Слайд 1Керамика Турции
Учитель ИЗО Лошенкова Е.Е
ГБОУ школа № 645 г. Пушкин
Слайд 2История и особенености
Питательной средой для развития керамического дела в 13 веке
послужили византийские и особенно сельджукские традиции. Сельджуки оставили после себя богатое наследие в виде уникальных изразцов, изготавливавшихся в период расцвета империи. Стиль этого периода называют “руми”. Изначально стиль Руми зародился в Риме, в византийских техниках росписи керамики, которые переняли сельджуки, называвшие себя Руми (Римские сельджуки). Этот стиль характеризуют пышные, стилизованные формы листьев и бутонов.
Слайд 3Процесс становления и развития керамического дела в Османском государстве находился в
теснейшей связи и зависимости от уровня производства керамики в соседних и отдаленных странах. Частые военные столкновения между ними обуславливали перемещения ремесленников и художников, вольно или невольно продолжавших трудиться в новых условиях. В связи с этим становится понятной заметная близость турецкого керамического искусства 15 в. современным им или более ранним памятникам Сирии, Ирана и Средней Азии.
Слайд 4Изник
Завоевание турками Константинополя в 1453 году и превращение его в столицу
Османского государства – Стамбул, рост городов, развитие зодчества увеличили потребности в таком идеальном строительном материале как керамика. Богатые залежи высококачественной белой глины способствовали выдвижению на первый план небольшого город Изника (Никея), находящегося в нескольких десятках километров от столицы.
Слайд 5Изделия изготавливались из светлой глины. Роспись производилась синей кобальтовой краской по
белому фону, под прозрачной глазурью. Использовались 2 оттенка кобальта: светлый – для основной росписи и темный – для контура. В этот период получил распространение прием росписи «резерв», когда фон заливали краской, а части, не тронутые краской, образовывали рисунок.
Изникским изделиям раннего времени была присуща великолепная по мастерству и изяществу роспись. Орнаментика представляла собой очень тонко исполненные растительные мотивы, среди которых основное место занимали цветы с закругленными лепестками, вьющиеся стебли с мелкими листьями и завитками, а также традиционные арабески (стилизованное изображение листа или полулиста). Среди растительных мотивов преобладает в это время цветок лотоса, по-турецки называемый «хатаи». Как лотос, так и мотив «китайские облака» (стилизованная петлеобразная фигура) являются в то время неотъемлемой частью декора. Появление этих деталей декора объясняется воздействием привозных дальневосточных товаров, и в частности фарфора периода Мин (1368-1644). Так турецкое выражение cini (плитка) отражает влияние китайской культуры. Выражаясь по-иному, турецкое слово означает изготовление или воспроизведение китайской керамики.
Слайд 7Один из мотивов, например, называется Чинтамани (Cintamani). Чинтамани- это типичный мотив
Центральной Азии, состоящий из 3 кружков, не только игравший определенную роль в буддизме, но и представлявший расположение звезд и луны, согласно которому османский двор праздновал Новруз (праздник весны и начала нового года)
Слайд 8С 30-40 гг. 16 века основное место в декоре турецких изделий
занимают всевозможные, своеобразно трактованные деревья, кусты, стебли, листья, цветы, плоды. Излюбленными элементами росписи становятся цветы – тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, амариллисы, цветы жимолости, груши, персика, иногда – ирисы. И если разработка вариаций лотоса предполагает дальневосточный прототип, то арабеска имеет явно выраженное местное, сельджукское происхождение. Тюльпан, гвоздика и гиацинт могли проникнуть в декор как мотив народного творчества тюркских племен. Эти растения – уроженцы степных и горных районов и их использование может быть отголоском искусства кочевников, которые составляли и составляют часть населения Малой Азии. Использование в росписях розы – цветка, необычайно популярного на всем Ближнем Востоке, и плода граната, согласно бытовавшим в этих странах воззрениям, символа райской жизни, следует ставить в связь со старыми традициями в искусстве Малой Азии.
Слайд 9Между прочим: Тюльпан, пришедший из Турции, а не из Голландии, как
это принято считать, являлся с 16 века любимым мотивом при росписи керамики. Турецкое имя «lâle» представляет собой в арабском шрифте анаграмму Аллаха. Поэтому тюльпан у Осман считался священным цветком. Идеальные цветки должны были быть красными и кинжалообразной формы. Дарение цветка означало: ” Твоя красота меня воспламенила”.
Слайд 10В 17 веке новшеством в декоративном убранстве керамики становится золочение. Оно
выполнялось путем наложения или нанесения на глазурованную поверхность тонкого слоя связующего раствора с мелко растертым золотом и предполагало последующий обжиг. Новым моментом в декоре изделий Изника этого периода становятся и христианские сюжеты. Падение спроса на керамику со стороны султанского двора и его окружения побудили мастеров искать для сбыта новые сферы. Изображения человека, церквей, греческих надписей, крестов и т.д. сочетались с обычным турецким орнаментом.
Слайд 11Кютахья
В 18 в. изготовление керамики в Изнике почти прекращается, и значение
центра производства переходит к Кютахье – небольшому городу, расположенному к юго-востоку от Стамбула. Кютахийская керамика отличается разнообразием типов и форм, техникой исполнения и цветовой гаммой. Орнаментация своеобразна по характеру. Ее составляют растительные мотивы: цветы, листья, стебли, иногда кипарисы. Растительный орнамент часто перемежается геометризированными узорами – зигзагообразными или ломаными линиями, кружками.
Отражение в орнаменте Кютахьи получили и некоторые декоративные мотивы изникской керамики. Использовались сходные композиции, мелкие детали, такие как тюльпаны, гвоздики, зубчатые листья. Необычайность кютахийской керамики – главным образом экзотичность мелкого узора, пестрые сочетания красок – привлекала внимание, и образцы «Севра Востока», как ее называли в Европе, охотно покупали.