Слайд 2ТРИБА (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю), в Древнем Риме
(в царскую эпоху) римский народ делился на три трибы, в которых некоторые историки видят три племени (греческое соответствие — филы): Рамны — латиняне, Тиции — сабиняне, Луцеры — этруски или альбанцы. При царе Сервии Туллии были образованы трибы — территориальные округа (4 городских и 16 или 24 сельских); к 241 до н. э. число территориальных триб увеличилось до 35. Сельские трибы считались более престижными, чем городские; в них записывались землевладельцы, тогда как в городские — купцы, ремесленники и вольноотпущенники. По трибам происходили голосования в трибутных комициях.
Слайд 3Этруски
самоназвание — расены
древний народ, населявший в 1 тыс. до
н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).
Слайд 4Происхождение этрусков было загадкой уже в глубокой древности.
До сих пор
лингвисты не могут определить, какие языки родственны этрусскому.
Сами себя они считали выходцами из Малой Азии, родственниками троянцев.
Их развитая цивилизация, культура, инженерное искусство, оказали большое влияние на Рим, где первыми царями был этрусский род Тарквиниев.
Три главных божества этрусков также имели немало общего с главными богами римлян и греков.
Слайд 5Особенности керамики
керамика «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью,
разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.
Слайд 6Крупнейшими городами были Тарквинии, Вейи, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле,
Популония, Вольтерра. Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой. Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, о чем свидетельствуют горы шлака, сохранившиеся вокруг этрусских поселений. Изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов, что привело к развитию торговли и основанию торговых факторий на западном и восточном побережье Апеннинского полуострова. Море, омывающее западное побережье Италии, греки назвали Тирренским, признав абсолютное господство на нем этрусских мореплавателей — купцов и пиратов.
Слайд 7Вольсинии
В Вольсиниях (или около него) располагался знаменитый храм Вольтумна, покровителя
всех этрусков; здесь старейшины всех этрусских племен ежегодно собирались для обсуждения важнейших экономических и политических проблем. В Вольсиниях находился также храм этрусской богини Нортии. Каждый год в стену храма вбивался гвоздь; этрусски верили, что когда вся стена покроется гвоздями, этруски перестанут существовать.
Слайд 8Символы власти
У этрусков римляне заимствовали символы царской власти: курульное кресло (трон)
и фасции — связки прутьев с двойным топориком в центре.
Слайд 9Особенности архитектуры
Римский ученый Витрувий (1 в. до н. э.) указывал, что
благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы (Cloaca Maxima), созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.
Слайд 10Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены:
гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ.
Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды.
согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.
Слайд 11Скульптура
Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы;
экспрессивность
и выразительность этрусского скульптурного портрета («Оратор», т. н. «голова Брута») оказали несомненное влияние на римское искусство.
Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия.
Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень.
Слайд 13Скульптор Вулка.
Голова статуи Аполлона из Вей.
Этрусская культура.
6 в.
до н.э.
Слайд 14Голова Гермеса.
Фрагмент терракотовой
статуи с фронтона
храма Аполлона в Вейях.
Скульптор Вулка.
Слайд 16 Сцена пира из этрусской гробницы Леопардов
Слайд 17Юноша
с чашей.
фреска из гробницы
Слайд 24Фибула из гробницы
Реголини - Галасси
Слайд 29Пирующий. Деталь росписи гробницы Львиц
Слайд 30Вакханалия вокруг кратера.
Роспись стены в гробнице Львиц
Слайд 31Плакальщик.
Деталь росписи
гробницы Авгуров
Слайд 32Борцы. Деталь росписи гробницы Авгуров
Слайд 34
Капитолийская волчица.
Культура этрусков. Начало 5 в. до н.э.
Слайд 35Деталь фронтона храма
Ара делла Регина
«Крылатые Пегасы»
Терракотовые статуи
с фронтона храма
в Тарквиниях.
Слайд 39Возлежащий юноша. Деталь саркофага.
Слайд 42Серебряная монета из Пулонии с головой Горгоны (4-3 вв.)
Золотая монета из
Пулони. Этрурия.
Слайд 43Религия
На фресках сохранились изображения богов и надписи, содержащие их имена.
Верховные
боги Тин, Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва.
Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода.
Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном,
Турмс — с Гермесом,
Сефланс был богом кузнечного дела,
Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты.
В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков).
Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы — фульгаторы.
Слайд 44Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые
ими знамения истолковывали различные жрецы:
авгуры предсказывали будущее по полету птиц,
гаруспики — по особенностям строения печени жертвенного животного.