибо за внимание!
Март, 2017 г