Слайд 2Кубизм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего
в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Слайд 3Интересно знать
Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством
Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques).
Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».
Слайд 4А теперь подробнее о представителях…
Слайд 5Жорж Брак – основатель кубизма
…не нужно даже пытаться подражать вещам,
которые преходящи
и постоянно меняются,
и которые мы ошибочно принимаем
за нечто неизменное.
Жорж Брак
Слайд 6Жорж Брак родился в семье ремесленников, учился в Гаврской Школе изящных
искусств (1897- 1899), затем в Париже – в Академии Эмбера и Школе изящных искусств (1902-1903). Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни, своеобразной «Меккой» для художников со всего мира. Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих экспериментов и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму – одному из первых «измов» ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. «Матисс и Дерен указали мне путь», - скажет Брак впоследствии. Однако в истории искусств имя Жоржа Брака связано с возникновением другого художественного направления начала ХХ века – кубизма.
Слайд 7Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным
образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие.
Слайд 8Американский искусствовед Дж. Голдинг писал, что кубизм – «самая полная и
радикальная художественная революция со времен Ренессанса». Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубизм, разложив форму на отдельные части, выразил условный характер пространства. «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал…», - говорил Жорж Брак («Беседы с Дорой Валлье»).
Слайд 9Обозначение нового течения словом «кубизм» возникло, по-видимому, в 1908 году. Существует
легенда о том, что Анри Матис, увидев картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в одном из французских журналов критик Луи Воксель написал о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Работы кубистов надолго стали мишенью критики и предметом скандала для широкой публики. Однако именно это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века.
Слайд 10Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические
плоскости. Отказ от прямой перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон – обычная художественная практика кубистов, шокирующая широкую публику. Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения), о делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски.
Слайд 11Во время Первой мировой войны Жоржа Брака мобилизовали. Он получил тяжелое
ранение в голову и только в 1917 году смог вернуться к живописи. В это время художник постепенно отходит от кубизма и ищет приемы выразительности за пределами этого направления. Он работает над сериями, в которых, повторяя избранный мотив, пытается выявить все его пластические возможности. В 1930 – 1940-е годы Брак пишет натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур.
Слайд 12После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем
свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956). В восьми полотнах этой серии художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества. В этих работах примечателен мотив летящей птицы, как олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953).
Творчество Жоржа Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой.
К высшим достижениям французского прикладного искусства принадлежат его витражи, ювелирные украшения. Классическими стали и его театральные работы (постановки балетов Дягилева в Париже в 1920-е годы).
Умер Жорж Брак в 1963 году в Париже.
Слайд 14Пабло Пикассо
Пабло Руис Пикассо - испанский художник и скульптор. Пикассо -
изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых художников в истории. Он создал более чем 20 тысяч работ. Родился в Малаге 25 октября 1881года. Гений Пикассо обнаружил себя рано: в возрасте 10 он написал свои первые картины, а в 15 он блестяще сдал приемный экзамен в Школу Изящных Искусств в Барселоне.
Слайд 15Стили французских художников- импрессионистов, особенно Дега и Тулуз-Лотрека оказали сильное влияние
на формирование творческой манеры Пикассо в этот период. "Синяя Комната" Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в "голубой период", который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.
Слайд 16Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него
иную окраску. Как будто луч надежды проникает в души его героев вместе с появлением в красочной гамме его картин более светлых и прозрачных цветов: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые, золотисто-розовые тона. После произведений "голубого" периода, картины "розового" периода представляют мир циркачей и бродяг ("Семья акробатов с обезьяной", 1905, Гетеборг, Художественный музей; "Девочка на шаре", Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина; "Семейство комедиантов", Вашингтон, Национальная галерея).
Слайд 17Кубизм. В 1907-1914 Пикассо работает в таком тесном сотрудничестве с Браком,
что не всегда возможно установить его вклад на разных этапах кубистической революции. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины ("Портрет Канвейлера", 1910, Художественный институт). Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Браком. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922г. Нью-Йорк, Музей современного искусства). Портрет Амбруаза Воллара — владельца галереи, коллекционера, знатока искусства, друга художников — выполнен в формах аналитического кубизма. Портрет был приобретен И. А. Морозовым 1913 году у самого Воллара. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты.
Слайд 18А теперь представляю вашему вниманию примеры кубизма…