Слайд 1Личность Петра I в произведениях искусства.
Исследовательская работа
ученицы 10 «А»
класса
МБОУ СОШ №10
Гудковой Екатерины.
Слайд 2Цель работы
Проанализировать образ Петра I в истории, живописи, литературных произведениях и
выявить противоречивость изображения его натуры.
Слайд 3Задачи работы
Проанализировать образ Петра I в истории, живописи и литературе.
Выявить существенные
сходства и различия изображения царя.
Доказать, что Петр I является не такой великой и положительной фигурой, какой его изображают художники и писатели.
Ответить на главный вопрос: соответствует ли образ Петра в произведениях искусства исторической личности царя.
Слайд 4Предмет исследования: соответствие образа Петра 1, созданного в произведениях искусства его
исторической личности.
Гипотеза: историческая личность Петра1 не соответствует его образу, созданному в произведениях искусства.
Актуальность: россиян волнует сейчас и всегда волновала роль одного человека в истории государства. Таким человеком и являлся Петр I – герой литературных произведений, персонаж, изображаемый художниками, великий политик, он всегда приковывал и продолжает приковывать к себе людские взгляды.
Слайд 7Софья Алексеевна
Иван V Алексеевич
Слайд 10Образ Петра I в истории.
В одно и то же время он
был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра. Нельзя недооценить тот вклад в развития нашего государства, который он сделал, но ценой каких жертв…
Слайд 11Тяжелые государственные повинности и налоги, гнет и произвол помещиков вызывали крестьянские
волнения. К концу царствования Петра крестьянство было совершенно разорено. Страшной тяготой легла на плечи народа созданная его трудом и потом Российская империя.
Слайд 12Николай Николаевич Ге.
«Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
На данной картине
Петра изображают как наставника. Его строгий взгляд повествует о его властности.
Слайд 13Натье Жан Марк -Портрет Петра I в рыцарских доспехах
Натье Жан Марк
изображает Петра I в рыцарских доспехах, это значит, что автор восхваляет Петра 1 как великого и талантливого полководца.
Слайд 14Алексей Венецианов.
«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»
Мы видим величественный образ царя, думающего о
будущем своей страны. Петр – задумчив и мечтателен. И автор картины, и многие жители России гордятся этим, ибо город, построенный Петром 1, до сих пор является одним из самых больших и красивых городов мира.
Слайд 15Итак, проанализировав три картины с изображением Петра, я смело могу сделать
вывод о том, что художники передают Величие натуры только с той стороны, которая на их взгляд является наиболее привлекательной, не обращая внимания на отдельные черты характера. Поэтому мнения историков и художников о Петре I часто расходятся.
Слайд 16Образ Петра в литературных произведениях А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин раскрывает образ Петра
I по-разному:
В стихотворении «Стансы» Пушкин воспринимает Петра как почти идеального монарха, восхваляя его:
Слайд 17Стансы
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней
Петра
Мрачили мятежи и казни.
Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.
Автор: А. С. Пушкин
Слайд 182.В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца:
«…Выходит Петр.
Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.»
Слайд 19Выводы:
Образ Петра, созданный в произведениях искусства, не полностью соответствует исторической личности.
Масштаб ее настолько велик, что его невозможно отобразить в рамках одного художественного произведения.
Художники и писатели стремятся показать, в первую очередь, внутренний мир царя, а историки – оценить его политические действия.
Только при обращении и к трудам историков, и к произведениям искусства, можно создать объективное мнение о том , каким же был Петр I.