Слайд 1Из опыта работы.
Создание графических изображений в технике «Монотипия».
Хабибуллина Галина Викторовна-
учитель изобразительного
искусства высшей квалификационной категории
МАУО «Надежда»
Г. Нижнекамск
Республика Татарстан
Слайд 2
«МОНОТИПИЯ» -
один из видов графического изобразительного искусства. «Моnо»-один, typos- от
греческого (отпечаток). Техника известна с 17 века, однако распространение получила только с конца 19 века.
Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах (стекле, медной пластине, бумаге…). Эта техника подразумевает множество индивидуальных под техник (диатипия, акватипия, «водяная печать»). Каждый художник по-своему использует этот единственный отпечаток .
Монотипию называют «техникой божественного участия», поскольку пятно, из которого достраивается художественный образ, во многом является случайным.
Слайд 3 В последние годы на страницах педагогической и
психологической литературы все чаще ставиться вопрос о роли воображения в умственном развитии учащихся , об определении сущности механизмов воображения.
Очень часто под воображением понимается то, что не соответствует действительности, нечто невиданное, непривычное, небывалое. Но воображение художника-это что-то другое.
Рассмотрим виды воображения и способы создания творческих образов. Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании один из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.
Творческое воображение- это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. С помощью творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности.
Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Слайд 4 Источник воображения это предметно-практическая деятельность.
В образовательном процессе ее
можно назвать социализацией творческого
воображения- это творческий продукт. Следующим этапом педагогического
процесса должна быть рефлексия- очень важный этап верифицирования
Личностного восприятия. Восприятие связано с опознанием , пониманием,
Осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной
категории, типу, классу. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями личности, преобразуя прошлое и настоящее за счет обобщений. Процессы воображения в своем развитии описали круг : восприятие, воображение, материализованный конкретный образ.
Слайд 5 При выполнении заданий, активизирующих творческое воображение, возраст учащихся
имеет значение. Задание основанное на «монотипии», наиболее продуктивно выполняют ученики старшего возраста- те, у кого сформировалось абстрактное мышление. Ученики помладше чаще всего перекрашивают цветовые пятна и рисуют сверху те образы которые были «монотипией». Причина- нехватка навыков рисования и несформировавшееся абстрактное мышление. Целесообразно такие
упражнения начинать с детьми 10 лет.
Работа с монотипией позволяет развивать художественное воображение, но она предполагает уже сформированный навык изображения, поэтому в упражнениях с « монотипией» интересные результаты
получаются у учеников 13-15 лет.
Слайд 6Материалы и инструменты.
Бумага.
Кусок стекла; лист бумаги …
Краски (гуашь или акварель).
Кисти.
Баночка с
водой,
Большая емкость с водой.
Тряпочка.
Губка.
Цветные карандаши.
Фломастеры.
Тушь.
Трубочки для раздувания
туши.
Палитра.
«Видоискатель».
Ножницы.
Слайд 71.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
На стекло быстрыми пастозными мазками наносим гуашь, произвольно или по замыслу.
Сверху
накрываем листом бумаги.
Проглаживаем поверхность листа ладонью руки.
Снимаем лист бумаги .
Готовый оттиск убираем на просушку.
Моем поверхность стекла губкой и насухо вытираем тряпочкой.
Продолжаем делать другие оттиски.
Первый этап.
Слайд 88.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Второй
этап .
8. С помощью «видоискателя» находим наиболее подходящее
для будущей
композиции пятно. Отмечаем карандашом этот
участок рисунка.
9. Вырезаем необходимый кусок.
10.Выполняем прорисовку если она необходима , «включая» воображение.
Используем для этого различные художественные материалы
(цветные карандаши, фломастеры, тушь, гуашь и др.)
11-12.Спомошью трубочки можно раздувать тушь, получая при этом
необыкновенно реалистические силуэты деревьев и добавив
разноцветные мазки гуаши –получить листья.
13-14. Если рисунок удался, можно оформить его в рамочку.
Слайд 9Направления развития монотипии.
Первый способ, из самых простых, его еще называют —
«фрактальная монотипия».
Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Второй способ.
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью офортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и офортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третий способ.
Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Слайд 10Четвертый способ.
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как
исправления невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.
Пятый способ.
Наливаете в фото ванночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.
Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.
Слайд 11Шестой способ — смешанная техника.
Когда за базу берется созданная монотипия и
потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее...
Виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани.
В « монотипии» существует непредсказуемость, которая и вносит удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника.
Источники:
http://www.tigelclub.ru/index.php?id=204
http://www.grafik.org.ru/video.htm
http://podg-kursy.ru/index.php/interesnoe/74-otisk-na-steklo-monotipiy-master-klasshttp://podg-kursy.ru/index.php/interesnoe/74-otisk-na-steklo-monotipiy-master-klassl
Слайд 12«Монотипия» . Работы Хабибуллиной Г.В.