Слайд 1
Исследовательская работа
на тему:
Выполнила: Межова Варвара,
ученица 5 класса
МБОУ «Тагнинская ООШ»
Руководитель: Виноградова Татьяна Ивановна,
учитель изобразительного искусства
Русский народный
костюм
Слайд 2Почему я выбрала эту тему?
Меня давно интересовала культура России
и история русского народного костюма. В течение учебного года у меня появилось желание нарисовать костюм в русском стиле, для использования его на уроках изобразительного искусства, технологии, истории,
при изучении традиций русского костюма. И я решила выполнить творческую работу по изобразительному искусству..
Слайд 3Возникли вопросы:
Как появился народный костюм?
Из чего состоит народный костюм?
Какие элементы народного
костюма используются в современной моде?
Смогу ли я нарисовать человека
в народном костюме ?
Слайд 4Цель моего исследования:
1).Познакомиться с историей народного костюма
2). Показать связь времён
3).
Сделать эскизы, рисунки костюма в русском стиле
Слайд 5Задачи исследования
Найти сведения о праздничном русском костюме;
Изучить историю возникновения народного костюма;
Проанализировать динамику использования народных мотивов в костюме русского человека.
Нарисовать народный костюм
Проанализировать результаты
Слайд 6
Гипотеза
Мотивы народного костюма нашли своё отражение в современной моде…
Слайд 7
План проведения исследования
1.Анкетирование среди учащихся “Что вы знаете о народном костюме?”
2.Этнографическое
исследование.
3.Посещение этнографического музея «Русская изба» д.Тагна.
4. Изготовление эскизов рисунков праздничных костюмов.
Слайд 8
Я провела анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом опроса стала данная
диаграмма.
Слайд 9.Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор,
обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.
Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Об этом мне и хотелось написать в своей работе.
Слайд 10История русского народного костюма
Русский народный костюм – неотъемлемая часть народной культуры.
Традиционная народная одежда формировалась веками. Из поколения в поколение передавались знания и опыт работы над костюмом, шлифовались отдельные его элементы и весь образ в целом.
Народный костюм, в особенности праздничный, обрядовый изготавливался из дорогих материалов. Работа над ним требовала много времени и усилий. Такие костюмы берегли, передавали из поколения в поколение, хранили в специальных сундуках – укладках. Самые дорогие костюмы, головные уборы ритуального характера (например, свадебные) брали из семьи в семью.
Слайд 11Цвет в народном костюме
Красный цвет многие народы наделяли магической, обереговой силой.
Красный – цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовалось до 33 оттенков этого цвета.
По цвету народной одежды можно было определить возраст её владельцев: самым скромным были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными – костюмы девушек и молодых женщин до рождения первого ребёнка.
Слайд 12В чём ходили на Руси?
Рубаха
сарафан передник
Слайд 13Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся
изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор, тип чепца.
Душегрея – это укороченный сарафан.
Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами –вошвами.
Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец – лента украшенная узором.
Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.
Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.
Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.
Армяк – фартук украшенный узором.
Слайд 14
Женский костюм в разных губерниях России выглядел по-разному
Слайд 15Русский костюм в искусстве художников
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом».
1848 г.
Михаил Шаньков
«Девочка в русском костюме» 1998 г.
Слайд 16
Русский народный костюм 18-20 вв. из коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Слайд 19Я решила проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике, в
библиотеке выбрала модели с 40-х по 60-е годы. Получились следующие результаты:
Направления использования народных мотивов:
40-е годы- народная вышивка как декор одежды;
50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;
60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)
Слайд 20Использование народных мотивов в современных моделях
Слайд 21Я и моя фольклорная группа «Калинка» на районном
смотре художественной самодеятельности
в русских народных костюмах. п.Залари. ДК «Родник» 2016 г.
Слайд 22Фольклорный ансамбль на празднике Осени в Тагнинской школе. 2015 г.
Слайд 23Фольклорная группа «Калинка» на региональном песенном конкурсе
«Ты звучи, не умолкая,
песня нашего народа!». г.Саянск. 2014 г.
Слайд 24
Творчество моё и моих одноклассников…
на уроках рисования мы познакомились с русскими
народными костюмами и создали собственные эскизы и рисунки
Межова Варвара
Великий Владимир
Гайдукова Анна
Слайд 25Заключение
В своей работе мне хотелось рассказать
о русском народном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.
Люди охотно мне помогали, шли на контакт, с кем-то общалась самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя Татьяны Ивановны. Так что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.
Свою будущую профессию я хочу связать с творчеством и у меня еще будет время довести свои исследования до конца .
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа.
Слайд 26
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О
быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству,технологии, МХК, а также при подготовке классных часов. Гипотеза о том, что Мотивы народного костюма нашли своё отражение в современной моде…выдвинутая мною в начале работы доказана.
Слайд 27Литература
1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. –
СПб.: «Паритет», 2006.
2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.
4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
6. http://festival.1september.ru/articles/511618/
7. Журналы мод.