Презентация, доклад на тему Особенности Древнерусского искусства. 14-17 вв.

В 14 в. центром культуры становится Новгород, где работал и создал целое художественное направление Феофан Грек. Он переселился на Русь из Византии. Кисть Феофана обладает волшебной динамичностью. «Старец Макарий египетский», фреска в церкви Спаса Преображения 14

Слайд 1Выполнил: учитель нач. классов
Разыграева Ю.В.
Тема: «Особенности Древнерусского искусства. 14-17 вв.



Выполнил: учитель нач. классов Разыграева Ю.В.Тема: «Особенности Древнерусского искусства. 14-17 вв.

Слайд 2В 14 в. центром культуры становится Новгород, где работал и создал

целое художественное направление Феофан Грек. Он переселился на Русь из Византии. Кисть Феофана обладает волшебной динамичностью. «Старец Макарий египетский», фреска в церкви Спаса Преображения 14 в., «Троица» там же, «Снятие с креста» - фреска церкви Фёдора Стратилата в Новгороде 14 в. Он воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворённость человека, силу внутренней эмоциональности, страстную волю к возвышенному и прекрасному духовному состоянию человека

Феофан Грек

«Снятие с креста»

Искусство Древней Руси 14-15 вв

В 14 в. центром культуры становится Новгород, где работал и создал целое художественное направление Феофан Грек. Он

Слайд 3Примерно в 14 в. иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса,

помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас – чисто русское изобретение. Икона в иконостасе располагаются в несколько горизонтальных ярусов. Первый ряд – местный, и включает в себя райские – «царские врата» - по центру, входя в эти двери, попадаешь в алтарь. В местном ряду обязательно находиться икона богоматери – слева от врат, справа – икона Спаса. Вторая справа – икона изображающая сюжет, давший название этому храму. Второй ряд (чин) – деисусный – ряд архангелов и апостолов. В центре этого ряда – Иисус, слева – Богоматерь и святые, обращённые к Христу. Третий ряд – праздничный (Евангельские события). Четвёртый ряд – пророческий – изображены пророки, которые возвестили о рождении Христа. Пятый ряд – праотеческий – прародители человеческие, упоминаемые в Библии.
Примерно в 14 в. иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь.

Слайд 414 – 15 вв. ознаменован ростом Москвы как центр объединённых русских

земель и нашёл воплощение в Строительстве нового кирпичного Кремля (детинец)– с его могучими стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками.
14 – 15 вв. ознаменован ростом Москвы как центр объединённых русских земель и нашёл воплощение в Строительстве

Слайд 5Итальянских архитекторы руководили постройкой соборов в Кремле. Зодчие сохранили национальный русский

облик в архитектуре. Демонстрируется новый тип храма – в своей основе крестово-купольный, но становится более стройным, одноглавый, имеет удлинённый барабан, новые декоративные элементы: закомары и кокошники.
Архитектор Фиорованти возглавил строительство Кремля, построил современный Успенский собор.
Итальянских архитекторы руководили постройкой соборов в Кремле. Зодчие сохранили национальный русский облик в архитектуре. Демонстрируется новый тип

Слайд 6Искусство Руси 16 вв
Архитектура. Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский

характер посадского церковного зодчества. Новые принципы планировки зданий. Создание монументальных общественных зданий светского назначения. Бесстолпные, пятиглавые, ассиметричные композиции, декоративная многоцветность (красный кирпич, белокаменная резьба). Влияние барокко (церковь покрова в филях). Концентрация декоративных элементов.
Искусство Руси 16 ввАрхитектура. Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский характер посадского церковного зодчества. Новые принципы

Слайд 7Наиболее новаторское направление в каменной архитектуре 16в. представляют столпообразные шатровые храмы

(прообраз – терем, деревянные постройки). Отражают ощущение гордости народа, скинувшие оковы татаро-монголького ига. Ранний, самый лучший образец такого сооружения – церковь Вознесения в Коломенском (начало 16 в., общая высота 60 м, высота шатра 28 м) построена в честь рождения Ивана Грозного. Уникальный башнеобразный храм, увенчанный мощным шатром, имеет «гульбища» - обходные галереи вокруг церкви по периметру. Сам Иван Грозный увековечил свою главную победу – взятие Казани – сооружением знаменитого храма Покрова («Василия Блаженного»). Построили русские зодчие Барма и Постник. Этот своеобразный архитектурный монумент с восемью приделами, окружающими центральный шатёр, сплошь покрытым декором из кокошников, арочек и сочной резьбы (каждый из восьми приделов отличен по своему убранству от других). Церковь Усекновения главы Иоанна Предтече в селе Дьяково – пятиглавая, четыре боковые купола – шатровые. Построена в честь венчания Ивана Грозного на царство.

церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтече в селе Дьяково

Наиболее новаторское направление в каменной архитектуре 16в. представляют столпообразные шатровые храмы (прообраз – терем, деревянные постройки). Отражают

Слайд 8Иконопись. Утверждение в искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование

парсунного жанра. Отражение западноевропейской художественной традиции в искусстве московского иконописца Карпа Золотарева. Признаки барокко в художественном убранстве церкви Покрова в Филях.
Иконопись 16 в. не чужда новаторства, но власть церковно-феодальной догмы, делает это новаторство однобоким, мешает ему дорасти до нового, качественного перелома. Икона остаётся иконой, только более повествовательной, дробной, сложной иногда перегруженной деталями, из-за чего утрачивается былая благородная ясность художественной концепции, становятся популярны иконы с очень сложной, замысловатой фабулой, сюжеты-притчи, сюжеты- аллегории. В древних иконах горки были только условным обозначением пейзажного фона, теперь их иногда стараются сделать элементами пейзажа. В рамках иконной композиции это не очень удаётся, форма теряет свою выразительность.

Икона Богоматери с Младенцем

Иконопись. Утверждение в искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование парсунного жанра. Отражение западноевропейской художественной традиции

Слайд 917 в. «Бунташное время»
Архитектура. Бурное строительство в Москве и провинциях, рост

купечества, иноземные слободы в Москве, расширение связей с Западной Европой, широкое гражданское строительство. Обилие форм декора, проникновение западных стилей.

Интерьеры Дворцовых палат – росписи Симона Ушакова.

Пассадская застройка Москвы – палаты думного дьякона Аверия Кирилова на Берсеньевской набережной (в центре Крестовая палата с опорным столбом, вокруг после пристраивали др. палаты).

Теремной дворец московского Кремля (арх. Бажен Огурцов, Ларион Ушаков).

17 в. «Бунташное время»Архитектура. Бурное строительство в Москве и провинциях, рост купечества, иноземные слободы в Москве, расширение

Слайд 10Распространился тип без столпового храма – с коробовым столбом, барабаны становятся

декоративными.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (рядом с Ленкомом) – колокольня шатровая, храм – трапеция, трёхчастный принцип.

Церковь Троицы в Никитинках – появляется крыльцо с каплей, остаток от шатровый архитектуры – колокольня, закомары – имитация для перехода.

Московские храмы.

Распространился тип без столпового храма – с коробовым столбом, барабаны становятся декоративными.Церковь Рождества Богородицы в Путинках (рядом

Слайд 11.
Деревянное зодчество. Приёмы строительства – простейшая ячейка (изба- клеть, четырёхугольный

сруб), четырёхчастное решение объёма – изба, сени, подпристройки; декор – фигурный тёс на крыше, резные оконные наличники, карнизы в виде петушиных гребешков. Пышнее всего этот стиль проявлялся в светских зданиях – дворцах и теремах. (Кремлевский теремной дворец, деревянный Коломенский дворец царя Алексея Михайловича – не сохранился).
. Деревянное зодчество. Приёмы строительства – простейшая ячейка (изба- клеть, четырёхугольный сруб), четырёхчастное решение объёма – изба,

Слайд 12Иконописцы 17 в. Семён Ушаков («Спас Нерукотворный»), Гурий Никитин, Сила Савин,

Дмитрий Плеханов, Фёдор Игнатьев. Семён Ушаков – стоял за «светловидную живопись». Писал иконы, где лики вполне телесны. Вводит светлотень, моделирующую объём лица, при этом иконография и плоскостная композиция остаются в неприкосновенности. Объемная моделировка не выявляет внутренней жизни персонажа.

Семён Ушаков

Фёдор Игнатьев

Гурий Никитин

Иконописцы 17 в. Семён Ушаков («Спас Нерукотворный»), Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Плеханов, Фёдор Игнатьев. Семён Ушаков

Слайд 13Живопись. Распространен первый тип портрета - «Парсуна» - от латинского личность

– реальный исторический портрет. «Иван Грозный», «Царь Алексей Михайлович».
Бунташный век в живописи: расширение тематики, светские исторические сюжеты. Годуновская школа живописи: повествовательность, дробность, перегруженность композиций, телесность и материальность форм, цветовая палитра – сдержанная, акцент на построение рисунка. Икона «Богоматерь Толгская» из Толгского монастыря, икона «Прокопий Чирин».

«Иван Грозный»,

«Царь Алексей Михайлович».

икона «Прокопий Чирин».

Икона «Богоматерь Толгская»

Живопись. Распространен первый тип портрета - «Парсуна» - от латинского личность – реальный исторический портрет. «Иван Грозный»,

Слайд 14Строгановские письма. По заказам купеческого рода Строгановых. Тип Строгановской иконы: камерная

икона «мелкого письма», иконная миниатюра - изощрённый рисунок, богатство орнамента, полихромный колорит, обилие золочения, «Богоматерь Боголюбская», «Максим исповедник с деяниями». Графика – «Титулярник» (Большая государственная книга или корень российский государей) – художники Иван Максимов и Дм. Львов. «Повесть о Варлааме и Иосифе» - Симон Ушаков.

«Титулярник»

Строгановские письма. По заказам купеческого рода Строгановых. Тип Строгановской иконы: камерная икона «мелкого письма», иконная миниатюра -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть