Презентация, доклад на тему Мастер-класс Нравственное воспитание с использованием народного искусства

Содержание

Не смотря на важность нравственного воспитания с использованием народного искусства, существует проблемы: отсутствие часов; отсутствие материальных средств; недостаточность пособий и материалов;отсутствие мультимедийной техники.Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного и эстетического

Слайд 1Мастер-класс
учителя ИЗО и черчения
Хайрвариной Е.Х.

Мастер-классучителя ИЗО и черчения Хайрвариной Е.Х.

Слайд 2Не смотря на важность нравственного воспитания с использованием народного искусства, существует

проблемы:
отсутствие часов;
отсутствие материальных средств;
недостаточность пособий и материалов;
отсутствие мультимедийной техники.
Актуальность работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного и эстетического воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом . Характеризуя суть воспитания можно обратиться к словам Белинского о том, что: «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание».
Из всего вышесказанного следует, что данная тема актуальна в наше время.
Не смотря на важность нравственного воспитания с использованием народного искусства, существует проблемы: отсутствие часов; отсутствие материальных средств;

Слайд 3
Исходя из актуальности темы, в свою очередь определяется постановка следующих задач:
-

Раскрыть понятие нравственного воспитания;
- Критерии нравственной воспитанности;
- Формы и методы нравственного воспитания ;
- Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;
- Представить педагогический опыт по нравственному воспитанию средствами ДПИ.
Исходя из актуальности темы, в свою очередь определяется постановка следующих задач:- Раскрыть понятие нравственного воспитания;- Критерии нравственной

Слайд 4Это привитие детям определённых нравственных качеств, принятых в нашем обществе.

Это привитие детям определённых нравственных качеств, принятых в нашем обществе.

Слайд 5Нет, и не сменятся никогда.
И если ребёнку не давать правильный

устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Нет, и не сменятся никогда. И если ребёнку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он

Слайд 6Тем, что здесь важен каждый компонент воспитания. Нельзя основываться на чем-то

одном. Например, только на том, чтобы рассказывать ребёнку о тех нравственных качествах, которые вы хотели бы в нем видеть.
Необходимо также показать на своём примере, как надо относиться к людям. Предоставить такую ситуацию, в которой бы ребёнок смог показать свои моральные качества, утешить кого-нибудь, пожалеть, поделиться. Нравственное воспитание детей – это путёвка в жизнь. Каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога. Но всё, чему мы можем научить детей, идёт от нас и через нас, поэтому крайне важно и самим помнить о культурном, духовном и нравственном наследии.
Тем, что здесь важен каждый компонент воспитания. Нельзя основываться на чем-то одном. Например, только на том, чтобы

Слайд 7КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в

себя три уровня:
 мотивационно-побудительный;
 эмоционально-чувственный;
 рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИМоральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный, или умственный.Каждый из

Слайд 8МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание

только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
МОТИВАЦИОННО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда

Слайд 9ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно,

бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь,

Слайд 10РАЦИОНАЛЬНЫЙ, ИЛИ УМСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ
содержит моральные знания - понятия о смысле жизни

и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ, ИЛИ УМСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬсодержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести,

Слайд 11ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия

воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых они применяется.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯФормы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых

Слайд 12СКАЗКИ
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое

значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка.
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

СКАЗКИСказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков

Слайд 13
Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления.

Фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного.
Основным рычагом творчества является развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия, или сила воображения, принадлежит к

Слайд 14
Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки

из песка, домики из кубиков), что-то рисует, что-то изображает (не только на бумаге, но и палочкой на песке, мелом на стене или асфальте, а в объеме - из глины, пластилина, снега), украшает и себя (венком, лентами, бусами в игре), и свои игрушки, и свой уголок, и свою маму.
Каждый ребенок в процессе своих игр обязательно что-то строит (шалаши, замки из песка, домики из кубиков), что-то

Слайд 15
Эти три привычных детских занятия - постройка, изображение, украшение - и

являются формой проявления трех элементов художественного мышления: конструктивного, изобразительного и декоративного. Так как эти занятия детям уже знакомы, остается только вычленить их из других форм игры и утвердить в сознании детей как занятия искусством.
Эти три привычных детских занятия - постройка, изображение, украшение - и являются формой проявления трех элементов художественного

Слайд 16
Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству

именно как форме жизнедеятельности. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса), ее цели и продукта. Бусы создаются для украшения (цель), в процессе украшения (деятельность) и являются итоговым продуктом - украшением.
Эти три элемента художественной деятельности помогают нам в приобщении к искусству именно как форме жизнедеятельности. Уже сами

Слайд 17графика;
живопись;
скульптура;
декоративно-прикладное искусство;
архитектура.

графика; живопись;скульптура; декоративно-прикладное искусство;архитектура.

Слайд 18
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него

тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Декоративно-прикладное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной

Слайд 19резьба по дереву;
резьба и обработка металла;
вышивка;
плетение из соломки;
изделия из камня,

кости, стекла;
обработка драгоценных камней;
всевозможные игрушки;
и многое другое...
В прикладном искусстве нередко соединяются скульптура, живопись, графика.
резьба по дереву;резьба и обработка металла;вышивка;плетение из соломки; изделия из камня, кости, стекла; обработка драгоценных камней; всевозможные

Слайд 20Хохлома.
Городец.
Дымковская игрушка.
Гжельская керамика.

Хохлома.Городец.Дымковская игрушка.Гжельская керамика.

Слайд 21Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская

роспись радует яркими красками и сиянием золота.
В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно - красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.
Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием

Слайд 22Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами

городецких художников излучают добро и радость.
Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета - пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.
Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой - малиновым.
Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость.

Слайд 23В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка.

Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушки.
Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.
Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Лепили игрушки из красной глины, затем

Слайд 24В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла

бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы. Родина фарфора с синей росписью - Раменский район Подмосковья. Гжель - название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом.
Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру - сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет.
В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и

Слайд 25
Народное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями.

Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Народное искусство , включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный

Слайд 26
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего

потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные , эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы:

Слайд 27
Народные сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь

между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.
В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству .

Народные сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих

Слайд 28
Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать

полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу

Слайд 29Утилитарность.
Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.


Единство материала и технического приема.
Традиционность.
Коллективная природа творчества.
Близость к детскому творчеству.
Наглядная декоративность, праздничность впечатления.

Утилитарность.Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Единство материала и технического приема.Традиционность.Коллективная природа

Слайд 30
Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов

в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких

Слайд 31Образец хорошей работы.
Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное

применение другого опыта технологии.
Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Образец хорошей работы.Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.Новаторство, свои педагогические

Слайд 32Развитие нравственности для восприятия художественных образов.
Создание условий для свободного экспериментирования с

художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Создание условий для увлекательной активности детей в художественно-нравственном освоении окружающего мира.
Формирование нравственной картины мира .
Развитие нравственности для восприятия художественных образов.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.Ознакомление с универсальным

Слайд 33
Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого

ближайшего окружения. Система традиционной картины мира держится на народном праздничном календаре. Обряды и праздники были основными точками, связующими звеньями, на которых основывались представления о пространстве и времени. У каждого народа есть свои особенности в календаре, любимые и особо почитаемые праздники. Календарь лежал в основе жизни как крестьян, торговцев, так и горожан. Через календарь знакомлю детей, как с дореволюционным временем, так и с советской культурой. Знания о народных праздниках, играх, оберегах, навыки «ремесла», стремление воплотить через семью духовно-нравственные каноны Святой Руси – являются багажом в моей работе. Дети узнают о воспитании детей в старину, о взаимосвязи поколений, о генеалогическом древе и семейных гербах.
Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого ближайшего окружения. Система традиционной картины мира

Слайд 34
Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы:
-

путешествие на «Машине времени»;
- кроссворды, ребусы;
- создание альбомов, схем;
- создание макетов;
- творческие задания – создай герб семьи, родословное древо.

Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы: - путешествие на «Машине времени»;- кроссворды, ребусы;-

Слайд 35УРОК ФАНТАЗИРОВАНИЯ.
На столах силуэты или формы из папье-маше самых разных изделий.

Задание - расписать эту посуду узорами какими хочешь. Дается другое. Я рассказываю, что в Москве на Красной площади стоит храм Василия Блаженного переходы в нем расписывал один мастер, который нарисовал 10 тысяч красных цветов на белом фоне, и среди них нет двух одинаковых, какая-нибудь деталь непременно отличает от другого. Задание состоит в том, чтобы нарисовать несколько цветов, не повторяя их. Здесь проявляются большие задатки ребят, они фантазируют легко и быстро, у кого-то фантазия буйная, у кого-то сдержанная, но выдумывать нравится всем.

УРОК ФАНТАЗИРОВАНИЯ.На столах силуэты или формы из папье-маше самых разных изделий. Задание - расписать эту посуду узорами

Слайд 36ИГРА-БЕСЕДА
Воображаемая поездка в знаменитое село Дымково. «Встреча» тщательно подготавливается. «Оборудуется «

мастерская». Заранее подготовлены и силуэты игрушек, которые будут расписаны в конце игры. Мастер (учитель) рассказывает об игрушке, о ее художественных особенностях. Закончив рассказ, мастер дарит ребятам вырезанные из плотной бумаги силуэты различных игрушек. Предлагает детям самим стать мастерами, т.е. расписать эти в стиле дымковской игрушки.
ИГРА-БЕСЕДАВоображаемая поездка в знаменитое село Дымково. «Встреча» тщательно подготавливается. «Оборудуется « мастерская». Заранее подготовлены и силуэты игрушек,

Слайд 37
Обучающиеся сами открывают что-то новое, ранее неизвестное в мире. Такие уроки

развивают воображение, художественную интуицию. Знакомятся с народными праздничными обрядами.
Обучающиеся сами открывают что-то новое, ранее неизвестное в мире. Такие уроки развивают воображение, художественную интуицию. Знакомятся с

Слайд 38
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами

искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов нравственного развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с

Слайд 39РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
БАШКИРСКИЕ УКРАШЕНИЯ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯБАШКИРСКИЕ   УКРАШЕНИЯ

Слайд 40РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯБАШКИРСКИЙ  КОСТЮМ

Слайд 41РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЕТАЛЛОПЛАСТИКА

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯМЕТАЛЛОПЛАСТИКА

Слайд 42РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВИТРАЖ
БАТИК

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯВИТРАЖБАТИК

Слайд 43РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ГРАТТАЖ

РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯГРАТТАЖ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть