ТЕХНИКА
РИСОВАНИЯ
«ЭБРУ»
Подготовила: Писаренко Ю.С.
Воспитатель МКДОУ д/с №8 «Малютка» г.Светлоград
Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний
и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1.Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире. Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
Слайд 3 ЦЕЛЬ
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование
нетрадиционной техники рисования «Эбру»
Слайд 4 ЗАДАЧИ
Образовательные: Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования –
«эбру».
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук; Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; Развивать творческие способности, художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности; Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление.
Воспитательные: Вызвать интерес к изобразительной деятельности; Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.
Слайд 5Что такое эбру? В персидском языке есть слова об (вода) и
ру (на), соответственно "обру", значит "на воде". В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Слайд 6История возникновения эбру Существуют разные версии о месте происхождения эбру -
Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет. И даже пусть достоверно неизвестно, в какой стране зародилось марморирование, точно известно, что марморирование – это характерный для восточных стран вид искусства. Однако, родиной Эбру принято считать Турцию. Самая древнейшая официальная работа этой техники находится в Стамбуле, дворце Топкапы. Эта работа 1554 года, подписанная художниками Мехмет Киатчи и Угур Дэрман.
ВИДЫ ЭБРУ
Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу. Эбру Шаль – повторение S-образных форм. Осветленное Эбру – заготовка для надписей. Эбру Гребенка – создание при помощи гребня орнамента из волн и других повторяющихся линий. Цветочный Эбру – изображение цветов.
Слайд 8Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.
Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты: Желтый: сернистое соединение природного мышьяка. Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки– ближе к изумрудному. Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки. Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки. Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде. Красный: оксид железа из листьев красной капусты. Все пигменты разводятся ТОЛЬКО дистиллированной водой! Краски настаиваются несколько дней после разведения. Желчь - жидкость желто-зеленого цвета обладает достаточно неприятным запахом, но, несмотря на это, желчь уменьшает поверхностное натяжение воды. (1 капля на чайную ложку смеси пигмента с водой), в оригинале бычья, можно заменить её рыбьей.
Слайд 10Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно
только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. В качестве загустителя используется экстракт растения гевен. Эта горная колючка произрастает в Иране. В июле растения срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, а также сока растения астралагуса, имеющие слабоклеющие свойства.
Слайд 11Для рисования нужна вязкая вода: мы возмем молоко.
Краски, не растворяющиеся
в воде: можно использовать масляную, разбавив их специальным растворителем, или акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния. Плоская кисть, шило или зубочистка или вязальная спица, гребенка, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, совсем тонкая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость). Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на молоке и создают тонкую пленку.
Слайд 121. Кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее
тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). 2. Берем шило или палочку, на кончик палочки набираем краску, и слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек в зависимости от задуманного)
Слайд 13Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность
и ждем несколько минут, края начнут подниматься. Берем за края бумаги и поднимаем ее.
Слайд 14Из проделанной работы можно прийти к выводу: ребенку нужен тот результат,
который вызывает у него радость, изумление, удивление. Рисование на воде – ЭБРУ- представляет собой не просто нанесение красок на определенную поверхность, скорее это целая философия. Ведь Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а так же дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества. Картины всегда получаются необычными, каждое движение шилом или кистью создает неповторимый образ. Восточная живопись является отличным способом развития моторики, творческого потенциала и воображения ребенка. Но не только детям эбру может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна.