Приведите примеры, свидетельствующие о существовании изобразительного искусства в Древнем Египте
Скульптрура Древнего Египта
Приведите примеры, свидетельствующие о существовании изобразительного искусства в Древнем Египте
Скульптрура Древнего Египта
Материалом для статуй служили дерево, камень: гранит, базальт, песчаник, известняк
Первое скульптурное изображение,
стоявшее вне храмов,
это - Большой сфинкс.
Он был вырублен в скале рядом с пирамидой
и имел черты портретного
сходства с фараоном, чье захоронение он охранял.
Грандиозность сооружений подчеркивала величие фараонов,
несопоставимость их с простыми смертными.
Человеку внушались покорность перед царями-богами, трепет
перед ними даже после их смерти
Колосс фараона
Аменхотепа III
в Фивах.
XV в. до н.э.
Колоссы
Колоссы - гигантские статуи. Их возводили фараоны. Какую цель они преследовали?
Хефрен
к. ХХVII в. до н.э.
Статуи - круглая скульптура
Ментухотеп I
ХХII в до н.э.
Фараоны Египта
В статуи фараонов, которые ставили в гробницах, по мнению египтян переселялась душа умершего.
Из поколения в поколение скульптуры создавались по единым правилам - канонам.
Определите, в чем они заключались.
КАНОН ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ -свод правил, присущий культуре Древнего Египта и сложившийся в эпоху Раннего царства (I—II династии).
Он формировался и закреплялся в ходе многовекового отбора и главным образом в связи с древнеегипетскими культами власти и загробного существования.
В понятие канона входили
Фигура:
определенность позы:
Особенно квадратной была сидячая скульптура
Под гладкой полированной поверхностью есть кости, но нет нервов, нет сухожилий и всего лишь несколько больших мышц.
Мышцы навсегда застыли;
они не работают.
Статуя правителя
Сенби
Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра,
а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок.
мужские фигуры окрашивались в темно-коричневый цвет;
женские – в желтый;
волосы всегда были черными;
одежда – белой
Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки,
женщин – длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках
Существовала и традиционная окраска статуй:
Фигуре царевича предан торжественный вид. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова . На царевиче короткая белая повязка, на шее – нанизанный на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.
В этой же величественной позе запечатлена жена царевича.
Мягкий округлый овал лица, миндалевидные глаза,
рельефно выступающий изгиб бровей.
Спокойный, уверенный взгляд, устремленный в вечность,
Сквозь белое платье отчетливо проступает изящная фигура Нофрет.
Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета.
Каждый из них запечатлен в строго канонической позе.
Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу
Несмотря на предписываемые каноны, подлинные мастера в своих работах достигали совершенства в изображении людей, их характеров.
«Если ты человек приближенный и сидишь в совете своего господина, - сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом»
При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках:
они приняли ее за живого человека,
когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза.
В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом.
Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон. Чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении; дети и животные находились в самом низу, и это одна из причин того, что египетские животные и птицы особенно очаровательны. Слуги были личностями совсем незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые вовсе не подобали аристократу.
Рамсес II на колеснице. Рельеф XIII в. до н.э.
Плита фараона Нармера.
Рельеф.
IV тыс. до н.э.
Скульпторы изображали фигуру так, как она , на их взгляд, лучше видна:
ноги и головы – в профиль,
туловище - в анфас.
Глаз всегда смотрел на зрителя. Главная фигура всегда была больше по своим размерам.
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Стихи, посвященные царице Нефертити ее мужем Эхнатоном
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание — слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им.
Называй меня моим именем вечно, а мне без тебя
Всегда [чего-нибудь] не будет хватать
Портрет девочки
из Фаюма
Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.
Эхнатон с женой Нефертити и детьми. Современный российский художник М.М.Потапов.
Канон в изображении людей
Скульптор раскрасил рельеф красками, как это принято в живописном искусстве
Каким представлялся мир египтян художникам Нила?
Четыре Анубиса. Роспись.
Фараон в битве.
Роспись
Плавание по Нилу.
Роспись гробницы
Дары фараону.
Роспись гробницы.
литература
изобразительное
искусство
Это:
?
?
?
?
?
?
Культурное наследие Древнего Египта
в России
Санкт-Петербург
Сфинксы в Петербурге
Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как — давно
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно.
Валерий Брюсов
конец
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть