Слайд 1
Культура эпохи Возрождения
7 класс
Подлесных Ольга Александровна
учитель изобразительного искусства
МКОУ Клеповская СОШ
Бутурлиновского района
Воронежской области
МИР ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
(урок – монография)
Слайд 2Леонардо да Винчи
(полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итал.
Leonardo di ser Piero da Vinci, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и учёный (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель.
Слайд 3Родители Леонардо да Винчи. Детство
Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и
его возлюбленная, крестьянка Катерина. Фамилии Леонардо не имел в современном смысле; «да Винчи» означает лишь"(родом) из городка Винчи». Полное его имя — по-итальянски: Leonardo di ser Piero da Vinci, что обозначает: «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Первые годы жизни Леонардо да Винчи провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на знатной, богатой девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро взял своего трёхлетнего сына на воспитание. Считается, что разлученный с матерью Леонардо да Винчи всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих картинах.
Слайд 4Обучение Леонардо да Винчи
С самых ранних лет Леонардо демонстрировал незаурядные художественные
способности, поэтому сэр Пьеро не мог пройти мимо этого факта в принятии решения о судьбе сына. Вскоре отец отдал восемнадцатилетнего юношу на обучение в одну из самых передовых и успешных мастерских живописи. Наставником Леонардо да Винчи стал известный художник Андреа дель Вероккио. В 1472 двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников.
Слайд 5Первый флорентийский период
В становлении творческого облика молодого художника важное место занимает
первый флорентийский период (ок. 1470—1480). В произведениях первого флорентийского периода формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, немногословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, которая мягко моделирует формы и объединяет их с пространственной средой.
Слайд 8Портрет Джиневры Бенчи
(ок. 1474—1476, Вашингтон, Нац. галерея)
Слайд 11Миланский период
Миланский период (1482—1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности
Леонардо да Винчи . Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи.
Слайд 12Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр)
Слайд 13Фрагменты картины «Мадонна в гроте»
Слайд 14Мадонна Литта
(ок. 1490—1491, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж)
Слайд 15Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем (Виндзорский замок
в Англии)
Слайд 16Дама с горностаем
(ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских).
Слайд 17Тайная вечеря
(1495—1498, Милан, монастырь Санта Мария делле Грацие)
Слайд 21Мона Лиза (Джоконда) (около 1503, Лувр, Париж)
Слайд 22В портрете "Монны Лизы" Леонардо да Винчи воплотил возвышенный идеал вечной
женственности и человеческого обаяния
Слайд 23Второй флорентийский период и позднее творчество
В 1499, Леонардо покинул Милан. В
результате шедших войн, город оказался захваченным французами во главе с Людовиком XII, а герцог Сфорца, лишившись власти, бежал за границу. Начались переезды с места на место и до 1503 Леонардо нигде подолгу не задерживался. Флоренция (город, где он когда-то начинал простым подмастерьем), через несколько лет - Милан в качестве придворного живописца Людовика XII
в 1513 он переехал в Рим под покровительство Джулиано Медичи, брата Папы Льва X. В течение следующих трех лет художник в основном занимался наукой, техническими экспериментами и заказами на инженерные разработки.
Остаток своей жизни итальянский гений провел во Франции, куда его пригласил Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII. Несмотря на то, что у престарелого Леонардо онемела правая рука, а состояние здоровья становилось все хуже, он продолжал делать зарисовки и заниматься с учениками, заменившими ему семью, которую мастер так и не создал при жизни.
Слайд 25Вклад в мировую культуру Леонардо да Винчи
Леонардо осознал и воплотил новую
живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его отрывки из записных книжек и рукописи (около 7 тысяч листов), которые вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци.
Слайд 26Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того
времени. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы .
Изучая устройство глаза, высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения.
В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.
Слайд 27Леонардо да Винчи. Автопортрет. Около 1514г
Слайд 28Набросок мужской головы к картине "Тайная вечеря"
Слайд 32Анатомические зарисовки плечевого пояса человека
Слайд 33Леонардо да Винчи.
Леда. 1503-1507
Слайд 34Витрувианский человек (в настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции)
Согласно сопроводительным записям
Леонардо, рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, в соответствии с трактатом античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.
Интересные факты:
Есть теория о том, что на рисунке Витрувианского человека Леонардо изобразил Христа. По просьбе хранителей Плащаницы Леонардо да Винчи реставрирует ее. И вдохновленный изображением Христа на святыне он переносит идеальные пропорции на свой рисунок, он изображает «БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ ЧЕЛОВЕКА«. Леонардо да Винчи поместил человека в центр Мироздания. «Человек — это образ бога».
Слайд 35 Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал
общепризнанным символом эпохи Возрождения.
При подготовке использованы материалы, размещенные в сети internet:
http://www.artcontext.info,
http://ru.wikipedia.org