Слайд 1Памятники язычества восточных славян
Муниципальная организация дополнительного образования
«Детская школа искусств» с.
Койгородок
Презентация по предмету
«Беседы об искусстве»
Выполнила Турубанова В.С.,
преподаватель х/о
Слайд 2Содержание:
Религиозное мировоззрение восточных славян
1.1. Культ лося;
1.2. Культ медведя;
1.3. Культ ящера;
1.4. Культ
упырей и берегинь;
Земледельческая эпоха
2.1. Культ Рода;
2.2. Культ Перуна;
3. Дом в системе языческого мировоззрения
Слайд 31. Религиозное мировоззрение восточных славян
Язычество для восточных славян никогда не было религией или
религиозным
верованием, учением. Оно было гораздо глобальнее,
масштабнее. Язычество отражалось и в культуре восточных славян, и
в их быту, и в работе, и в повседневной жизни, и в досуге, и в
духовной жизни.
Язычество –
это система первобытных верований, основанных на обожествлении
окружающей среды и политеизме
Слайд 4Язычество – целостная система мировоззрения
Основные положения:
Природа – это нечто божественное, живое,
могущественное (культ природы);
Культ предков;
Вера в магию, колдовство.
Таким образом, язычество в жизни восточных славян
проникало абсолютно повсюду. Оно стало
основополагающим в сознании людей на несколько
сотен лет
Слайд 54 стадии славянского язычества:
1. Культ упырей и берегинь
2. Культ Рода
3. Культ
Перуна
4. Принятие христианства
Слайд 61.1. Культ лося
Культ лося –
Лосиха (олениха) – древнейшая славянская богиня
плодородия, неба
и солнечного света; ее рога – символ солнечных лучей, поэтому рога
(соха) – оберег от нечисти, который прикрепляли либо над входом в
дом, либо внутри жилища
Рис.1. Поклонение лосихе – богине плодородия
Слайд 7Рис.2. Изображения лосих, украшавшие шаманский головной убор
(мезолит, неолит, Север)
Слайд 8Рис.3. Небесные олени (слева скифский, справа - кавказский)
Слайд 9Рис.4. Изба, украшенная сверху оленьими рогами
Слайд 10Рис.5. Рожаницы, рождающие «оленьцов малых»
(древние мотивы вышивки)
Слайд 111.2. Культ медведя
Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь.
Он
считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с
весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление
весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать
в доме медвежью лапу, как талисман-оберег, который должен был защищать
своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.
Рис.6. Культ медведя
Слайд 12Рис.7. Древнее изображение медведицы на горе Собутке (скульптура)
Слайд 131.3. Культ ящера
Ящера считали богом рек, морским царём, владыкой «нижнего
мира»,
хранителем несметных сокровищ.
Рис.8. Культ ящера
Слайд 14Рис.9. Головы ящеров на конструкциях домов и ручках ковшей (Новгород)
Слайд 151.4. Культ «упырей (вампиров) и берегинь» дуалистический анимизм первобытных охотников каменного
века, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
Рис.10. Упыри и берегини
Рис.11. Русалки
Слайд 16Рис.12. Вилы-русалки («Сирины») на колтах и других предметах
Слайд 172.1. Культ Рода и «рожаниц»
Бог Род был одним из верховных
богов на Руси, творцом Вселенной,
всего видимого и невидимого мира, «отцом и матерью всех богов».
Неизменными спутниками Рода выступают рожаницы.
2. Земледельческая эпоха
Рис.13. Род и рожаницы
Слайд 18Основа хозяйства восточных славян – пашенное земледелие
подсечно-огневое земледелие (подсека) - вырубались
и выжигались леса,
после чего в течение 2-3 лет на этих землях выращивались сельскохозяйственные
культуры (рожь, овес, ячмень). После истощения земли участок забрасывали и
осваивали новый.
2. Переложное земледелие (характерно для степных районов) – схожее с
подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
3. С VIII века получает распространение полевое пашенное земледелие
(южные районы) – основано на использовании плуга с железным мехом,
тяглового скота и деревянной сохи.
Слайд 19Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, ботничество (пчеловодство).
Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов. Развивалось ремесло, в том числе, на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно, в основном, было с вязано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо.
Слайд 20Развитие славянской письменности
2 направления:
Изобразительные виды (создающие объемное изображение и восприятие);
Начертательные виды
(создающие плоскостное восприятие начертаниями на плоскости).
Согласно Славяно-Арийским Ведам, основу письменной грамоты славяно-арийских народов составляли 4 формы письма, от которых в дальнейшем произошли все остальные виды азбук и алфавитов
Слайд 211. Х, арийская Каруна (союз рун) – жреческое письмо, сборник тайных
рунических образов. Состояла из 256 рун, которые легли в основу языков Деванагари, Санскрита
Рис.14. Х, арийская Каруна
Слайд 222. Да, Арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) – иероглифическое начертание передаваемых
образов. Читались по всем четырем направлениям
Рис.15. Да, Арийские Тьраги
Слайд 233. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы) – письмо этруссков
Рис.16. Рассенское образно-зеркальное письмо
Слайд 244. Словенское народное письмо (черты и резы) – разновидность нанесения Буквицы,
служило для передачи кратких сообщений на бытовом уровне
Рис.17. Черты и резы (словенское народное письмо)
Слайд 25Рис. 19. Збручский идол
Рис.18. Сосуд для новогодних гаданий IV в.
н.э.
(Лепесовка, Украина). Поверх волнистой линии
изображены символы 12 месяцев
Слайд 27 2.2. Культ Перуна
Бог грозы, молний и грома, впоследствии ставший
божеством войны
и покровителем воинов и князей.
Рис.21. Культ Перуна
Слайд 28Пантеон Владимира
Для создания единого государства необходима единая вера
формирование «пантеона семи
богов», где языческие божества расположены в порядке их старшинства
Рис.22. Пантеон Владимира
Слайд 29Перун (бог грозы, считается у славян покровителем военной княжеской дружины и
самого князя). Идол Перуна был расположен на вершине холма (атрибуты: возвышенное место, гора, холм; дуб и дубрава)
Рис.23. Перун (идол)
Слайд 302. Велес (бог скота; помощник трудам земледельцев, бог богатства (т.к. скот
считался богатством семьи)). Идол Велеса располагался на Подоле (в нижней части города).
Рис.24. Велес (идол)
Слайд 313. Мокошь (покровительствует женским работам: прядению, ткачеству, домашним делам). Идол Мокоши
располагался на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств.
Рис.25. Мокошь (идол)
Слайд 324. Сварог (верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов; бог солнца
и огня). Его постоянный атрибут – огонь, зажигаемый в ритуальных целях, называемый сварожичем. Не представлен среди идолов Владимирова пантеона, следовательно, не входит в перечень «семи богов». Однако исследователи считают его божеством высшего уровня
Рис.26. Сварог (идол)
Слайд 335. Даждьбог (бог солнца и его олицетворение, покровитель всего русского народа)
6.
Стрибог (бог ветра)
Рис.27. Даждьбог
Рис.28. Стрибог
Слайд 347. Хорс (бог солнца и солнечного диска)
8. Семаргл (вестник между небесным
и земным мирами, ведающий огнем). Был единственным зооморфным существом пантеона – его представляли в образе священного крылатого пса
Рис.29. Хорс
Рис.30. Семаргл
Слайд 35Главные божества древних славян:
Род – бог Вселенной;
Даждьбог – бог солнца;
Мокошь –
богиня земли;
Велес – бог скота;
Сварог– бог огня;
Перун – бог грозы;
Стрибог – бог ветра;
Ярило – бог солнца;
Лада – богиня любви и красоты;
Чернобог – бог холода, уничтожения, зла, смерти;
Белобог – бог добра, удачи, счастья, блага.
Слайд 363. Дом в системе языческого мировоззрения
Дом был не только крепостью, но
и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол», с расшитыми магическими узорами полотенцами. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение. Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа
Слайд 37Рис.31. Бытовая утварь внутри дома
Рис.32. Одежда восточных славян
Слайд 38Список использованной литературы:
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Текст. Б.А. Рыбаков
- М.: Наука, 1980;
https://www.syl.ru/article/167824/new_religiya-vostochnyih-slavyan-kultura-i-religiya-vostochnyih-slavyan;
https://www.liveinternet.ru/users/orhideya6868/post167907440/;
https://studwood.ru/960587/filosofiya/mirovozzrenie_mirooschuschenie_drevnih_slavyan;
https://studfiles.net/preview/6277760/page:5/;
http://hiztory.ru/rus/vost-slavyane.html;
http://www.historicus.ru/185;
https://histrf.ru/biblioteka/b/vostochnyie-slavianie;
https://studopedia.ru/4_40414_glava--dom-v-sisteme-yazicheskogo-mirovozzreniya.html.