Презентация, доклад на тему Московская школа иконописи

Содержание

Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом усиления Московского княжества (конец XIV- начало XV века). Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный

Слайд 1
МОСКОВСКАЯ
ШКОЛА
ИКОНОПИСИ

МОСКОВСКАЯ ШКОЛАИКОНОПИСИ

Слайд 2Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом

усиления Московского княжества (конец XIV- начало XV века). Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный и Дионисий. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.
Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом усиления Московского княжества (конец XIV- начало

Слайд 3Ведущий мастер константинопольской и новгородской иконописной школы Феофан Грек появился в

Москве в конце XIV века. Он, несомненно, имел свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи. Какое-то время Феофан работал с Андреем Рублевым. Но влияние его оказалось кратковременным, поскольку Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека.
Ведущий мастер константинопольской и новгородской иконописной школы Феофан Грек появился в Москве в конце XIV века. Он,

Слайд 4С появлением на исторической сцене Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории

московской иконописи. Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана. Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными. В основе творчества Андрея Рублева - философия добра и красоты, гармоничного сочетания духовного и материального начал. 
С появлением на исторической сцене Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. Рублеву удалось сплавить в единое целое

Слайд 5На рубеже  XV–XVI веков ведущим представителем московской религиозной живописи становится Дионисий,

работавший вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий был необычайно продуктивным мастером, в одном только Волоколамском монастыре было 87 икон его работы.
В искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. И он, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал бы к очищению и нравственному совершенствованию. 
В XVI веке дионисиевские традиции быстро пошли на убыль, что прежде всего сказалось на потускнении иконной палитры и на снижении ритмичности композиций. Иконы становятся излишне многословными, они начинают перегружаться аллегориями, в них усиливается догматическое начало. 
На рубеже  XV–XVI веков ведущим представителем московской религиозной живописи становится Дионисий, работавший вместе с сыновьями Феодосием и

Слайд 6Художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним

чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа).
Образцом такого направления можно считать икону "Вход в Иерусалим", написанную неизвестным московским мастером.

Художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при

Слайд 7Военная тематика в росписи также занимала главное место. Покровители московских князей

и русского воинства архангелы Михаил и Гавриил представлены в доспехах. Как бы в обосновании внешней политики великого князя, в росписи особо полно следует череда изображений канонизированных древнерусских князей, правителей некогда огромного государства.
В немалой степени воздействовала на живопись и активизация общественной жизни и мысли страны в первой половине XVI века. Даже через иконы в общество шла критика монастырских порядков и монашеской жизни. Так, посредством икон ("Лествица райская Иоанна Лествичника", "Видение Евлогия", "Притча о слепце и хромце") художники осуждали упадок монашеских нравов (пьянство, блуд, мздоимство и др.), указывали на кары за пороки, критиковали политику монастырского стяжания.

Военная тематика в росписи также занимала главное место. Покровители московских князей и русского воинства архангелы Михаил и

Слайд 8Прославление царя и царской власти в середине XVI века стало одной

из центральных тем в московской живописи. В 1551 году на Стоглавом соборе, кроме введения унификации и трафаретов в иконописи, было утверждено разрешение изображать не только умерших, но и здравствующих светских и духовных лиц. В середине 50-х годов была написана четырехметровая икона-картина "Церковь воинствующая" - памятник казанскому взятию. Среди воинов присутствуют князья-покровители: Владимир Креститель, Александр Невский, Дмитрий Донской. В главе всего войска - сам царь Иван. Впереди же всех - Михаил архангел - общий покровитель всего княжеского и царского рода.
Прославление царя и царской власти в середине XVI века стало одной из центральных тем в московской живописи.

Слайд 9К концу правления Ивана Грозного относится икона Дмитрия Солунского для одноименной

церкви Никитского монастыря в Москве. Ее происхождение связывают с рождением у Ивана Грозного последнего сына царевича Дмитрия. Изображенный на ней воин, несмотря на свой воинственный вид (в доспехах, вооруженный щитом и мечом), больше походит на утонченного аристократа, чем на героя. Подобная манера исполнения была тесно связана с творчеством Строгановской иконописной школой, состоявшей из московских мастеров, которые выполняли заказы для известных сибирских промышленников Строгановых. Это икона и ряд других, например, "Никита-воин" определили дальнейшие направление русской живописи уже в XVII веке.
К концу правления Ивана Грозного относится икона Дмитрия Солунского для одноименной церкви Никитского монастыря в Москве. Ее

Слайд 10Русская школа иконописи, оформившаяся  в XIV-XV веках
Московская школа иконописи сложилась позднее

новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом усиления Московского княжества (конец XIV- начало XV века). Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный и Дионисий.
Русская школа иконописи, оформившаяся  в XIV-XV векахМосковская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом

Слайд 11Феофан Грек
Какое-то время Феофан работал с Андреем Рублевым. Но влияние его

оказалось кратковременным, поскольку Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека.

Ведущий мастер константинопольской и новгородской иконописной школы Феофан Грек появился в Москве в конце XIV века. Он, несомненно, имел свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.

Феофан ГрекКакое-то время Феофан работал с Андреем Рублевым. Но влияние его оказалось кратковременным, поскольку Рублев очень скоро

Слайд 12Феофан Грек

Феофан Грек

Слайд 13Андрей Рублев
Идеалы Рублева были более созерцательными. Он сознательно отмел и византийскую переутонченность

формы, и те из местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким. На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что его долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца.

С появлением на исторической сцене Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. До этого московские иконы были лишены стилистической общности. Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы.

Андрей РублевИдеалы Рублева были более созерцательными. Он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы, и те из местных архаических традиций,

Слайд 14В основе творчества Андрея Рублева - философия добра и красоты, гармоничного

сочетания духовного и материального начал. Поэтому его Спас совсем не выглядит как беспощадный судия и грозный вседержитель. Это любящий, сострадательный и всепрощающий Бог. Вершиной творчества Рублева, как и всей древнерусской живописи, стала знаменитая «Троица», три ангела которой являются своеобразным символом Добра, Жертвенности и Любви.
Последователи рублевского направления в иконописи основное внимание уделяли не столько духовному наполнению образов, сколько внешним чертам: легкости фигур, использованию плавных линий в написании ликов, созданию контрастной цветовой гаммы. Одним из образцов подобного подхода является икона неизвестного московского мастера «Вход Господень в Иерусалим».
Еще одной характерной особенностью московской школы иконописи стало введение в ряд иконописных образов и сюжетов реальных канонизированных светских и духовных лиц.

Андрей Рублев

В основе творчества Андрея Рублева - философия добра и красоты, гармоничного сочетания духовного и материального начал. Поэтому

Слайд 15Андрей Рублев

Андрей Рублев

Слайд 16Дионисий
В искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. Он

стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал бы к очищению и нравственному совершенствованию. Ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости и смирения. В его работах настойчиво пробиваются и новые тенденции. Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость. «Светлость» Рублева незаметно переходит у Дионисия в «праздничность», что уже само по себе означает снижение высокой одухотворенности иконного образа.

На рубеже  XV–XVI веков ведущим представителем московской религиозной живописи становится Дионисий, работавший вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий был необычайно продуктивным мастером, в одном только Волоколамском монастыре было 87 икон его работы.

ДионисийВ искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. Он стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких

Слайд 17В XVI веке дионисиевские традиции быстро пошли на убыль, что прежде всего сказалось

на потускнении иконной палитры и на снижении ритмичности композиций. Иконы становятся излишне многословными, они начинают перегружаться аллегориями, в них усиливается догматическое начало. Темп развития замедляется, церковь все более ревниво следит за тем, чтобы в живопись не проникли смелые новшества.

Разгром еретических течений и ликвидация свободомыслия самым отрицательным образом отразились на искусстве, в котором «византинизм» начал играть все большую роль. И хотя теологи XVI века призывали писать «с древних преводов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы», былого высокого уровня искусства уже не удалось достичь. После Рублева и Дионисия московская живопись не выдвинула равных им мастеров.

Дионисий

В XVI веке дионисиевские традиции быстро пошли на убыль, что прежде всего сказалось на потускнении иконной палитры и на снижении

Слайд 18Дионисий

Дионисий

Слайд 19Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть