Слайд 1ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Разработчик: Григорьева Татьяна Николаевна, преподаватель художественных дисциплин
МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района Липецкой области
2017 г.
Слайд 2Примеры игр, используемых в дидактической системе развития мышления учащихся старшего дошкольного
и младшего школьного возраста.
1. «ЦВЕТЫ»
Знаешь ли ты цветы? Эта игра закрепляет знания формы листьев, строения стеблей, окраски цветов, развивает быстроту реакции, сообразительность.
Для этой игры необходимо сделать (нарисовать на картоне и вырезать по отдельности) образцы стеблей с листьями и бутонами, головки цветов.
Слайд 32. «РЕПКА»
Эта игра не только проверяет и закрепляет знания сюжета
сказки, но и формирует вербальный аппарат. Помимо этого развивает умение ставить проблемные вопросы, осуществлять поисковую работу:
-перескажи и «покажи» сказку;
-найди ошибку (перестановка персонажей, введение другого персонажа из другой сказки);
- другие варианты заданий.
Слайд 43. «СВЕТОФОР»
Цель игры: формировать понятия об оттенках основных цветов, обучить
правильному названию таких цветов, как лиловый, бордовый, светло-розовый, салатный и другие, развивать ловкость, быстроту реакции, другие физические качества ребенка.
Оборудование: карточки с нарисованными квадратами лилового, бордового, светло-розового, салатного, золотистого, серебряного цвета, кроме того, дети должны быть одеты в максимально яркую и разноцветную одежду.
Слайд 5Педагог предлагает детям сыграть всем вместе в одну очень занимательную игру.
Для этого нужно выбрать водящего – «светофор» (им может стать тот ребенок, у которого одежда окрашена в самые яркие цвета или имеет наибольшее количество оттенков). Затем руководитель объясняет правила, которые заключаются в том, что необходимо успеть пересечь прочерченную посередине игровой площадки длинную линию, на которой будет стоять «светофор».
Слайд 6Остальные дети становятся в линию, параллельную уже прочерченной, и ждут, пока
выбранный ребенок отвернется и назовет любой цвет. После этого руководитель говорит, что нужно найти данный цвет на своей одежде. Те учащиеся, у которых этот цвет есть, могут беспрепятственно пересекать линию и переходить на противоположную сторону. Остальные дети пытаются обмануть «светофор», показывают ложные цвета и пытаются быстро перебежать линию. Но водящий их должен поймать. Если ему это удается, то пойманный игрок становится «светофором» и продолжает игру, называя другой цвет.
Слайд 74. «АУКЦИОН»
Цель игры: проверить знания детей о названиях цветов, развивать
речь дошкольников, учить детей быстро воспринимать задание и выполнять его, определить среди детей наиболее сообразительного и ловкого.
Оборудование: лист формата А2 или АI с основными цветами и оттенками, которые помогут учащимся быстрее включиться в цветовой аукцион небольших призов для победителей игры.
Слайд 8Учитель предлагает детям сыграть в очень интересную и развивающую игру, которая
называется «Аукцион». Но сначала желательно повторить цвета, которые знают малыши. Для этого педагог вывешивает на доску плакат с разными цветами и их оттенками. Когда учитель убедится в том, что все хорошо знают цвета, он начинает объяснять правила проведения аукциона, которые заключаются в том, что необходимо по очереди называть цвета или их оттенки на определенную букву. Выигрывает тот участник игры, который последним даст правильный ответ.
Слайд 9Затем ребенок, победивший в прошлом туре, становится водящим, загадывает букву и
внимательно следит за ответами сверстников, чтобы они не повторялись.
Задания и ответы могут быть следующими:
1) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «с» (синий, сиреневый, салатный, серебристый, серый);
2) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «к» (красный, коричневый, карий, кофейный);
Слайд 103) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «б»
(белый, бирюзовый, бордовый, багряный, болотный, бронзовый);
4) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «з» (зеленый, золотистый);
5) назовите цвета или их оттенки, которые начинаются с буквы «ч» (черный, червленый, т. е. красный);
6) многие другие.
Слайд 11 5. «НАТЮРМОРТ»
Это задание позволяет объяснить детям сложные
вопросы по теме «Композиция»:
- смысловая связь предметов;
- значение вертикального, горизонтального положения формата листа;
- «видоискатель» поиска формата композиции;
- поиск композиционных решений при составлении натюрмортов;
- определение ошибок в составлении натюрмортов (введение не связанных по смыслу предметов);
Слайд 12- заполнение фона характерными деталями (драпировка, стол, вертикальная плоскость).
Игра призвана развивать
у ребенка внимание, наблюдательность, логику, фантазию, пространственное мышление, умение составлять натюрморты.
Все эти задания состоят из нарисованных на картоне и вырезанных форм различных бытовых предметов. С обратной стороны на форму крепится скотчем маленький магнитик, что помогает легко двигать его по школьной металлической доске.
Слайд 136. «ШИШКИ»
Широкое применение находят на занятиях еловые шишки. Они служат средством
для тренировки и восстановления работоспособности мышц рук, пальцев, применяются для массажа ладошек, фаланг и т.д. Причем, задания для этих веселых игр должны придумать сами ребята. Сами же дети, бывая на природе, собирают этот замечательный и полезный материал.
Слайд 147. «ГЕОМЕТРИЯ»
Набор геометрических фигур позволяет помочь учащимся преобразовать простые формы в
формы сложных образов (животных, предметов быта и т.д.), идя «от простого к сложному», а именно: раскладывать конкретный предмет на геометрические предметы.
Эти задания помогают развивать у детей пространственное воображение, мышление, фантазию, чувство формы, умение преобразовывать.
Слайд 158. «ПЕТУШОК»
Игра знакомит детей с темой «Пропорции» путем составления
больших и маленьких предметов из деталей.
Задание: самостоятельно определить пропорции (размеры) деталей и составить своего петушка (большой, маленький). Представляет собой разные по размеру детали петушка: голова, шея, крылья, туловище, хвост, ноги.
Это задание развивает: логику в сравнении, быстроту, внимание, аккуратность, учит рассуждать, обсуждать (если в паре), отстаивать точку зрения (убеждать).
Слайд 169. «ЗИМА»
Эта игра помогает понять и закрепить законы сюжетной композиции:
перспектива (воздушная, линейная), плановость (взаимосвязь главного со второстепенным), сюжет.
Игра состоит из картонных цветных фигур разных размеров - людей (динамика), деревьев, домов, снеговиков, собак и т.д. По мере поиска композиции, составления сюжета, мелом можно дорисовать дополнительный фон (детали).
Задание развивает логическое и пространственное мышление, умение составлять сюжетные композиции, размышлять, фантазировать.
Слайд 1710. «ЛОТО»
Карточки с вопросами по теории изобразительной деятельности содержат не только
вопросы по разным темам программного материала, но и графические изображения, задания в виде лото:
Что такое КОМПОЗИЦИЯ?
Что такое АРХИТЕКТУРА? ( и т.д. и т.п.)
Что здесь нарисовано?
Какая линия короче?
Слайд 18Найти N количество различий на картинках. Запомни на картине предметы и
перечисли их по памяти.
Составь картинки по фрагментам: «НАТЮРМОРТ», «ПЕЙЗАЖ», «ТОРТ», «ПОРТРЕТ» и т.д.
Такие задание помогают не только стимулировать интерес детей, развивать мышление, но и проверить усвоение программного материала, логику, уровень творческого мышления.
Слайд 1911. «СОБЕРИ ОСКОЛКИ ВАЗЫ»
Эта игра позволяет не только переключить внимание
во время занятия, но и продолжить развитие мышления в игровой форме.
Задание: Из фрагментов (условных осколков) вазы, связанных цветом, узором, собрать вазу. Может выполняться как индивидуально, так же в паре и коллективно.
Слайд 20Цель - проверить быстроту реакции детей, мышление, внимание, умение убеждать доказательно,
умение работать в коллективе.
Для каждого занятия можно разработать свои задания, главное, чтобы они несли не только развлекательную, но и познавательную, развивающую функции.
Слайд 21Такого рода занятия помогут детям развивать свои способности, стать духовно богатой,
физически здоровой, социально активной, грамотной, творческой личностью. А педагогу во время игр легче вести наблюдения за детьми, выявляя и направляя их творческие способности, отслеживать уровень развития личностных качеств, интереса, а также усвоение программного материала.