Слайд 1Ярославская школа храмового зодчества
XVII века
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ
№12 г. Ярославль
Кузьмичева Марина Евгеньевна
Слайд 3«Золотой век» храмовой архитектуры Ярославля
Золотым веком храмовой архитектуры Ярославля стало 17
столетие
Слайд 4«Золотой век» храмовой архитектуры Ярославля
Своеобразие планировки, объёмно - пространственного решения и
декоративного убранства позволяет выделить Ярославское монументальное зодчество в отдельную ветвь в развитии русской архитектуры XVII века
Слайд 6Четырёхстолпный тип храма
Основной тип ярославского храма –это прямоугольное сооружение с четырьмя
внутренними столбами, поддерживаю-щими своды ,с восточной стороны алтарь замыкался абсидами, с трёх остальных сторон, а иногда только с двух, к центральному кубу пристраивались открытые галереи, шатровые колокольни обычно встраивались в общий объём с севера–западного угла или же строились отдельно.
Слайд 7Шатровая колокольня
Галереи
Поддерживающие
своды
Основа – куб с четырьмя
внутренними столбами
Слайд 8Три периода в развитии четырёхстолпного храма
К первому периоду, который кончается 60
– ми годами XVII века, относятся ранние посадские Ярославские храмы – церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка и другие.
Во второй период – 60 – 80-е годы XVII столетия - были сооружены самые замечательные памятники культового зодчества – церкви Иоанна Златоуста, Фёдоровская, Иоанна Предтечи и другие.
К третьему периоду – 90 - е годы XVII века – относятся церкви Богоявления, Благовещения и другие.
Слайд 9Первый период в развитии
четырёхстолпного храма
Сооружения отличаются асимметричностью плана и объёмно
– пространственного решения, наличием обязательного подклета и двухъярусных галерей, а также северного придела, перекрытого несколькими рядами кокошников с небольшой главкой, широкими крыльцами на ползучих арках и сдержанностью декоративного убранства.
Слайд 10Церковь Николы Надеина
Одна из первых каменных церквей в Ярославском посаде (1620
– 1622). Четырёхстолпный, первоначально пятиглавый, с позакомарным покрытием храм на подклете с трёх сторон окружён двухъярусными галереями. Массивное домообразное крыльцо на ползучих арках, квадратная колокольня, скромный, но живописный ( как бы нарисованный от руки ) декор церкви - именно такой тип храма, с ассиметричной и в то же время уравновешенной композицией, стал характерным для первой половины XVII века.
Слайд 11Храм Ильи Пророка
Этот четырёхстолпный пятиглавый храм на высоком подклетке, первоначально с
позакомарным покрытием, построенный в 1647-1650 годах. Крыльца и галереи храма богато украшены резным кирпичом, изразцами, белокаменными деталями; фасады его приделов и центральной части оформлены более скромно. Фрески храма, выполненные в 1680 году костромскими и ярославскими мастерами, считаются шедевром древнерусской живописи.
Слайд 12Храм Ильи Пророка
Один из храмов Ярославля, дошедший до наших дней почти
в первоначальном виде, знаменует собой завершение первого этапа в развитии Ярославского культового зодчества.
Подобных храмов в городе больше не строилось.
Слайд 13Второй период в развитии
четырёхстолпного храма
Абсолютная симметрия планового и объёмно –
пространственного решений, отсутствие подклета, богатейшее декоративное убранство – основные черты построек 60 – 80-х годов XVII века.
Слайд 14Церковь Иоанна Предтечи
Этот выдающийся памятник архитектуры, сооруженный в
1671 – 1687 годах, знаменует собой вершину Ярославской школы культового зодчества XVII века.
Слайд 15Церковь Иоанна Предтечи
Представляет собой четырёхстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями
с трёх сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах; с двумя симметричными приделами, которые завершаются малыми пятиглавиями. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись аспид и дверей придают ему исключительную нарядность. Храм расписан фресками ( 1694 – 1695 ) , которые по праву считаются шедевром мирового искусства.
Слайд 16Фёдоровская церковь
Четырёхстолпный пятиглавый храм без подклета, первоначально без галерей и приделов,
построен в 1687 году по образцу церкви Вознесения.
В 1736 году появились западная паперть с высоким крыльцом на столбах, в 70-е годы XVIII века – южный предел. Интерьер расписан фресками ( 1715 ).
Слайд 17Фёдоровская церковь
Церковь отличается характерным для архитектуры того периода выразительным силуэтом глав
на высоких барабанах.
Слайд 18Церковь Спаса на Городу
Четырёхстолпный пятиглавый храм без подклета построен в 1672
году. Для церкви характерны большие главы на высоких барабанах, равные по высоте основному зданию. Северная закрытая паперть сооружена в 80 – е годы XVII века.
Слайд 19Церковь Спаса на Городу
Тёплая церковь в южном пределе ( XVII )
и западная паперть перестроены в XIX веке. В 1693 году храм расписан фресками.
Несмотря на скромное декоративное оформление церкви Спаса на Городу, мощное пятиглавие и два шатра делают её одной из самых красивых на набережной Которосли.
Слайд 20Церковь Николы Мокрого
Этот четырёхстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми
приделами, с одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо – западном углу паперти возведён в 1665 – 1672 годах. По своей композиции церковь Николы Мокрого напоминает храм Иоанна Златоуста, но выполнена не с таким художественным мастерством (более дробный силуэт, сухость в прорисовке деталей).
Колокольня построена по образцу колокольни Ильи Пророка.
Слайд 21Церковь Николы Мокрого
Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка
западного притвора – появилось на храме в 90 – е годы XVII века. Интерьеры церкви расписаны в 1673 году.
Слайд 22Церковь Дмитрия Солунского
Четырёхстолпный, первоначально пятиглавый, с шатровой колокольней, храм поставлен в
1671 – 1673 годах на месте деревянной церкви, сооружение которой относят ко времени Дмитрия Донского. Храм расписан фресками (1686 ).
Слайд 23Церковь Дмитрия Солунского
В 1700 году пристроена северная паперть, в начале XIX
века – западная. В 30 – е годы XIX века разобраны для облегчения сводов четыре боковые главы.
В настоящее
время
памятник
частично
реставриро-
ван.
Слайд 24Третий период в развитии
четырёхстолпного храма
Характерные черты церквей 90-х годов XVIII
века - бесстолпные внутренние помещения и преобладание в общем облике церкви декоративных начал.
Слайд 25Церковь Благовещения
Пятиглавый храм (1688 – 1702), бесстолпный, без подлета, без приделов
и галерей, с шатровой колокольней ( не сохранилось ), послужил прообразом многих Ярославских церквей XVIII века. Для этого храма характерны гладкие, без декора плоскости стен, расчленённые двумя рядами больших окон без наличников, четырёхскатное покрытие, глухие барабаны.
Слайд 26Церковь Благовещения
Главы церкви в середине XVIII века были переделаны в стиле
барокко. Храм расписан фресками
( 1709 ).
Слайд 27Церковь Благовещения
В 1745 году рядом построена тёплая церковь, в 1766 году
– трёхъярусная колокольня в стиле классицизма.
Слайд 28Церковь Богоявления
Одна из первых бесстолпных церквей Ярославля ( 1684 – 1693),
в архитектурной композиции которой чувствуется влияние Московского зодчества того периода.
Слайд 29Церковь Богоявления
Пятиглавый, без подклета, с галереями – приделами с трёх сторон,
с восьмигранной шатровой колокольней, этот храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами, размещение и цветовая гамма которых строго подчинены архитектуре памятника.
Слайд 30Церковь Богоявления
Храм расписан в
1692 – 1693 годах.
Слайд 31Трапезный тип храма
Внутренний объём без столбцов, перекрытый обычно коробовым сводом с
пятью глухими главами; пристраивалось прямоугольное помещение, называемое трапезной, более низкое и перекрытое цилиндрическим или коробовым сводом; с западной стороны над входом строилась колокольня, галереи отсутствовали
Декоративное убранство храма отличалось немногословностью и простотой
Слайд 33Церковь Николы Рубленого
Единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля XVII века ( 1695).
Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, с крыльцом на восьмигранных столбах. Церковь, скромная по декоративному оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью пропорций.
Слайд 34Церковь Михаила Архангела
Церковь строилась 25 лет (1657 – 1682), что наложило
отпечаток на её внешний вид, соединивший в себе черты двух периодов развития Ярославского зодчества XVII века.
Четырёхстолпный пятиглавый храм на подклете, с северным приделом в виде башни, с тяжёлой квадратной ярусной колокольней и шатровым крыльцом.
Слайд 35Церковь Михаила Архангела
С более поздними культовыми сооружениями этот памятник роднят крупные
главы и барабаны, высокие окна, четырёхскатное покрытие над мелкими декоративными закомарами.
Слайд 36Церковь Михаила Архангела
Зелёные изразцы на фасадах крыльца – одни из самых
древних в Ярославле. В 1731 году интерьер церкви был расписан артелью художников во главе с известным мастером Фёдором Фёдоровым в несколько наивной манере, напоминающий народный лубок.
Слайд 37Церковь Владимирской Богоматери
Бесстолпный храм трапезного типа с прямоугольным алтарём и шатровой
колокольней построен в 1670 – 1678 годах на Божедомке, месте захоронения неимущих. Для этой церкви характерно завершение в виде трёх небольших шатров с главами ( по образцу Дивной церкви в г. Угличе ). Храм расписан фресками в 1691 году.
Слайд 38Где вы можете узнать подробней о ярославских храмах?
Ярославль в его прошлом
и настоящем» Исторический очерк-путеводитель. Ярославль,1973.
Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо - Преображенский собор в Ярославле.М., 2002
Голицин А.А. Все церкви Ярославской области: практический справочник. Ярославль, 1992
Козлов П.И,, Мааров В.Ф. Ярославль: Церковный путеводитель. 1998
Первухин Н.Г. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1985