Слайд 2Портретная миниатюра
Портретная миниатюра — портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой
тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Слайд 3Виды и форматы миниатюр очень разнообразны: их писали на пергаменте, бумаге, картоне, слоновой кости,
на металле и фарфоре, используя акварель, гуашь, специальные художественные эмали или масляные краски. Изображение в соответствии с композиционным решением автора (или с пожеланием заказчика) может быть вписано в круг, овал, ромб, восьмиугольник и т.д. Классической портретной миниатюрой считается миниатюра, выполненная на тонкой пластинке из слоновой кости.
Слайд 4Как и живописный, миниатюрный портрет может быть камерным или парадным; одно-,
двух- или многофигурным; иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом, «взрослом», портрете изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, однако же, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.
Слайд 5Небольшие изображения вставляли в медальоны и носили на груди или хранили
в футляре, украшали ими крышки табакерок, веера, часы, и даже браслеты, броши и перстни. Для защиты хрупкой основы от деформации или поломки, а живописи — от физических повреждений, царапин и выцветания, готовую миниатюру вставляли в металлическую оправу со стеклом, плоским или слегка выпуклым, которое герметично закрывало изображение. С обратной стороны медальона иногда помещали прядь волос дорогого человека. Нередко оправа сама является произведением ювелирного искусства. В частности, в конце XIX века фирма Карла Фаберже выпускала рамки для миниатюрных портретов и фотографий.
Слайд 6Яйцо, выполненное к трехсотлетию Дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей
Царствовавшей династии.
Слайд 7Пасхальное яицо Фаберже
Портрет Петра I
Слайд 9Портрет З.Н.Юсуповой,
В.Зуев, 1907
Слайд 10Миниатюрные портреты брали с собой, отправляясь в путешествие или в военный
поход. В начале XIX века такие портреты также становятся частью интерьера: в кабинетах, гостиных и библиотеках миниатюры в рамках размещали на столе или развешивали на стенах. Часто стена была заполнена рядами миниатюрных портретов, напоминавших о родных и близких людях.
Слайд 11Среди портретных миниатюр особое место занимает так называемый жалованный портрет. Изображённые на медальонах
портреты царствующих особ, оправленные в золото и усыпанные драгоценными камнями, жаловались за особые заслуги и считались самой престижной наградой для подданных. Жалованные портреты носили на ленте или банте, вешали в петлицу. Известно, что Екатерина II дважды одаривала своего фаворита графа Г. Г. Орлова такими портретами. На миниатюре А. И. Чёрного (Чернов) граф изображён с драгоценным миниатюрным портретом Екатерины II на голубой ленте.
Слайд 13Портретная миниатюра в России
Портретная миниатюра в России как самостоятельный вид изобразительного
искусства появилась и стала развиваться во времена Петра I.
К середине XVIII века миниатюрная живопись достигла небывалой популярности, издавались руководства и пособия в помощь желающим освоить этот род искусства.
Слайд 15В первой половине XIX века, в связи с невероятной модой на
миниатюрные портреты на кости и доступностью этой техники не только для профессионалов, но и для любителей, художественная роспись по эмали стала постепенно исчезать. С появлением дагерротипии и распространением фотографии портретная миниатюра, как жанр значительно более трудоёмкий и дорогостоящий, практически утратила былое значение. Сейчас миниатюрные портреты кисти современных мастеров, выполненные маслом на основе из перламутра или папье-маше, можно встретить среди произведений мастеров Федоскино.
Слайд 19Современный портрет
на заказ.
Федоскино.
Слайд 20Техника портретной миниатюры
Основой для портретных миниатюр служат слоновая кость, бумага, пергамент.
В некоторых случаях — металл (медь, цинк или золото). Встречаются образцы, выполненные на перламутре. В. Л. Боровиковский для своих миниатюрных портретов в качестве основы нередко использовал жесть и писал масляными красками.
Сложная по технике исполнения миниатюра на эмали была доступна лишь избранным слоям высшего общества, и потому круг заказчиков таких портретов был весьма ограничен. Миниатюра на кости была значительно более лёгкой в исполнении, требовала меньших временных затрат и, следовательно, была намного более дешёвой. Кроме того, эту технику вполне могли освоить даже художники-любители.
Слайд 21Ф.М.Мюллер. Портрет
М.И.Сухово-Кобылиной.
1814 г.
Слайд 22Миниатюры писались очень тонкими кистями, и тогда через полупрозрачные краски просвечивал
естественный тон слоновой кости, либо акварелью в сочетании с гуашью и белилами плотным корпусным письмом. Техника наложения красок в портретной миниатюре на кости характерна только для этого жанра: портреты исполняли тончайшим пунктиром (пуантелью) — маленькими точками или короткими штрихами, которые и формировали изображение. Фон и костюмы часто писались более широким свободным штрихом.