Слайд 1Научно-практическая конференция школьников
«ШАГ в будущее»
Направление: Прикладное творчество
Секция: изобразительное искусство
Название работы: «Нетрадиционные техники рисования»
Автор работы: Замураева Полина, Белькова Софья
Научный руководитель: Вострых Оксана Ивановна
Место выполнения работы: г. Тюмень МАОУ СОШ № 7
Введение
С самого раннего возраста человек пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику рук, учит думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь, восполняют потребность в приятных ощущениях..
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности
Слайд 3Цель работы
Изучить нетрадиционные техники рисования, выполнить работу в нетрадиционной
технике рисования;
Для достижения заданной цели сформулированы следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести анкетирование и мастер-класс;
Систематизировать собранный материал;
Объектом исследования являются рисунки, а предметом - техника рисования;
Слайд 4 Объектом исследования -
Являются рисунки, а предметом – техника рисования.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.
В работе используется прием планирования – этапы исследования включают в себя определение темы, задач, позволяющих раскрыть данную проблему, составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; сбор материала и оформление полученных результатов.
Слайд 5Основная часть
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать
себя хозяином своего творчества. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается не избитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя».
Слайд 6Ниткопись
Альбомный лист сгибается пополам и разгибается. На газетном листочке растягивается кусочек
нитки (30-50 см). Раскрашивается каким-нибудь цветом. На кисточку набирается много воды и много краски. Хвостики оставляются не раскрашенными. Цветные нити раскладываются каким-нибудь узором на одной половинке альбомного листа. Хвостики оставляют свисающими с листа. Альбомный лист сгибают. Крепко одной ладошкой нажимается, а другой рукой вытягивается нить за хвостики. Далее раскрывается альбомный лист.
Недостающие детали дорабатываются карандашами или фломастерами.
Слайд 7Граттаж
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашивается восковыми мелками, восковой
пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги. Далее покрывается наш лист воском. Для этого используется обыкновенная восковую свеча.
Затем берется черная тушь или черная гуашь, добавляется немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрывается закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Далее берется любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Слайд 8 Рисование на наждачной бумаге
Рисунки на наждачной бумаге получаются неожиданно эффектными
и бархатистыми. Это получается из-за того, что наждачная бумага чуть просвечивает под нанесенными на нее пятнами и штрихами, создавая иллюзию объемного рисунка, а карандаш, скользя по наждачной бумаге оставляет на ней необычно яркий цвет.
Рисовать можно восковыми карандашами, масляными мелками, а можно сухой пастелью или школьными мелками. Но в этом случае мелки будут сильно осыпаться, и рисунок получится грязным. При рисовании восковыми карандашами или масляными мелками тоже есть свои сложности: при сильном нажиме они быстро расходуются, поэтому необходимо научиться регулировать силу нажима на мелок.
Слайд 9
Обычная кляксография
Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: берется плотный альбомный лист бумаги, сгибается его пополам, затем разворачивается. Разводится немного краски - тушь, гуашь - до жидкого состояния. Набирается краска на кисточку и капается на половинку листа. Теперь складывается бумага пополам, аккуратно придавливаются листки бумаги друг к другу, разглаживаются, а затем разворачиваются. Дорисовываются отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем.
Слайд 10кляксография с трубочкой.
Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в
мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: зачерпывается пластиковой ложкой краска, выливается на лист, делая небольшое пятно — капельку. Затем на это пятно дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги.
Слайд 11Исследовательская часть
В МАОУ СОШ №7 было проведено анкетирование среди учащихся 6
классов. В опросе приняли 20 учащихся. Опрос показал, что большинство опрошенных не знакомы с нетрадиционной техникой рисования, но многие хотят познакомиться.
Проанализировав результаты учащихся, им было предложено поучаствовать в мастер-классе. В нем приняли участие школьники 6 класса.
В ходе мастер-класса учащимися были изготовлены различные рисунки в нетрадиционной технике: кляксография, ниткопись, граттаж, рисование на наждачной бумаге.
Даже самые неуверенные учащиеся, которые считали себя далеко не художниками, убедились, что данные техники просты, ярки, интересны. Данные техники предоставили учащимся безграничные возможности для творчества
Слайд 12Заключение
Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и
эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что подтвердилась выдвинутая гипотеза.
Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данная техника может использоваться на уроках рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.