Слайд 2«Понять литературу, не зная мест, где она родилась,
не менее трудно, чем
понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена».
Д.С. Лихачев.
Слайд 3Предмет и задачи литературного краеведения
«Краеведение - всестороннее изучение определенной части страны,
города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение - комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» (Большая Советская энциклопедия )
Слайд 4Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и
поэтому их определение это: «Краеведение в школе - изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области»
Слайд 5В словаре русского языка С.И. Ожегова и в словаре русского языка
под редакцией А.П. Евгеньева и Г.А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.»
Слайд 6
«цель краеведческого образования –
способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в
их
жизненном пространстве, а также социальной адаптации»
Слайд 7Литературное краеведение - специфическая отрасль науки о литературе, «та же история
литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Во всех изучаемых предметах расширяется представление учащихся об окружающем мире, об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны.
Слайд 8Уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают
дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
Материалы по литературному краеведению Донбасса располагают богатейшими возможностями для организации разнообразных учебных занятий и призваны вызывать интерес к истории и культуре родного края, воспитывать патриотические чувства, отрабатывать навыки поисковой работы. Практическая реализация курсов литературного краеведения в учебно-воспитательном процессе предполагает решение следующих задач:
изучение жизненных и творческих связей с Донбассом русских писателей-классиков;
знакомство с биографией и произведениями писателей и поэтов, чей жизненный или творческий путь соприкоснулся с Донбассом;
исследование литературного наследия поэтов, писателей, журналистов, чей талант начинал развиваться в родном городе.
Слайд 9По словам академика Д.С. Лихачева, «понять литературу, не зная мест, где
она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной». Литературное краеведение позволяет обеспечить вхождение обучающихся в культурную среду региона путем изучения произведений писателя и окружающей его жизни.
Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей.
Слайд 10
Одним из первых Донецк упоминает известный советский писатель Викентий
Вересаев, который посещал Юзовку дважды. Вначале он приезжал в 1890 году, чтобы написать восемь очерков под названием "Подземное царство". В своей работе писатель рассказал о рудниках Донецкого бассейна, где работал во время эпидемии холеры. Второй раз Вересаев нанес визит в 1892 году, чтобы продолжить борьбу с холерой. В поездке он пишет повесть "Без дороги", рассказывая о быте и условиях труда шахтеров. Эта книга приносит писателю известность.
Викентий Вересаев (Смидович)
4 (16) 01.1867 — 3. 06.1945
"Без дороги"
Слайд 12Тесно связано с Донбассом также творчество А.И.Куприна. Вот каким увидел писатель
донецкий край и поведал нам об этом в рассказе "В главной шахте": "Раннее летнее утро. Солнце только что выкатилось, и однообразные голые холмы кажутся посыпанными мелкой золотой пылью. Печальные картины развёртывает перед нами Область Войска Донского - эта русская Америка, как принято называть её в передовых статьях.
Едешь час, едешь два, три часа, едешь целые сутки, и только и видишь, что эти огромные крутобокие холмы, на которых солнце выжгло всякие признаки растительности. Раза два в день мелькнёт где-то далеко в стороне глубокая балка; на дне её разбросаны жалкие кусты орешника, и тут же на скате прилепилась крошечная деревушка с её пятью белыми домиками под соломенными крышами, с низкими заборами, сложенными из жёлтого плитняка. Но балки скрываются за неожиданным поворотом, и опять перед путником выжженные холмы, да голубое, синеющее от зноя небо, да стрепеты, плавающие, не шевеля крыльями, в небе. А между тем эти холмы, наводящие тоску своим скудным однообразием, скрывают в недрах богатства, которых никогда не истощат бельгийские акционерные компании, полонившие и продолжающие полонять Донецкий бассейн".
Александр Куприн
7. 09. 1870 - 25. 08. 1938
Слайд 13 В его произведения легли впечатления, полученные писателем во время поездки
весной и летом 1896 года по Донбассу, где он знакомится с рельсопрокатными и сталелитейными промышленными предприятиями. Куприн поступил работать на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учета кузницы и столярной мастерской на заводе в Волынцеве. В ходе визитов он спускался в шахту, знакомился с условиями труда и досуга здешних рабочих, посещал Юзовский завод.
Слайд 14Именно тяжелый и опасный труд рабочих этого промышленного гиганта поразил А.
И. Куприна. В повести «Молох» он вложил свои мысли в уста героя инженера Боброва, который называет завод мифологическим именем Молоха: «Вот он – Молох, требующий теплой человеческой крови! – кричал Бобров, простирая в окно свою тонкую руку. – О, конечно, здесь прогресс, машинный труд, успехи культуры... Но подумайте же, ради Бога, – двадцать лет! Двадцать лет человеческой жизни в сутки!.. Клянусь вам, – бывают минуты, когда я чувствую себя убийцей!..».
Схожие чувства испытал писатель и в процессе спуска в угольную шахту, где был настолько поражен увиденным, что, оказавшись на поверхности земли, написал следующие строки: «Нет, положительно всех ипохондриков, меланхоликов, неврастеников, всех больных детей XIX столетия я советую докторам отправлять на полчаса в глубокие шахты. Поднявшись наверх, эти бедняги, наверно, горячо обрадуются кусочку зеленой травки, освещенной солнцем».
Итогом его пребывания в наших краях стали рассказ «В недрах земли», очерки «Юзовский завод», «В огне», «В главной шахте» и повесть «Молох», в которых он отразил свое впечатление от увиденного. Благодаря его работе мир узнал обратную сторону того безумного технического прогресса и промышленного бума, выведшего экономику Российской империи на один уровень с мировыми державами.
Слайд 15В мае 1887 г. по пути в Таганрог заехал в Святые
горы А.П. Чехов и пробыл здесь два дня. «Место необыкновенно красивое и оригинальное, - писал в своём письме к сестре Чехов, - монастырь на берегу реки Донца, у подножья громадной белой скалы, на которой теснясь и нависая друг над другом громоздятся садики, дубы и вековые сосны. Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сила выпирает их вверх и вверх...» - писал Чехов…
Чехов и Донбасс
(17 (29) 01.1860-2 (15) 06.1904
Слайд 17
«Станция Харцызская. 12 часов дня. Погода чудесная. Пахнет степью и слышно,
как поют птицы... Потом прогулка по платформе. В крайнем окне второго этажа станции сидит барышня /или дама, черт ее знает!/ в белой кофточке — томная и красивая. Я гляжу на нее, она на меня... О чудное виденье! Получил катар в сердце и поехал дальше...»
Слайд 18
Непоседу Костю Паустовского забросило на Брянский металлургический завод в Днепропетровске –
тогда Екатеринославе. А потом его в качестве наказания направили в Юзовку (теперь – Донецк), на завод Новороссийского общества, ставший впоследствии ДМЗ. Дело в том, что в марте 1916-го браковщик снарядов Паустовский, откомандированный в Таганрог на котельный завод, к месту назначения прибыл… с недельным опозданием. И хоть он был вольнонаемным, однако – служащим Главного артиллерийского управления. Учитывая, что время было военное, проштрафившегося работника, совершившего «самоволку» в Севастополь (там жила его невеста Екатерина Загорская), примерно наказали, отправив «на юзовский завод для временных работ по приемке корпусов гранат».
Константин Паустовский
Слайд 19«В Юзовку меня послали как в ссылку», – жаловался Константин в
письме Кате. И хоть встретили его в наших краях хорошо, поселив за счет завода в лучшей гостинице (таковой в то время была трехэтажная «Великобритания», которая стоит и поныне, имея статус в две звезды), поначалу будущая столица Донбасса произвела на Паустовского гнетущее впечатление.
«Дым шел не только из заводских труб. Дымили сами здания цехов. Дым был желтый, как лисья шерсть, и зловонный, как пригорелое молоко. Неправдоподобно багровое пламя качалось над жерлами доменных печей. С неба сыпалась жирная сажа. Из-за дыма и сажи в Юзовке исчез белый цвет. Всё, чему полагалось быть белым, приобретало грязный, серый цвет с желтыми разводами. Серые занавески, наволочки и простыни в гостинице, серые рубахи, наконец, вместо белых, серые лошади, кошки и собаки», – таким увидел нынешний мегаполис Паустовский, описавший свое трехнедельное пребывание в Юзовке в разделе «Повести о жизни», который называется «Гостиница «Великобритания». А вот еще штришок: «Все улицы и дворы были засыпаны шелухой от подсолнухов. Особенно много ее накапливалось после праздников… Лузгало всё население. Редко можно было встретить местного жителя без прилипшей к подбородку подсолнечной шелухи».
Слайд 20 Условия проживания также шокировали «ссыльного»: «Я поселился в дешевом номере
гостиницы «Великобритания». Стены ее были выкрашены в цвет грязного мяса. Но это владельцу гостиницы показалось скучным. Он приказал покрыть стены модной тогда декадентской росписью – белыми и лиловыми ирисами и кокетливыми головками женщин, выглядывавшими из водяных лилий. Неистребимый запах дешевой пудры, кухонного чада и лекарств стоял повсюду. Электричество горело тускло, читать при его желтушном свете было нельзя. Все кровати были продавлены, как корыта… Коридорные девушки в любое время дня и ночи «принимали гостей».
Впрочем, Паустовский описывает не только убогость Юзовки, пьянство и драки, но и неожиданное благородство, которое он открыл в, казалось, падших людях. . После того, как за проститутку, заслушавшуюся стихами и отшившую назойливого клиента бутылкой по голове, собрались вступиться на суде такие же убогие, как она, люди, Константин признался: «С этого вечера у меня что-то резко надломилось в сознании… Я перестал относиться к людям так мимолетно, как относился раньше. С тех пор понял, что надо искать каждый проблеск человечности в окружающих, как бы они ни казались нам чуждыми и неинтересными. Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного».
Слайд 21Александр Серафимович.
"На заводе"
Лауреат Сталинской премии, писатель Александр Серафимович приезжал в
город от газеты "Приазовский край". После поездки издал рассказ "На заводе". В произведении Серафимовича живо и красочно описан быт жителей Юзовки в 1899 году. "...Домики стоят необыкновенно тесно на нескончаемых улицах. Дворики тесные, все жмутся насколько возможно плотнее друг к другу. Это потому, что земля-то, на которой стоит Юзовское поселение, принадлежит заводу, и он неукоснительно собирает с обывателей очень высокую контрибуцию за каждую пядь земли. Здесь все обложено: каждый вершок земли, каждое яйцо, проданное торговкой, каждая картофелина, привезенная мужиками, и эти деньги идут отнюдь не на благоустройство поселения, а в карман заводчиков. Удивительное дело: Юзовка – это целый город с тридцатью с лишним тысячным населением, с огромными рядами каменных лавок, с кипучей торговой деятельностью, и жители его умирают без медицинской помощи, дети вырастают, не зная грамоты и школы..."
Слайд 22Леонид Жариков.
"Повесть о суровом друге"
В советские времена тональность описаний города-завода
резко меняется. Суровые будни Юзовки, непосильный шахтерский труд – в дореволюционные времена вызывал ужас и сострадание. А после Октября 17-го года преподносился как пример невиданного героизма и мужества.
Повесть, овеянную романтикой юности и борьбы с пережитками прошлого, посвятил родному городу уроженец Юзовки Леонид Жариков.
Он увидел свет в семье рабочего в 1911 году. В отличие от приезжих писателей, Леонид с детства и не понаслышке знал все тяготы шахтерского труда.
Но в беззаботном детстве мало кого волнуют взрослые проблемы. Для маленького Леонида Юзовка – это прежде всего широкая степь, речка Кальмиус, походы на завод, книги. И хотя после смерти родителей мальчику пришлось год скитаться по улицам, ему все же удалось добраться до своего дяди в Калуге и позже вернуться на Юзовский завод учеником токаря. Свою юность, а также все, что происходило в годы революции в Юзовке, Жариков описал в "Повести о суровом друге".
Слайд 23
«Я родился в 1908 году в Донбассе на Петромарьевском (ныне Первомайском)
руднике. Это — в полукилометре от шахты «Центральная Ирмино», где Стаханов поставил свой рекорд. Мое детство провел я на руднике, всю молодость — в Донбассе. Мне было двенадцать лет, когда вместе с другими мальчиками мы организовали первую на Украине детскую коммунистическую группу (ныне это пионеры)»
В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Навсегда родными остались для него холмистая степь с ее зеленеющими балками, копры и терриконы шахт, огневые всполохи над заводами, запах угля и дыма, и люди - самоотверженные в труде, несгибаемые и гордые в беде, безудержные в веселье. Горбатов говорил о себе: «Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слёз».
Борис Горбатов.
«Донбасс»
Слайд 24Шло время. Наступили грозные дни 1941. С самого начала Великой Отечественной
войны Борис Леонтьевич находится в рядах Советской Армии. Он — корреспондент газеты «Правда», работник фронтовой печати.
Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.
Писатель прошел боевой путь до Берлина. «Войну я окончил в Берлине. Я присутствовал при взятии рейхстага, был на том заседании, где подписывалась капитуляция Германии, видел дохлого Геббельса и т. д.»
Б. Л. Горбатов был депутатом Верховного Совета РСФСР второго созыва, награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Знак Почета (за участие в арктическом перелёте В. С. Молокова) и медалями «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
26 января 1954 года Борис Горбатов ушел из жизни.
В 1978 году (посмертно) Б. Л. Горбатову присуждена премия Ленинского комсомола за книги о трудовых свершениях комсомольцев и молодёжи первых пятилеток.
Произведения Б. Л. Горбатова были изданы 200 раз (из них более 100 – за рубежом), переведены на 47 языков, их общий тираж превысил 8 миллионов.
Слайд 25Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но
и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть «Непокорённые» и роман «Донбасс».
Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя. Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ «Сытые и голодные» напечатан в газете «Всероссийская кочегарка» 31 мая 1922 года. С этого дня и до конца жизни Горбатов не оставлял сотрудничества в газетах, никогда не отделял создание крупных прозаических и драматургических произведений от повседневной публицистической работы, позволяющей литератору непосредственно и оперативно вторгаться в жизнь. Б. Л. Горбатов был одним из организаторов и активным участником Союза пролетарских писателей Донбасса «Забой», созданного в октябре 1924 года.
Избранный секретарем правления Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей, он переселяется в 1925 году в Москву. Здесь Б. Л. Горбатов знакомится с В. Маяковским и А. Серафимовичем.
Слайд 26Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале
«Октябрь» и в газете «Правда». Горбатов знал, что его стихам не хватает поэтической силы. Поэтому он решил встретиться с Маяковским и тот, прослушав несколько стихотворений Горбатова, ответил, что ему здесь больше всего нравятся слова: «Я - рабочий!» После этих слов Горбатов забрал из типографии свои стихи и уехал из Москвы на Донбасс. «Там я написал мою первую книгу «Ячейка» — о комсомольцах Донбасса. Неожиданно для меня и издательства эта книга имела успех, вышла десятью изданиями. Её перевели на немецкий язык, и она впоследствии горела на гитлеровском костре в Берлине». Позже он напишет: «Осенью того же 1926 года я принял два важных решения, я понял, что я не поэт, и бросил писать стихи Грянула Великая Отечественная война. Для всех это время было самым тяжёлым в жизни. Эта война сплотила всех, все шли под одним флагом, и журналисты не были исключением. Если боец разил штыком, то писатель в это время поднимал дух пером. Перо сплачивало дух солдат и просило их терпеть тягости, сражаться за Родину. Во время войны в литературу выплеснулось море патриотических книг, но из них выделяются лишь единицы. Это те книги, от которых у читателя щемило горло или поднимало дух. Борис Горбатов одним из первых писал об освобождении Донбасса от фашистов.
Непосредственно на месте знакомился с борьбой земляков против оккупантов, и в повести «Непокорённые» правдиво показал силу и мужество этих людей. Увиденное и услышанное наполняло душу писателя горестным и радостным волнением. Повесть, впервые напечатанная в мае-сентябре 1943 года в «Правде», была отмечена Государственной (Сталинской) премией в 1946 году. Повесть о героическом подполье передавалась по радио, печаталась на страницах «Комсомольской правды». Это произведение вошло в золотой фонд советской литературы о Великой Отечественной войне. По её мотивам создана опера Дмитрия Кабалевского «Семья Тараса».
Слайд 27Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и
апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковной даче. Писатель трудился увлечённо, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточённые сражения с гитлеровскими захватчиками. Повесть создавалась в состоянии непрерывного творческого горения, “на едином дыхании”. Писатель испытывал то ощущение внутренней свободы, которое сопутствует работе над родным, выношенным материалом. Он говорил: «Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобождённый Донбасс, - смог я рискнуть написать книгу «Непокорённые» о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними».
В произведении многие герои и события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман, расстрелянный гитлеровцами, - известный в городе врач Г. А. Фишкин. «История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами», – писал Б. Горбатов в многотиражке «Правдист» 6 ноября 1943 года. Прошли десятилетия, война забылась в Донбассе. События Великой Отечественной войны стали легендарными, казалось бы, страшно далёкими. Но вернувшееся зло национализма натолкнулось в Донбассе на новое поколение непокорённых людей, не желающих жить с покорно согнутой спиной. Поэтому повесть эта, пожалуй, необыкновенно созвучна современной донбасской трагедии.
Слайд 28Василий Гроссман
"Глюкауф
Можно сказать, что с небольшой производственной повести "Глюкауф"
начался прорыв в большую литератур для Василия Гроссмана. На произведение о жизни шахтеров и заводской интеллигенции, опубликованное в 1934 году, обратил внимание Максим Горький. Успех "Глюкауфа" повлиял на желание Гроссмана стать профессиональным писателем.
Слайд 29В. Гроссман родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, на Украине.
Отец
писателя был инженером-химиком, мать — преподавательницей французского языка.
Ребенком, в 1910—1912 годах, он жил с матерью в Швейцарии, в Женеве, учился там в начальной школе. В 1914 году поступил в Киевское реальное училище. Затем после революции переехал в родной город, где вынужден был учиться и одновременно работать,— давал уроки, был пильщиком дров.
Окончив единую трудовую школу, Гроссман поступил в Киевский высший институт народного образования, а в 1923 году перевелся в Московский университет на химическое отделение физико-математического факультета. Но, будучи студентом, он по-прежнему давал уроки, работал воспитателем в трудовой коммуне для беспризорных, ездил с экспедицией в Среднюю Азию.
По окончании университета в 1929 году Гроссман уехал в Донбасс. Здесь он проработал около трех лет в Макеевке и в Сталино, сочетая свою производственную деятельность с научными исследованиями. В 1932 году Гроссман переехал в Москву, работал на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти.
Слайд 30В 1936 году писатель начал работу над большим романом «Степан Кольчугин»,
который стал публиковаться с 1937 года.
Годы, когда шла работа В. Гроссмана над «Степаном Кольчугиным» и одна за другою выходили в свет отдельные части этого романа, были периодом все растущего у писателя интереса и к историческому и к историко-революционному прошлому нашей страны, и особенно к образу передового современника, образу большевика, его внутреннему миру и делам.
В романе «Степан Кольчугин» Василий Гроссман стремится показать, как сложились, как сформировались те вожаки рабочего класса и крестьянства, которые повели за собою народные массы в октябре 1917 года.
Эта тема серьезно занимала Гроссмана. Его будущий герой постепенно обрисовывался перед взором писателя. В одном из рассказов Гроссмана «Ночью» шла речь о студенте математического факультета Кольчугине, будущем ученом, который пока что, кроме занятий в институте, работает ночным сторожем. В прошлом у этого студента «годы работы и гул выстрелов»: он был доменщиком, участвовал в гражданской войне. В другом рассказе «Весна» автор тоже изобразил Кольчугина, на этот раз в один из драматических моментов гражданской войны: он бежит под пулями из петлюровского плена, где его ожидал расстрел. Из слов этого героя видно, что детство и юность он провел в Донбассе, «на чугуне». Конечно, ни тот, ни другой рассказ нельзя считать фрагментом романа. Рассказы эти скорее свидетельствуют о том, как задумывал Гроссман свою тему, как вглядывался в заинтересовавшего его героя.
В «Степане Кольчугине» особенно сильно проявилась способность писателя правдиво и точно воссоздавать историческую обстановку, ушедший в прошлое быт, образ мыслей и языковую стихию самых различных людей, принадлежавших к разным слоям общества.
Слайд 31Становление Степана Кольчугина как большевика изображено Василием Гроссманом с необычайной реалистической
последовательностью, как естественно развивающийся жизненный путь. В образе Степана нет никакой романтизации и героизации. Он прост, он такой же, как и окружающие его дети других рабочих, ведет одинаковую со своими сверстниками жизнь. На его долю не выпадает каких-либо особых даров судьбы. Нельзя даже сказать, что он решительно выделяется в своей среде силой, умом, мужеством, каким-нибудь талантом. Шаг за шагом Гроссман показывает, как с детских лет вырабатываются у Степана из всего, что он видит вокруг себя, свои нормы поведения. Это зачатки тех принципов и убеждений, которым предстоит в дальнейшем стать осознанными воззрениями.
Советская критика дала роману высокую оценку, увидела в книге широкое полотно дореволюционной жизни рабочих и художественную биографию русского революционного пролетария.
Описание быта рабочих дореволюционной Юзовки — города, где проходило детство главного героя романа «Степан Кольчугин» погружает читателя в те далекие времена, дает ему возможность ощутить быт жителей молодого города. Описание Юзовки не изобилует устрашающими эпитетами. Автор легко и точно показывает картину заводского поселка с ее обитателями
Слайд 32Григорий Володин
"Дикое поле"
Еще одно свидетельство об историческом прошлом Донецка
оставил нам советский писатель, прозаик Григорий Володин, который жил и работал в Донецке. Володин посвятил родному городу роман "Дикое поле": в нем Донецк называется Юзовкой, но несмотря на это, черты более современного города узнаются легко. К примеру, известно, что парк Щербакова находится в Скоморошинской балке, которая с XIX века служила местом собрания рабочих юзовского металлургического завода и близлежащих шахт. В эпизоде "Дикого поля" упоминается один из таких митингов на Первом городском пруду.
Слайд 33Лариса Черкашина
Одна из немногих донбасских писательниц и журналисток Лариса Черкашина приехала
в Донецк после того, как город освободился от немецкой оккупации. Об этой мужественной женщине мало что известно, но зато благодаря ней вы можете больше узнать об истории Донецка из повестей "В нашем городе", "Город шахтеров" и "Донецкая быль".
Слайд 34 Автор знаменитых строк «Донбасс никто не на
колени и никому поставить не дано» Павел Иванов (Беспощадный - псевдоним, ставший потом фамилией, - уж очень жёстко клеймил в стихотворениях буржуев).
Павел Иванов родился 29 июняПавел Иванов родился 29 июня (11 июляПавел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селеПавел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на ДонбассПавел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907—1917Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907—1917годах (с 12 лет) работал в шахтеПавел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907—1917годах (с 12 лет) работал в шахте — лампоносом, саночником, коногономПавел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьей, еще подростком, переехал на Донбасс. В 1907—1917годах (с 12 лет) работал в шахте — лампоносом, саночником, коногоном. Участник Гражданской войны. В 1918 году добровольцем пошел в Красную Армию.
После демобилизации (1921) возвратился в Горловку. Снова работал шахтером, принимал участие в рабкоровском движении.
В 1924 году Павла Иванова пригласили на работу в редакцию газеты "Кочегарка".
С этого времени Павел Григорьевич активно участвовал в работе Союза пролетарских писателей Донбасса, существовавшего позже (1927—1932) как донецкий филиал Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП).
Печататься поэт начал в 1924 году в газете "Всероссийская кочегарка", в журналах "Забой" и "Горнорабочий".
Слайд 35Справедливый Шутов
(27 июля 1921, Юзовка — 21 июля 1987) — советский писатель и поэт, член союза писателей Украины.
Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев - от забвения, почётный гражданин Донецка. Всё это - Виктор Шутов. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае - «Шахтёрская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Благодаря его упорству, боевому характеру, жажде справедливости появились книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие, открывающие правду о деятельности донецких подпольщиков в годы оккупации. Именем Шутова названа улица нашего города, а также литературная премия.
Слайд 36Сердечный Рыбалко
Фронтовик, получивший три ордена Красной Звезды и потерявший зрение
после ранения в феврале 45-го на Одерском плацдарме, прославил Краматорск, почётным жителем которого стал. Начиная с 50-х годов, он издал 25 сборников поэзии, став в 1968-м лауреатом республиканской комсомольской премии им. Николая Островского (за «Дорогу на высоту»), а в 1985-м - лауреатом госпремии Украины им. Шевченко (за книгу «Незакатная звезда»). Название одного из сборников - «Глазами сердца» - объясняет, почему поэзия Николая Александровича была так популярна (письма ему шли со всех уголков СССР). Песня Александра Билаша на стихи Рыбалко «Я жил в такие времена» стала лауреатом всесоюзного телеконкурса «Песня-75».
Родился 14 февраля 1922 года в селе Орехово-Васильевка (ныне Артёмовский район (Донецкая область), Украина). В 1931 году семья переехала в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы № 1. Затем стал студентом ДГУ.
Пляцковский
Енакиевец Михаил Пляцковский одно время трудился в местной заводской многотиражке «За металл». Описывал красоты родного края, романтизировал работу металлургического завода. И уже тогда, по словам бывшего председателя Донецкой областной организации Национального союза писателей Украины Станислава Жуковского, который дружил с автором будущих шлягеров «Лада», «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы», пытался напевать свои стихотворения. Потом уехал покорять Москву. А покорил весь Союз.
Михаил Спартакович родился в городе Енакиево 2 ноября 1935 года. В 1961 году он окончил Литературный институт им. Горького, где учился у В. Тушновой и В. Захарченко. Первые песни были написаны им в студенческие годы, среди них "Марш космонавтов", соавтором которой стал композитор С.Заславский. Творческий взлет Пляцковского был стремительным. Он очень быстро становится одним из ведущих поэтов-песенников. Часто песни рождались в совместных поездках. Так цикл песен с композитором М. Фрадкиным был написан после их совместной поездки на Крайний Север: «Морзянка», «Ищи меня по карте», «Увезу тебя я в тундру», «Красный конь» и др. После поездки по БАМу в 1968 году вместе с В. Шаинским - «Дорога железная», «Лада», «Улыбка», "Есть посёлок такой", "Сердце горячим останется " и др. Михаил Пляцковский работал со многими композиторами: А. Мажуковым -«Старинное танго», С.Туликовым - «Не повторяется такое никогда», с Ю. Антоновым -«Крыша дома твоего», с Л. Афанасьевым - «Голоса друзей», с Б. Савельевым - "Волга в серце впадает мое", с В. Добрыниным - «Ягода-малина» и мн., мн. другими.
Слайд 38 Павел Байдебура
Поднимавший после
освобождения Донбасса местную писательскую организацию, его именем названа улица вКировском районе. С Донбассом связаны книга Байдебуры «Земля Донецкая» (1944), рассказы «Месть» и «Мария», а также детские книги «Дети шахтёров», «Тайна степного шурфа», «Как мы шахту строили».
В 1976 году Павлу Байдебуре было присвоено звание «Почётный гражданин Донецка».
В память Петра Андреевича проводится областная литературная премия, которая названа его именем.
Слайд 39 Фантастический Березин
Родился 7
февраля 1960года. Сталино
Есть у нас и творцы параллельных реальностей да иных миров. Дончанин Фёдор Березин, служивший офицером-ракетчиком в Казахстане, а затем на Дальнем Востоке, уволившись в запас в звании капитана, вернулся в родной город. Был предпринимателем, проходчиком. А 15 лет назад занялся писательством. Да не шутейно - в 2001-м он основал в столице края клуб любителей фантастики «Странник», а также взял первое место на международном фестивале фантастики «Звёздный мост» в номинации «Лучший дебют» (за роман «Пепел»). Свой жанр Березин определяет как «фантастико-философский технотриллер». Пишет в жанре боевой фантастики, и, надо отметить, успешно — множество читателей подчеркнули впечатляющие знания автора в области военной техники. Такие описания были бы скучны для неспециалиста, если бы не живая, исключительно динамичная манера автора и не его неиссякаемый юмор.
Слайд 41
В книге «Час мужества» собраны стихи людей, чьи судьбы навсегда связаны
с Донбассом, переживающим сегодня ужасы войны. В числе поэтов, представленных в сборнике, есть как профессиональные литераторы, так и обычные люди, взявшиеся за перо уже после того, как им пришлось столкнуться с суровой правдой военных будней, бомбёжками, голодом, потерей родных и близких. Эти стихи – настоящий голос Донбасса.
Слайд 42В Государственной Думе состоялась презентация сборника гражданской поэзии Донбасса «Час мужества».
Сборник представлял глава Комитета Госдумы по образованию, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, который отметил, что эту книгу фонд готовил совместно с союзами писателей Донецка и Луганска. Владислав Русанов, Анна Ревякина, Светлана Максимова, Владимир Скобцов, Марина Бережнева, Юрий Юрченко при полном зале читали свои стихи и стихи своих товарищей, коллег, которые не смогли приехать в Москву.
Слайд 44
Юрий ЮРЧЕНКО
ВАТНИК
Зачем иду я воевать? –
Чтоб самому себе не врать.
Чтоб не поддакивать родне:
«Ты здесь нужней, чем на войне!
Найдётся кто-нибудь другой,
кто встанет в строй, кто примет бой…»
За это «неуменье жить»
Не грех и голову сложить.
11 июня 2014 г. Донецк
Слайд 45
ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Как ты провёл это странное лето в городе,
где мост
через реку вставал на дыбы от ужаса,
где всякое слово тонуло в железном грохоте,
где мальчики носят теперь на плече оружие?
Как ты провёл его – письма писал мне светлые,
нежные письма о лете, которого не было?
Лето теперь навсегда под твоими веками –
Лето, в котором всё было так горько-зелено.
Как ты провёл это лето под терриконами,
хмуро глядящими прямо в глаза грядущему?
Я-то его разменяла на поезда с перронами,
я его где-то оставила под подушкою,
чтобы не помнить о лете, в котором сызнова
жить приходилось учиться и осторожничать.
Как ты провёл его?
Лето, что не пролистано,
лето, что до сих пор обжигает кожу нам.
Не отвечай, я знаю, как ты ответишь мне,
лето иссякнет с последним глоточком воздуха.
Станет когда-нибудь памятью, вещью, ветошью,
спиною моею, болезненно сколиозною,
символом грозного времени, сном полуночным,
жутким кошмаром, вскриком и всхлипом детским.
Как ты провёл его? Лето на нашей улице,
страшное лето, случившееся с Донецком.
11 октября 2014 г.
Слайд 46
Владислав РУСАНОВ
ВАЛЬС ОБРЕЧЁННЫХ
Нас не язвите словами облыжными.
Жарко ли, холодно? По
обстоятельствам.
Кто-то повышенные обязательства
Взял и несёт, а мы всё-таки выживем.
Мальчики с улиц и девочки книжные…
Осень кружится в кварталах расстрелянных.
Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,
Только молчат, а мы всё-таки выживем.
Не голосите, холёно-престижные,
Будто мы сами во всём виноватые.
На небе облако белою ватою
Мчит в никуда, а мы всё-таки выживем.
Не разобраться, что лучше, что ближе нам?
«Шашки подвысь, и в намёт, благородие!»
Нам – смерть на Родине, вам же – без Родины.
Вот, как-то так…
А мы всё-таки выживем!
Август 2014 г.
Слайд 47«Я и рыжий сепар»: российский журналист Пегов презентовал книгу в память
о Герое ДНР Арсене Павлове. Журналист российского телеканала «Lifenews» Семен Пегов представил публике книгу «Я и рыжий сепар», написанную в память о Герое ДНР Арсене Павлове (позывной «Моторола»).
Слайд 48
Презентация прошла в столице Донецкой Народной Республики. Издание включает в себя
четыре раздела: «Как оставляли Славянск», «Дети Халифата», «Стихи» и, собственно, «Моторола». В последнем – рассказы о знакомстве автора с легендарным командиром Арсеном Павловым. Кроме этого, в книгу вошли воспоминания о боях в Славянске и аэропорту Донецка, где Пегов находился в качестве корреспондента.
«У меня было много чего рассказать, что происходило в 2014-2015 годах, но никогда не было повода написать – сделать это всерьез и по-настоящему, — говорит автор. – Я подумал, что нужно взять себя в руки и, к сожалению, та история, которая произошла с Арсеном, стала поводом, к сожалению трагичным, написать историю о его боевом пути, хоть и не всю, а сделать хотя бы то, с чего это начиналось».
Слайд 49великолепный лирик Наталья Хаткина (с 2010 года в память о ней
в Донецке проводится литературный конкурс);
лауреаты Госпремии СССР Сергей Борзенков и Владимир Попов;
лауреаты Госпремии Украины - Леонид Талалай и Иван Дзюба.
Поэтическое творчество Анатолия Кравченко оценено Всеукраинской премией им. Ушакова и Международной им. Винниченко;
Автор юмористической прозы Павел Кущ, является единственным нашим земляком, отмеченным премией им. Остапа Вишни;
Дончанин Олег Завязкин со сборником «Малява. Стихи о смерти и любви» в 2007 году победил в международном конкурсе «Русская премия».
Те, кто прославляли
наш край
Слайд 50Дата рождения журнала «Забой» – сентябрьДата рождения журнала «Забой» – сентябрь
1923 года. Первый же номер вышел 40-тысячным (!) тиражом.
А происходило все так.
Из Петрограда в губернский центр Бахмут прибыл летом на отдых Михаил Слонимский, автор сборника антивоенных рассказов «Шестой стрелковый», получившего высокую оценку самого Максима Горького. Здесь он установил связь с газетой «Всероссийская кочегарка». При данном печатном органе ему и было предложено организовать литературно-художественный журнал.
В числе произведений первого номера значатся главы из повести Н.Никитина, рассказы М.Зощенко «Агитатор» и краматорца П.Трейдуба «Месть», стихи Николая Чуковского и местного поэта К.Квачова. Большим литературным событием вскоре явилась публикация в двух номерах журнала стихотворений Владимира Сосюры, повести Бориса Горбатова «Наш город» и рассказов Исаака Бабеля. А через год, осенью 1924 года, родилась и писательская организация Донбасса, первыми ее членами были: Алексей Селивановский, Борис Горбатов, Михаил Снежин, Григорий Баглюк, Павел Беспощадный, Николай Олейников, Порфирий Трейдуб, Феликс Ковалевский, Валентин Харчевников и другие. Они опубликовали декларацию своего союза.
Если обратиться к хронологии, журнал переживал самые разные времена – от яркого успеха до кратковременных спадов. И все равно оставался на плаву. Был лишь один перерыв, когда он не выходил – в годы войны.
В 1958 году из «Забоя» и «Литературного Донбасса» журнал был переименован в «Донбасс».
От «ЗАБОЯ» — до «ДОНБАССА»
Слайд 51Изучение литературы родного края – это одно из новых направлений преподавания
литературы в школах ДНР. Главная цель такого преподавания - изучить и возродить традиции литературного краеведения в республике, вызвать у учащихся интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви к своему городу, литературе и культуре родного края, развить творческие способности учащихся.
Слайд 52
Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:
какие
деятели культуры являются его
уроженцами, какие бывали в данном крае?
в каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
какие явления, факты, события, аналогичные тем,
которые отражены в изучаемых произведениях,
имели место в общественной жизни края?
какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и общенациональной культуры?
Сбор этих сведений должен послужить мотивацией к дальнейшей работе по литературному краеведению.
Слайд 53Позитивная мотивация, есть шаг к зрелости. Это и личностные результаты,
на которые нацеливают нас стандарты : осознание литературы родного края как части культурного наследия страны, как общекультурного мирового наследия; потребность в самовыражении через устное и письменное слово; нравственное осознание норм поведения на основе усвоения общечеловеческих жизненных ценностей.
Слайд 54Литературное краеведение это наиболее удачное направление для применения нестандартных форм и
методов работы. Значительное количество инноваций на уроках краеведения может быть связано с использованием интерактивных методов и форм, которые дают возможность школьникам взаимосотрудничать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-нибудь. Это помогает решать проблему диалогового обучения, в процессе которого осуществляется сотрудничество учителя и ученика. Учебный процесс на уроках, внеклассных мероприятиях по литературному краеведению, на факультативных занятиях и в процессе индивидуально-групповых консультаций следует организовать таким образом, чтобы практически все учащиеся принимали участие в познавательном процессе и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и что думают. В этом отношении могут быть полезными проектные технологии.
Слайд 55Однако вовлечение воспитанников в проектную деятельность начинается не сразу. Оно
проходит несколько этапов.
На первом этапе в младшем звене средней школы целесообразно использовать и применять нестандартные уроки, деловые и ролевые игры. В методической копилке можно и нужно сохранять интегрированные уроки и внеклассные занятия с учителями истории, музыки, изобразительного искусства по таким темам: «Историческая и литературная память», «Мой город в плакатах и живописи», «Донбасс никто не ставил на колени…», «Барды ДНР» и другие. Импровизированные учебные занятия с нетрадиционной структурой, в какой-то степени, – компромисс в работе с учащимися, которые не умеют или не могут много и настойчиво работать в обычной обстановке. За счёт работы в группе или домашней подготовки и помощи учителя эти нестандартные уроки и занятия не только повышают интерес к учебно-воспитательной проблеме, но и способствуют развитию творческих способностей учащихся, учат их работать с источниками информации, расширяя кругозор школьников и мотивируя их к сознательному включению в практическую деятельность.
Слайд 56Второй основополагающий момент в подходе к проектной деятельности - нужная
мотивация в начале урока. Это может быть загадка, цитата, интересный факт или вопрос, ответ на который будет получен в процессе усвоения материала. Иногда это сознательно допущенная ошибка, о которой учащихся нужно предупредить заранее , а также практическая работа, польза которой очевидна. Это может быть и созданная познавательная интрига или непродолжительная игра, когда ученики должны отвечать ДА – НЕТ (например, учителем называется фамилия литератора из нашего города или области, а отчество – с ошибкой, учащиеся хлопком подтверждают правильность или молчанием неправильность предложенного; второй вариант: роль учителя выполняет один из учеников класса и «утверждает», что автором такого-то произведения является … предлагается фамилия поэта или писателя; вызванный им ученик (как вариант – ученик, которому вручается флажок) должен дать утвердительный или отрицательный ответ коротким словом «да» или «нет»). Хорошим стимулом для вовлечения в работу по достижению дидактической цели урока или внеклассного занятия являются игровые моменты.
Слайд 57Они носят характер соревнований между рядами.
Кто из приглашённых к доске
представителей каждого ряда за отведенное время напишет на доске по памяти без ошибок одно четверостишие из стихотворений, которые учили на уроках литературы родного края? Или чьи предложения о нашей малой родине, написанные на специально заготовленных листах, члены независимого жюри (например, или коллеги, или ученики старших классов, или одноклассники, которым доверяют) признают лучшими? Результатом таких наработок может стать тематическая папка «Воспитание любви к малой родине», в которой постепенно накапливается материал для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и текстоцентрическому анализу.
Слайд 58Третий важный шаг, на пути к вовлечению воспитанников в работу
над познавательным проектом, – это проблемное обучение – организация учебной работы на уроке или во внеурочное время, предусматривающая создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность ребят в ее решении. На уроке ЛРК ученики познакомились с творчеством известного поэта-песенника Михаила Пляцковского, который родился, учился и шагнул в большую жизнь с енакиевской земли. На «пятиминутке» по литературе родного края предлагаем решить проблему: талант, полученный на генном уровне (тут ребята вспоминают генетику, которую изучают на уроках биологии), трудолюбие, хорошие учителя или … свой вариант вывода о том, что позволило простому пареньку без влиятельных родителей добиться славы и мирового признания. Это позволяет закреплять знания, полученные в результате дополнительного образования, развивает нестандартное, творческое мышление, учит работать в паре или команде (предлагается работа с соседом по парте или в команде с учениками рядом стоящих парт), осознанно и достаточно глубоко усвоить или закрепить научные положения, готовит к самостоятельной деятельности.
Слайд 59Второй пример. Профессор, художник, композитор, теолог, человек с мировым именем Валерия
Даувальдер не может забыть свою малую родину (Енакиево, Донбасс), посвящая родным местам свои картины, романсы, стихи, хотя Родина обошлась с нею безжалостно, выдворив в 1934 году семью с родной земли, где прошло детство. Она простила. Это религиозное всепрощение (Валерия Флориановна – очень верующий, православный человек), ностальгия или … нужно дать свой вариант.
Слайд 60В зависимости от темы урока языка или литературы можно вводить разноплановые
«пятиминутки». Так в методической копилке учителя енакиевской школы № 25, автора программы факультатива по литературному краеведению Титовой Валентины Николаевны есть «Стихи енакиевских поэтов», «Бессмертная «Молодая гвардия в поэзии», «Наша речка Булавинка, словно тёплая слезинка у Донбасса по щеке…» и другие. На уроках языка Валентина Николаевна превращает занимательный краеведческий материал в так называемую лингвистическую зарядку: наряду с обычными заданиями использует слова и предложения, ответы которых связаны с литературой, историей, живописью, музыкой Енакиева, Донбасса.
Слайд 61 Не менее важным в приближении к проектной деятельности является освоение
учащимися правил групповых технологий, т.е. когда общение между детьми происходит в группах по два и более человек. Группы в таких случаях бывают постоянными (соседи по парте) и мобильными (по желанию, по интересам). Сотрудничество сводится в основном к решению проблемного вопроса или выполнению творческого задания. Это позволяет решать задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формировать внутреннюю мотивацию к активному усвоению информации, способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует умственную деятельность учащихся.
Слайд 62Наконец, последним звеном в методике приближения школьников к участию в познавательных
проектах становится освоение технологии игрового обучения. Наука это определяет как моделирование явлений, «вживание» в ситуацию. Целесообразно на уроках литературного краеведения использовать ситуативно-игровые упражнения. Одно из них можно сформулировать так : «Вы стали известным журналистом. Вам предложили рассказать о вашей малой родине. Что выберете для статьи или очерка».
Слайд 63И только после того, как пройдены вместе с ребятами названные выше
этапы, включаем своих воспитанников в работу по участию в серьёзных познавательных проектах. К этому времени они, пусть и не в полной мере, но уже владеют навыками работы в группе, способны к сотрудничеству, знакомы с правилами межличностных отношений. КПД такой учебной деятельности планируется в перспективе сформированности социальной компетентности: уметь работать в команде, совершенствовать коммуникативные навыки, учиться принимать собственные решения, аргументировать их и отвечать за выполнение, иметь правильные ценностные ориентации. Кроме того, предполагаются и решение проблемы по совершенствованию самообразовательных компетентностей: способности к самообучению, поиску приемов самообразования, чувства ответственности за уровень собственной самообразовательной деятельности, гибкости в применении знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений, склонности к постоянному самоанализу и самоконтролю за своей деятельностью.
Слайд 64На первых установочных беседах перед началом работы над учебным проектом нужно
объяснить ребятам, что суть проектной деятельности заключается в достижении поставленной цели через детальную разработку познавательной проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом – проектом. При этом необходимо строго выдерживать основные признаки учебного проекта: четкое планирование действий, наличие задумки решения познавательной проблемы, распределение заданий (если проект не индивидуальный). Следует соблюдать и условия, при которых можно использовать проектную технологию: наличие творческой цели, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска; наличие теоретической и практической значимости предполагаемого конечного результата.
Слайд 65В практической деятельности по литературному краеведению можно использовать такую типологию
учебных проектов:
исследовательские: имеют четкую структуру, поставленную цель, актуальность, социальную значимость, логику исследования;
творческие: группы участников объединены по интересам. О конечном результате проекта договариваются (праздник, газета, альманах, фильм и т.д.);
информационные: направлены на сбор информации о каком-либо явлении, объекте (может быть частью исследовательского проекта);
практической ориентации: документы, программы, рекомендации, словари, дидактический материал.
Слайд 66 После проработки методической литературы, раскрывающей проектные технологии, важно составить для
себя классификацию познавательных ученических проектов, которым и следует пользоваться при организации краеведческой работы.
1. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По времени выполнения: краткосрочные (на одном уроке), средние (от недели до месяца), долгосрочные (больше месяца, иногда год или два).
По типу: исследовательские, информационные, практические, смешанные.
По форме презентации: страница учебника, сценарий, альманах, сборник, школьная пьеса, мультимедийная презентация.
По уровню разработки и реализации: малые, средние, большие.
По содержанию: развлекательные, дидактические, познавательные.
По характеру партнерских взаимодействий: соревновательные, кооперативные, конкурсные.
По цели и характеру деятельности: информационные, ознакомительные, приключенческие, научно-поисковые, конструктивные.
Слайд 67 Этапы работы над проектом не имеют строго сложившейся конструкции. Они
складываются в зависимости от цели, задач, конечного результата, типа и вида. Однако основные должны присутствовать всегда:
- объявление темы, мотивация предстоящей деятельности;
- выбор формы конечного результата, прогнозирование результатов;
- распределение обязанностей между участниками проекта;
- консультация учителя по подбору источников информации и использования их в работе;
- сбор информации (самостоятельная работа), обсуждение, анализ, выводы;
- распределение обязанностей по подготовке презентации проекта;
- оформление проекта, подготовка презентации;
- презентация;
- рефлексия.
Слайд 68Система работы по становлению личности выпускника школы средствами краеведения выстраивается
по трем направлениям: урок, внеклассная и внешкольная работа. Главное внимание важно сосредоточить на том, чтобы отобранные формы и методы способствовали формированию у школьников умений самостоятельно пополнять свои знания, работать с книгой и архивными материалами музея, помогали им осознавать связь литературы с жизнью, овладевать навыками исследовательской и поисковой работы. Это помогает развивать литературные и литературоведческие вкусы учеников
Слайд 69внеклассная работа.
Наряду с уроками литературы, как с основной формой педагогического
процесса,
большое значение имеет и внеклассная работа.
Использование краеведческого материала на уроках литературы опирается, с одной стороны, на разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней свое продолжение и дальнейшее развитие.
Одной из форм продуктивной внеклассной работы является кружок по литературе родного края. Его по праву можно считать наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.
Кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках литературы, однако основой работы является непосредственно практическая деятельность. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя-словесника, приобщает их к более глубокому познанию в области литературы, искусства, способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитического подхода к собственной учебно-развивающей деятельности.
Слайд 70 Цель работы кружка по литератуному краеведению:
создание условий для формирования
у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности информационно-компьютерных технологий, различных современных методов формирования универсальных учебных действий.
Слайд 71Задачи программы литературного кружка могут быть :
социально-педагогические (воспитание чувства любви
к «малой родине»,формирование гражданского мировоззрения, гордости, сопричастности и ответственности за историю своей молодой страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);
обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой Донецкого края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);
познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью);
развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);
воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре Донбасса, к его природе; воспитание речевой культуры школьников)
Слайд 72Социальная значимость программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной
адаптации учащихся к изменениям в политической, экономической и культурной жизни региона. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории, культурного наследия, народных традиций.
Новизна программы, во-первых, определяется практическим переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся в ходе занятий формируются предметные, творческие, коммуникативные, поликультурные и социальные компетентности, во – вторых, объединяя учащихся сразу трех возрастных групп (5-7 класс), позволяет решать задачи межличностного общения и сплочения.
Методы работы по программе кружка предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Слайд 73Формы занятия данного кружка как традиционные – это практические занятия, семинары,
лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данная программа предусматривает разнообразные типы занятий.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности универсальных учебных действий
Слайд 74В результате работы кружка:
Учащиеся должны знать:
содержание изучаемых художественных произведений донецких авторов
и авторов, пишущих о донецком регионе;
основные факты из биографии писателей, тематическую направленность их творчества;
минимум изобразительных средств, достаточный для самостоятельного осмысления и анализа произведений художественной литературы;
место литературы родного края в современном литературном процессе.
Слайд 75Учащиеся должны уметь:
сознательно вдумчиво читать и воспринимать произведения художественной литературы;
применять навыки
художественного анализа, направленного на раскрытие авторского замысла, воплощённого в образной системе произведений;
осуществлять самостоятельные действия по написанию сценариев, праздников, литературно-музыкальных композиций, встреч.
вести поисковую работу (в соответствии с возрастными требованиями) и представлять ее в различных формах;
правильно и красиво говорить, владеть навыками культуры речи;
находить нужный материал в процессе работы в библиотеке, с периодическими изданиями, в непосредственном общении, в сети Интернет.
Слайд 76Возраст школьников, участвующих в реализации данной кружковой программы, 11-13 лет (5-7
класс). Срок реализации образовательной программы – 1 год. Рекомендуемый режим занятий группы – 1 раз в неделю по 1,5 часа.
Успешные результаты кружка литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель-словесник сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Для учителя важной становиться предварительная самоподготовка, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города. Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской работы по литературоведению и фольклору, быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.
Слайд 77Литературно - краеведческие вечера
Краеведческие вечера невозможно организовать при
отсутствии нужного материала.
Требуется серьезная
подготовка: определение темы и цели вечера, отбор
материала, значительного в идейном и художественном
отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер
получил именно краеведческую окраску и отличался бы от
обычных--литературных. Для накопления материала могут
быть проведены туристические поездки и походы по
литературным местам, организовано изучение литературных
произведений местных авторов, переписка и встречи с ними.
Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о
проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется
рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в
результате занятий краеведением. Вечер и будет
своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.
Слайд 78Тематический литературный вечер охватывает значительное количество участников; дает возможность проявить свое
мастерство любителям живого слова, чтецам, исполнителям сольного и хорового пения.
На тематических вечерах подводится итог работы по определенной теме занятий в кружке, в классе, в школе. Наиболее интересный материал предлагается затем общешкольной аудитории.
Эффективность тематических вечеров будет высокой, если выступления учащихся тщательно готовятся заранее, обсуждаются на занятиях кружка. Выступления должны быть краткими, но содержательными.
В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся; возможно прослушивание произведений писателей в исполнении известных чтецов (видео- записи), просмотр кино- и видеофильмов.
Слайд 79Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и
викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители.
Интересны и литературные гостиные, куда приглашаются писатели-современники родного края и где идет интересный разговор ребят о творческой мастерской писателя, поэта, звучат отрывки из их произведений, песни, стихи. Причем, активное участие в исполнении могут принимать и ребята, объясняя свой выбор того или иного произведения.