Слайд 1Великий дар творчества: радость и красота созидания.
Презентацию подготовила учитель ИЗО МОУ
Радужненская СОШ
Гудьева Е.А.
Слайд 2 Творческим потенциалом обладает каждый человек.
Но не
все могут полностью или хотя бы
частично его реализовать.
И далеко не все люди стремятся к этому, хотя
творчество наполняет
смыслом жизнь человека,
содействует его духовному
росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.
Слайд 3Созидание нового в любом
виде деятельности- науке,
искусстве, строительстве,
даже в игре -
творческий процесс.
Конечно, если он достав-ляет радость . Если человек вкладывает всю душу в своё дело.
( Михаил Васильевич Ломоносов)
Слайд 4В результате научного творчества открываются новые закономерности
реального мира, новые законы и факты природы.
( Великий русский врач Николай Иванович Пирогов- основоположник военно –полевой хирургии)
Слайд 5 Плодами художественного творчества является создание «второй реальности» в картинах,
музыкальных произведениях, фильмах и т.д.
( Поль Гоген, Михаил Афанасьевич Булгаков)
Слайд 6Творчество всегда активно, оно предполагает творческое усилие и не терпит лени.
Не
спи, не спи художник, Не предавайся сну, Ты-вечности заложник
У времени в плену.
Б.Пастернак
Слайд 7 Творческий порыв предвосхищает рождение нового.
Но необходимо научиться
мечтать, фантазировать, включать для решения задач не только интеллект, но и интуицию.
Творческое состояниек характерно тем, что оно овладевает мыслями, волей, сознанием, чувствами человека. Определяет не только его отношение к жизни, но и подчас его судьбу.
Слайд 8Например: Поль Гоген бросил свою достаточно удобную и налаженную жизнь биржевого
маклера во Франции, чтобы в нищете писать свои картины на Таити.
Слайд 10Записать:
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н -французский живописец, скульптор -керамист и график. Наряду
с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель.
Ранний период творчества связан с импрессионизмом.
С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов.
С 1883 года профессиональный художник.
Работы Гогена не находили спроса, художник был беден.
В настоящее время (на 09.2015) картина Гогена «Когда свадьба?» оспаривает звание самой дорогой проданной картины.
Слайд 11Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец был
журналистом мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи.
В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.
Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в ПеруТаким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
Когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании.
Слайд 12 До 1871 годаДо 1871 года он почти непрерывно будет находиться в плавании (увлечется
мореплаванием) по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получает поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера.
В 1873 году Гоген женится на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. Гоген становится и отцом 5 детей.В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимает все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделяется мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционирует» картины, особенно импрессионистов, и понемногу пишет их сам.
Слайд 13С 1873С 1873—1874 годаС 1873—1874 года появляются его первые пейзажиС 1873—1874 года появляются его первые пейзажи, один из них
будет выставлен в Салоне 1876 года. Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно воспринимают всерьёз и как художника
В 1884 годуВ 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году. Оставив жену и детей Гоген стал путешествовать-Британия, Панама, Париж.
В 1888 году некоторое время жил у Ван ГогаВ 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Испытывая с детства, проведённого в ПеруИспытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизациюИспытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 годуИспытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на ТаитиИспытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в ПапеэтеИспытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен.
Слайд 14На Таити Гоген вел далеко не пуританский образ жизни. Там впервые
дали о себе знать симптом второй стадии сифилиса, которым Гоген заразился ещё во Франции. На Таити течение болезни было ускорено бурной и не здоровой жизнью, которую он стал вести. Он всецело окунулся в простонародные развлечения: регулярно посещал вечеринки бесшабашных таитян и так называемый«мясной рынок», где можно было всегда без проблем найти себе красотку на час. кроме того, Гоген не раз брал в жены 13-летних девочек-таитянок. Их портреты можно видеть на полотнах этого периода.
После кратковременного (1893После кратковременного (1893—1895После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда на Таити, а с 1901 годаПосле кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда на Таити, а с 1901 года на остров Хива-ОаПосле кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские островаПосле кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены очередную девочку-таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажиПосле кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены очередную девочку-таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства мышьяком (принятая доза была слишком большой и организм отверг её, попытка не удалась), лучшие свои работы Гоген написал именно там.
Слайд 15Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них
с местными мифами.
Через три недели после его похорон местный епископ (и один из нажитых Гогеном врагов) отправил начальству в Париж письмо: «Единственным примечательным событием здесь была скоропостижная кончина недостойного человека по имени Гоген, который был известным художником, но врагом Господа и всего благопристойного».[5]
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 годуСлава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусствоСлава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX векабесспорно.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета МоэмаЖизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.
В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли — «Найденный рай в главной роли — «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити.
Слайд 16«Когда свадьба?»
Цена 300 милн. долларов
Слайд 17Картина «Когда свадьба?» была написана в 1892 году, когда Гоген взял
себе таитянскую жену — Техааману (в книге «Ноа Ноа» он называл её Техурой) — тогда ей было 13 лет[2]. Традиционная свадьба была организована роднёй Техааманы, для которой брак с белым был большой честью. Техаамана была моделью множества полотен Гогена его первого таитянского периода[3]. Полотно было вполне типичным для образа Таити на Западе; подобные картины, однако, позволяли Гогену получать деньги от своих друзей
Слайд 18На переднем и среднем плане много внимания уделяется земле, выполненной в
интенсивных зелёном, жёлтом и синем цветах. Задний план занимает тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое пареоНа переднем и среднем плане много внимания уделяется земле, выполненной в интенсивных зелёном, жёлтом и синем цветах. Задний план занимает тропический ландшафт с мелкими фигурками для масштаба, выполненный в том же цветовом сочетании, причём небо дано в жёлтом цвете. Две женские фигуры изображены одновременно на переднем и среднем плане. Женская фигура, ближайшая к зрителю, одета в таитянский наряд — открытую блузку и яркое парео, поза её очень прихотлива. Женщина позади неё одета в более строгое платье по моде, насаждаемой христианскими миссионерами, с воротником. Н. Маурер сравнивала её жест с буддийской мудрой, возможно, несущей угрозу или предупреждение[5]. Черты лиц нарочито стилизованы, но у женщины в строгом платье больше индивидуальных черт, её лицо помещено в оптический центр холста. Цвет её платья — оранжево-розовый — отличается от всех других объектов на картине.
Слайд 19Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев)русский театральный режиссёр, актёр и педагог,
реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Слайд 20Константин Сергеевич Станиславский, был сыном крупного фабриканта Алексеева.
Константин Алексеев родился 5
января 1863 года в Москве[4], в многодетной (всего у него было девять братьев и сестёр) семье известного промышленника, состоявшей в родстве с С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми[5].
Московский городской головаМосковский городской голова Н. А. АлексеевМосковский городской голова Н. А. Алексеев приходился ему двоюродным братом. Младшая сестра —Зинаида Сергеевна Соколова (Алексеева), заслуженная артистка РСФСР.
Слайд 21
В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин начал
службу в семейной фирме, где достиг больших успехов, но оставив бизнес занялся театром, где служил сначала как актёр, затем как режиссёр.
В 1898 году Станиславский вместе с театральным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХАТ)
Слайд 22Записать:
Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев; — русский театральный режиссёр, актёр
и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Слайд 23Михаил Афанасьевич Булгаков
Создатель романов «Мастера и Маргарита», « Бег». Великий Русский
писатель. По первой своей профессии был врачём, как и Антон Павлович Чехов
Слайд 2415 мая день рождения Михаила Булгакова. Он прожил 48 лет. Из
них в литературе - 20, начав писать ещё во время скитаний по Кавказу.
Булгаков, сам себя называвший «затравленным волком» в литературе (как он подсчитал, из 301 критического отзыва на его творчество - лишь 3 положительных), был более всех беспощаден к себе сам. Всю жизнь судивший себя и своё творчество исключительно с высшей точки зрения - совести и вечности..
Слайд 25Булгаков неслучайно назвался «мистическим писателем»: в 1926 г. во время обыска
у писателя изъяли дневники и текст «Собачьего сердца», который существовал в одном экземпляре. Дневники пропадут навсегда, а «Собачье сердце» ему вернут спустя два года. Говорили, что этому чудесному возвращению текста из анналов ОГПУ помог будто бы Максим Горький.
Слайд 26А «Мастер и Маргарита»?
Первый вариант 1928 г. Булгаков опять же
сжёг, как и его герой в романе. Как и его любимый Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Сжёг - и следующие 10 лет неотступно думал о романе: «Точно дьявол меня заколдовал», «я погребён под этим романом». Сказать, что великий текст «романа века» создавался мучительно тяжко, - не сказать ничего. Булгаков выстрадал этот роман. Он шифровал его, прятал, диктовал уже смертельно больным, превозмогая ужасные боли, борясь с ускользающим порой рассудком. И умер со словами о романе, едва выдыхая: «Чтобы знали. Чтобы знали». Взяв с жены Елены Сергеевны клятву, что она сохранит рукопись и «Мастер и Маргарита» увидит свет.
Роман вышел в журнале «Москва» в 1966-м - 50 лет назад, через 26 лет после смерти автора. И с тех пор многократно истолкованный и переведённый на сотни языков роман живёт, о нём спорят и спорят - учёные и экстрасенсы, философы и священнослужители. «Мастер и Маргарита» воспринимается, особенно на Западе, как вершина нашей литературы ХХ века.
Слайд 27Самое, пожалуй, необъяснимое и загадочное - это сама его судьба. Он
чудом не погиб на войнах, не сгинул в ужасах и кровавом месиве революции, большевистской и сталинской диктатур.
А ведь, казалось бы, Булгаков - идеальная мишень для властей. В роду, по обоим родителям, священники, отец - доктор богословия в Киевской духовной академии. Первая жена - дворянка, дочь действительного статского советника Татьяна Лаппа. Родители обоих были против их брака. Но они поженились и прожили вместе самые трудные 11 лет, до 1924-го.
Булгаков хорошо знал историю, литературу, музицировал. Выучился на врача, получил место земского доктора в Смоленской губернии. Юная жена, бросив университет, едет с ним. Она была с ним на фронтах и Первой мировой, и Гражданской. Ассистировала на ампутациях. Пристрастившись к морфию, в припадках ярости он кидался в неё горящим примусом, пытался выстрелить… Морфий с трудом доставала она и вкалывала его тоже она, а потом понемногу уменьшала дозы.
И отучила мужа от страшного недуга.
Слайд 28Потом была жизнь на Кавказе, жуткая нужда. Нищий, неустроенный, без всяких
связей, 30-летний Булгаков осенью 1921 г. приезжает в Москву. Одно он твёрдо знает, что будет только писателем. Жильё - комната сестры на Б. Садовой, д. 10. В той самой «нехорошей квартире» № 50 в семь комнат, превращённой в грязную, дурно пахнущую коммуналку. Аннушка, вошедшая вместе с «Мастером» в мировую литературу, - это соседка Булгаковых Анна Горячева.
Да почти все персонажи у него «родом» из той коммуналки.
Слайд 29Булгаков, никому не известный провинциал, избрал в литературе самый опасный путь
- путь сатирика, остро, смело, ядовито изображающего советскую действительность. В середине 20-х написаны абсолютно крамольные по тем временам его сочинения: «Багровый остров», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В прессе началась кампания «Долой булгаковщину!».
Булгакова перестают печатать вообще. С 1928 по 1938 г. он написал шесть писем властям, пять из них лично Сталину. После одного из них, в 1930-м, вождь позвонил опальному писателю. О звонке заговорила вся Москва. Работу ему дали - режиссёром в МХТ. «Дни Турбиных» экстренно восстановили. Разрешили даже написать пьесу о молодом Сталине-революционере! Булгаков, который был «прикончен, измучен, отравлен тоской» (это из его писем «наверх»), воспрял. Но вождь Булгакову больше не звонил и не ответил ни на одно из писем. Пьесу о себе, «Батум», запретил
Слайд 30В 1939-м Булгаков смертельно заболел и 10 марта 1940-го скоропостижно скончался
в страшных муках - от той же болезни, что и его отец (гипертонический нефросклероз), сам поставив себе диагноз и предсказав с поразительной точностью сроки своего ухода. Он умер в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста. И в свете всё того же рокового его романа, действие которого происходит на Страстной неделе, Великий пост завершающей, это тоже кажется мистикой.
Слайд 31Записать:
Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.
Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто
Слайд 32Великий русский хирург Пирогов Николай Иванович .
Создатель русской военно-полевой хирургии.
В 1847
сделал доклад об операциях под эфирным наркозом и впервые применил наркоз в военно-полевой хирургии, применил неподвижную гипсовую повязку, ввел ряд новых медицинских приемов и методов хирургических операций; мировую известность получил атлас Пирогова “Топографическая анатомия” (1851-54).
Слайд 33Записать:
Пирогов Николай Иванович (13[25].11.1810—23.11[5.12].1881), хирург, педагог, мыслитель и общественный деятель. Обучался
в Московском и Дерптском университетах. С 1832 доктор медицины. Герой обороны Севастополя во время Крымской войны.
Слайд 34
Так композитор Ник. Анд.Римский –Корсаков уволился с военно-морской
службы и стал композитором. Ему принадлежит авторство таких прекрасных опер, как « Снегурочка»,
« Царская невеста» и т.д всего 15 опер.
Слайд 35Записать:
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков— русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик;
участник « Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения.
Слайд 36Искусство обладает уникальной способностью доставлять человеку радость творить и любоваться творчеством.
Эта особая радость возникает благодаря эстетическому переживанию которое испытывает человек, общающийся с искусством, автор он художественного произведения или зритель, слушатель, читатель.
Слайд 37Роман Льва Николаевича Толстого « Война и мир» (1863—1869 гг.)
- бессмертное произведение литературы.
Которое вот уже почти более 150 лет покоряет сердца людей.
К нему вновь и вновь обращаются кинематографисты, художники и музыканты.
Слайд 38Восприятие произведения искусства тоже творческий процесс и потому также
способно принести радость.
Сила искусства в его эмоциональности, в том, что оно способно потрясать людей.
( Карл Брюллов. Гибель Помпеи)
Слайд 39Момент творческого процесса запечатлен в различных картинах и скульптурах.
Воспринимая их
человек погружается в атмосферу творчества, у него рождается желание постичь невозможное, найти вдуше созвучное этому невозможному.
( Антонио Канова. Три грации )
Слайд 40 Творчество всегда активно, оно предполагает творческое усилие, поэтому не терпит лени.
Не случайно к проблеме творчества обращаются многие поэты.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Б. Пастернак
Слайд 41 «Мир будет счастлив
только тогда, когда у каждого человека будет душа художника
иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».
Огюст Роден.
Объясните, как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О. Родена
«Мыслитель» — одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена — одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена. Мастер работал над ней в 1880 — одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена. Мастер работал над ней в 1880—1882 гг. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже.
Слайд 42Найдите в справочной литературе понятие «творчество»,
сравните его определение с вашим
представлением о нем.
На основании собственного опыта и новых
знаний сформулируйте свой взгляд на творчество.
Послушайте несколько музыкальных произведений в различных
исполнительских трактовках. В чем проявилась творческая индивидуальность каждого исполнителя? Как стиль исполнения повлиял на образно-смысловой строй сочинений?
Выполните ассоциативную композицию на тему «ГОРОД».
(Это может быть музыкальный город, индустриальный, вечерний и т. п.)
Задание
Слайд 43Что такое ассоциация?
Ассоциация — психологическая связь представлений о различных предметах и
явлениях, выработанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер (эскимос — снег, север; ночное небо — бесконечность; пантера — изящество и коварство).
Слайд 44Очень простая ассоциация у слова «карнавал». Это яркие краски, динамика, огненные
вспышки, контрасты.
Слайд 45Страх. Это чувство можно выразить мятущимися динамичными темными мазками, а можно
показать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонансе друг с другом.
Слайд 46Печаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько
статичная композицияПечаль. Изобразительным аналогом этого чувства видится сдержанная по цвету и несколько статичная композиция. Нейтральные серые тона с тенденцией к холодной гамме, нечеткие границы цветовых пятен, нет резких контрастов. Можно ли для выражения печали пользоваться описательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которым идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная
композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует
литературы, рассказа.
Слайд 47Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция открытая,
динамичная, свободная.
Слайд 48Египет. Ассоциативный образ Египта — желтокоричневые тона, гармония геометрических форм, прямых
линий, ощущение величественного спокойствия. Построение картины видится плоским.
Египет. Ассоциативный образ Египта — желто-коричневые тона, гармония геометрических форм, прямых линий, ощущение величественного спокойствия. Построение картины видится плоским.
Слайд 49Япония. Сдержанные тона зеленовато-охристой группы, тонко-орнаментальная основа композиции настраивают на два
уровня восприятия: с дальнего расстояния воспринимается изысканная гармония целого, вблизи взгляд последовательно перемещается от детали к детали, втягиваясь в расшифровку изобразительного ребуса.
Слайд 50Индия. Яркость чистых красок, оранжево-желтое на темно-синем, присутствие золотистых тонов ассоциируются
с синевой моря, ослепительным солнцем, густыми тенями.
Слайд 51Индустриальный город. Образ беспокойный, тяжелый, многоплановый. Композиционный замысел сразу отвергает тонкое
изящество, филигранность, бесплотность. Краски коричневой группы, земляные, насыщенные.