Слайд 1Интегрированный урок алгебры и искусства в 8 классе «Знаменитые русские музеи»
Учитель
высшей квалификационной
категории Афанасьева Нина Ивановна
Учитель первой квалификационной
категории Дюкарева Ольга Николаевна
МБОУ «СОШ №29»
г. Северодвинска
Знаменитые Русские музеи
Слайд 2Музе́й (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов —
памятников истории и культуры.
Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Третьяковская галерея
Русский музей
Эрмитаж
Знаменитые Русские музеи
Слайд 3Цели урока:
Познакомить с историей создания музеев.
Рассмотреть известные картины художников.
Показать значимость
изобразительного искусства в цифрах, применение математических методов в искусстве, обобщить знания по алгебре.
Слайд 4Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не
только в Северной столице, но и во всем мире. Он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Слайд 5История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Начало коллекции музея начинается с 1764 года,
когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже.
Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.
«Даная» Рембрандт
«Вакх» Рубенс
«Возвращение блудного сына»
Рембрандт
«Юдифь»
Джорджоне
Слайд 6История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге
К концу правления Екатерины в ее коллекции
было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея.
Во время правления Николая I была открыта Военная галерея с портретами героев Отечественной войны 1812 года.
До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Итальянская живопись XIII—XVIII веков
Леонардо да Винчи
«Мадонна Литта»
Испанская живопись XV — начала XVIII века
Сурбаран
«Отрочество Богоматери»
Фламандская живопись XVII—XVIII веков
Питер Пауль Рубенс
«Союз Земли и Воды»
Английская живопись XVI—XIX веков
Томас Гейнсборо
«Портрет дамы в голубом»
Слайд 7Эрмитаж в Санкт-Петербурге
После революции общее количество ценностей и произведений искусства в
музея увеличилось более, чем в четыре раза.
Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге - это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.
Слайд 8Государственный Русский музей
Решение основать в Петербурге публичный музей русского национального искусства
было принято еще Александром III, но в жизнь это решение воплотил уже его сын. 13 апреля 1895 года Николай II подписал указ "Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций.
Слайд 9Государственный Русский музей
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось в марте
1898 года. К этому моменту его коллекция включала 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (гравюры, акварели и рисунки), а также около 5000 изделий декоративно-прикладного искусства древней Руси и икон, составивших "музей христианских древностей". Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
Слайд 10Государственный Русский музей
За первые 10 лет существования Русского музея его собрание
возросло почти вдвое. После революции за счет перераспределения произведений русского и мирового искусства между музеями коллекции Русского музея стремительно умножились. В этот период в Русский музей были переданы многочисленные частные коллекции.
Архангел Гавриил
(Ангел Златые Власы). XII век
Чудо Георгия о змие. XV век
Брюллов, К.П. "Итальянский полдень»
Суриков В. «Переход Суворова через Альпы»
Слайд 11Государственный Русский музей
В настоящий момент в коллекцию Русского музея входит около
400.000 экспонатов, в числе которых произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, нумизматики, а также ценные архивные материалы.
К.Б.Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком». 1741
И.К.Айвазовский «Девятый вал». 1850
Слайд 12Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных
искусств имени А. С. Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства.
Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
И. В. Цветаев,
основатель музея
Слайд 13Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Торжественное открытие Музея
изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая 1912 г. В 1923 г. принимается решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея западной живописи. В 1924 г. открываются первые залы новой картинной галереи.
Рембрандт и его школа Зал 10
Слайд 14Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
В 1930 году
в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Пуссена и Давида.
В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина.
Слайд 15Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
После Второй мировой
войны в музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии, некоторые ценности остались в ГМИИ.
«Пьеро и Арлекин» Поль Сезанн
«Портрет Жанны Самари»
Пьер-Огюст Ренуар
«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега
Слайд 16Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
В основном это
были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся гордостью и экспозиции ГМИИ.
В музее находятся, принадлежавшие И.Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» П. Пикассо.
Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
«Красные виноградники в Арле»
Винсент Ван Гог
«Девочка на шаре»
Пабло Пикассо
Слайд 17Государственная Третьяковская галерея
"Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я
завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Картины будут принадлежать всему народу". П. М. Третьяков.
Слайд 18Государственная Третьяковская галерея
Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898 г. г.) -
потомственный купец и владелец льняной мануфактуры в Костроме. Первоначально он собирал гравюры иностранных художников и картины старых голландских мастеров. С 1856 года Павел Михайлович сосредоточил свой интерес на произведениях русской школы.
Датой основания галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрёл первое произведение - картина художника Николая Шильдера «Искушение», которая отличалась глубиной жизненной силы.
Слайд 19Государственная Третьяковская галерея
Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть,
в последовательном своем ходе". Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.
В конце 1890-х годов, почти перед кончиной, П.М.Третьяков приобретает древние иконы XV – XVII веков, заложив основу редкостного по богатству собрания древнерусской живописи – гордости галереи.
В 1892 году П.М.Третьяков передал свою коллекцию, состоящую из 1287 картин, в дар Москве.
Портрет поэта А. С. Пушкина, 1827 г.
О. А. Кипренский
К. П. Брюллов
Всадница, 1839 г.
И. И. Левитан
Март, 1895 г.
Андрей Рублёв
Троица, 20-е годы XV в.
Слайд 20Государственная Третьяковская галерея
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной
Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.
После октября1917-гоколлекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.
После его смерти коллекция составляла около 60 предметов, в данный момент насчитывает около 4000 единиц.
В. М. Васнецов
«Богатыри»
И. Шишкин и К. Савицкий.
«Утро в сосновом лесу»
Владимирская икона
Божией Матери
Слайд 21Задачи на представление статистической информации
Первые экспонаты для своей галереи Третьяковы приобрели
в 1854 году. Это 11 графических листов и 9 картин. К 1867 году в галерее находилось 1276 картин русских художников, 84 картины иностранных мастеров, 471 рисунок и 10 скульптур. В 1917 году музей насчитывал около 55000 экспонатов, а в наши дни там находится более 100 000 предметов искусства. С помощью полигона покажите изменение количества экспонатов в Третьяковке за годы её существования.
В государственном музее Эрмитаж представлено 2 картин, 2 скульптур, 70 графических работ, 26 предметов памятников прикладного искусства. Постройте круговую диаграмму распределения предметов искусства в этом музее.
Слайд 22Задачи на представление статистической информации
В 1898 году в Русском музее Санкт-Петербурга
было 445 произведений живописи, 111 скульптур, 981 графический лист и около 5 000 произведений декоративно-прикладного искусства. Покажите на одной столбчатой диаграмме процентное и количественное распределение предметов искусства в Русском музее.
Распределение посетителей музея имени А.С.Пушкина по возрасту представлено в таблице:
Постройте гистограмму, характеризующую распределение посетителей этого музея по возрасту. Замените интервал его серединой и определите средний возраст посетителя.
Слайд 23Задачи на составление уравнений
Размеры. Одна из знаменитейших картин Третьяковской Галереи была
написана известным русским живописцем Александром Андреевичем Ивановым. Художник трудился над полотном ровно двадцать лет. Оно является самым большим в музее. Площадь картины составляет 40,5 м2. Определите её размеры, если длина больше ширины на 2,1 метра. Можно ли поместить это произведение в школьном кабинете, размеры которого 4х6х3?
Слайд 24Задачи на составление уравнений
Краски. Эту картину Пикассо написал в свой так
называемый «розовый период». Потому что именно такие оттенки преобладали в картинах художника. Чтобы получить красные цвета используют красящие вещества (пигменты) краплак, ультрамарин розовый и кадмий красный. Все эти краски дают насыщенный, густой цвет. Чтоб получить бледные прозрачные тона в краску добавляют растворитель. Тюбик краплака красного содержит 40 г растворителя. После того как к нему добавили 50г растворителя, получили краску, в которой содержание растворителя возросло на 20. Сколько пигмента было в краске?
Слайд 25Задачи на составление уравнений
Билеты. Чтобы увидеть эту картину, ценители искусства приезжают
в этот музей со всего мира. Группа школьников потратила на посещение музея 2400 рублей. Если бы школьники пошли в музей в дни акции, то на эту же сумму смогли бы пойти на 4 человека больше, так как по акции билеты на 50 рублей дешевле. Сколько рублей стоит билет в дни акции?
Слайд 26Задачи на составление уравнений
Реставрация. После Великой Отечественной Войны многие произведения искусства
нуждались в реставрации. Особенно долго мастера трудились над этой картиной. Реставратор и его ученик, работая вместе, восстановили её за 6 месяцев. Сколько времени потребовалось бы каждому из них для реставрации этой картины, если известно, что мастеру требуется на 5 месяцев меньше, чем его ученику?
Слайд 27А. Иванов "Явление Христа народу"
Полотно "Явление Христа народу" было написано известным
русским живописцем Александром Андреевичем Ивановым. Художник трудился над полотном ровно двадцать лет- картина была начата в 1837 году и закончена в 1857 году. Размеры полотна достигают 7,5 м на 5,4 м. Картина хранится в Третьяковской Галерее и является самым большим полотном в музее.
Слайд 28А. Иванов "Явление Христа народу"
Слайд 29А. Иванов "Явление Христа народу"
Слайд 30Иванов А. «Явление Христа народу»
Слайд 31На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать
лет, основную часть которых Иванов провел в Италии.
В основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!
Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию.
По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие.
Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.
Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам.
Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать.
Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции. Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.
Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.
Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см
что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.
Слайд 32«Девочка на шаре» Пабло Пикассо
«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега
Слайд 33«Девочка на шаре» - одна из самых известных и значительных работ
«розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.
«Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность работ этого художника – необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек зрения. «Голубые танцовщицы» - не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.
Слайд 34Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Слайд 35Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств,
как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.
Слайд 36К. Брюллов Последний день Помпеи.
Слайд 37К. Брюллов Последний день Помпеи.
Слайд 38К. Брюллов Последний день Помпеи.
Слайд 39К. Брюллов Последний день Помпеи.
Слайд 40Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова
«Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию, вместе с графиней Самойловой отправляется осматривать древние развалины Помпей, тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.
В 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках.
И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Оценки, как критиков, так и рядовых зрителей однозначны: картина – шедевр. Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль. Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери.
Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род.
Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы группу людей.
Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам людям возможно стоит задуматься как мы живем.
Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности.
В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный. Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.
Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся? Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел, а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов.
И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления от страданий.
Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.
Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» - по первому впечатлению обычная история катастрофы. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей.
Как уже говорилось, у художника было множество подражателей и даже плагиаторов. И вполне возможно, что в технической стороне кто-нибудь из «коллег по цеху» смог бы превзойти Брюллова. Но все подобные попытки ставали лишь бесплодным подражательством, не вызывающим интереса, а работы годились разве что для украшения балаганов. Причиной тому является еще одна особенность картины: рассматривая ее, мы узнаем своих знакомых, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.
Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.
Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.