Презентация, доклад на тему Иконопись Руси

Содержание

Рублёв Андрей (ок. 1360/70 - 1430) – древнерусский живописец, принадлежащий ко второму поколению московских иконописцев. Он был одним из учеников византийского живописца Феофана Грека. Вместе с ним он занимался украшением

Слайд 1

Иконопись Руси
XIV – XV века

Иконопись Руси XIV – XV века

Слайд 2
Рублёв Андрей (ок. 1360/70 -

1430) – древнерусский живописец, принадлежащий ко второму поколению московских иконописцев. Он был одним из учеников византийского живописца Феофана Грека. Вместе с ним он занимался украшением Благовещенского собора Московского Кремля.
В 1408 году под руководством Даниила Чёрного Рублёв расписывал иконостас Успенского собора во Владимире, между 1408 и 1422 гг. работал над созданием Звенигородского чина, в 1422 – 1427 гг. на пару с Даниилом руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице – Сергиевого монастыря. На протяжении последующих трёх лет занимался росписью Спасского собора Спасо – Андроникова монастыря в Москве.
Скончался 29 января 1430 г. Похоронен в Спасо – Андрониковом монастыре.

Андрей Рублёв

Рублёв Андрей (ок. 1360/70 - 1430) – древнерусский живописец, принадлежащий ко

Слайд 3



В переводе с греческого «Деисус»

означает «моление». Эти иконы достигают в высоту 3,14 метра и представляют собой стилистический ансамбль, выполненный в едином торжественно – эпическом ритме.

Образы Рублёва одухотворенны и лиричны, полны спокойной гармонии.

Иконы деисуса

В переводе с греческого «Деисус» означает «моление». Эти иконы достигают в

Слайд 4«Страшный суд». 1408 - 1410
Идейный

замысел композиции Деисуса кроется в теме Страшного суда. Живописец хотел донести до зрителей мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Спасом.
Рублёв понимал, как важна для земляков надежда на спасение земли Русской, и потому фигуры на его фресках – образец благородства, духовной красоты и одновременно величия. Данная икона очень тонко отражает индивидуальные характеристики образа Спаса и молящихся.
«Страшный суд». 1408 - 1410      Идейный замысел композиции Деисуса кроется в теме

Слайд 5Шествие праведных жён. Из сцены «Страшный суд». Владимир 1408 год.

Шествие праведных жён. Из сцены «Страшный суд». Владимир 1408 год.

Слайд 6«Спас в силах». 1425-1427
Является центральной иконой

Деисуса. На ней представлено изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле и держащего в левой руке раскрытое Евангелие.
Что касается обрамляющих Спаса фигур, то красный ромб, голубовато – зелёный овал и красный четырёхугольник – это символы его славы и силы (небесные – в овале, земные – изображения четырёх евангелистов по углам ромба).
«Спас в силах». 1425-1427     Является центральной иконой Деисуса. На ней представлено изображение Иисуса

Слайд 7«Богоматерь». 1406

Образ Богоматери проникнут кроткой и печальной

мольбой за род человеческий, которую усиливает жест протянутых в молитве рук.
«Богоматерь». 1406    Образ Богоматери проникнут кроткой и печальной мольбой за род человеческий, которую усиливает

Слайд 8«Иоанн Предтеча». Начало XV

Тема духовного плача, где Иоанн всем своим видом взывает к покаянию.
«Иоанн Предтеча». Начало XV          Тема духовного плача, где

Слайд 9«Иоанн Богослов». 1408 - 1410




Доверчивость и сосредоточенность читаются во взгляде Иоанна Богослова…
«Иоанн Богослов». 1408 -     1410      Доверчивость и сосредоточенность

Слайд 10«Ангел». 1408 – 1410
Ангелы, изображенные

на иконах Деисуса, являются естественным дополнением ангелов, которые трубят в небо и землю, поклоняются Богоматери, стоят посреди апостолов в «Страшном суде», свивающих небесный свод.
«Ангел». 1408 – 1410     Ангелы, изображенные на иконах Деисуса, являются естественным дополнением ангелов,

Слайд 11
Праздничный ряд (иконы, представляющие иллюстрации

к Евангелию) дошёл до наших дней лишь в пяти иконах: «Благовещение», «Сошествие во ад», «Сретение», «Вознесение» и «Рождество Христово».

Несмотря на то что три праздничные иконы исполнены не одним мастером, они характеризуются единством масштаба, композиционно-ритмическим и колористическим своеобразием, безупречно исполненным рисунком.

Праздничный ряд

Праздничный ряд (иконы, представляющие иллюстрации к   Евангелию) дошёл до

Слайд 12«Благовещение». 1406 год

1408 год


«Благовещение». 1406 год             1408 год

Слайд 13«Сошествие во ад». 1408

«Сошествие во ад».  1408

Слайд 14«Сошествие во ад». 1425 - 1427

«Сошествие во ад».  1425 - 1427

Слайд 15«Вознесение». 1406
В верхней части иконы

представлено изображение возносящегося на небо Иисуса Христа, находящегося в круге славы и сопровождаемого двумя грациозна парящими ангелами. Снизу за вознесением с благоговением наблюдает группа апостолов, среди которых отчётливо выделяются фигуры двух ангелов в белых ниспадающих, как бы светящихся одеждах и фигура Богоматери.
Верхняя часть иконы сильно обветшала, но на ней всё же различимы вершины гористого пейзажа и фрагменты деревьев с разросшимися кронами. Изображение этих деревьев не случайно, оно очень тонко соотносится с одним из древнейших символов Христа и Воскресения – идеей Животворящего древа.
«Вознесение». 1406      В верхней части иконы представлено изображение возносящегося на небо Иисуса

Слайд 16Образ Богоматери в иконе «Вознесение»
Интересно

представлена фигура Богоматери, занимающая центральное место в композиции. Её взор направлен вовсе не на толпящихся возле неё апостолов и даже не на Спаса; он устремлён в вечность, а глаза наполнены тоской. Несмотря на это подобие отстранённости и непричастности к происходящему, Богоматерь всё же являет собой живой образ. Особенно удачно это передано через жесты рук, которые подчёркивают её эмоциональное состояние: левая рука с поднятой ладонью как бы соприкасается с божественной энергией, рассеянной в окружающем пространстве, правая же обращена в сторону апостола Петра, устремившегося свой взор на собеседницу и держащего свою руку в аналогичном положении.
С помощью этого жеста Пётр хочет привлечь к себе внимание Богородицы, но она слишком погружена в свои мысли и не обращает внимания на разговаривающего с нею апостола.
Образ Богоматери в иконе «Вознесение»      Интересно представлена фигура Богоматери, занимающая центральное место

Слайд 17
Один из высокохудожественных иконных ансамблей. В

его состав входят три поясные иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Назван же чин по месту, где был создан (в прошлом Звенигород являлся центром удельного княжества).

"Звенигородский чин".

Один из высокохудожественных иконных ансамблей. В его состав входят три поясные иконы:

Слайд 18«Спас». Около 1394
Данный образ ещё более

очеловечен кистью живописца, его божественность предстаёт не какая-то отвлечённая категория, а как некая сила, внушающая доверие и надежду.
Живописец наделяет образ Христа русскими чертами, что очень сильно ощущается в особой тональности состояния.
Создавая Спаса, Рублёв пишет его лик мягкими светлыми тонами. Он отдаёт предпочтение плави, светотеневой манере, где тона кладутся в несколько слоёв: снизу – более яркие, подкладочные, сверху – прозрачные, светлые.
«Спас». Около 1394     Данный образ ещё более очеловечен кистью живописца, его божественность предстаёт

Слайд 19«Архангел Михаил». Около 1394


Лик выписан розоватыми тонами.

Волосы, мягко обрамляющие лик, отливают золотистым светом, придавая всей гамме тёплый оттенок и удачно сочетаясь с золотом крыльев и общим золотистым фоном.

«Архангел Михаил». Около 1394    Лик выписан розоватыми тонами. Волосы, мягко обрамляющие лик, отливают золотистым

Слайд 20«Архангел Михаил». 1406
По манере написания близок

к образам ангелов. Их объединяют непередаваемое изящество и гибкость контура, тонко отображенное пограничное состояние между движением и покоем, созерцательная задумчивость.


«Архангел Михаил». 1406     По манере написания близок к образам ангелов. Их объединяют непередаваемое

Слайд 21
«Архангел Михаил». 1408 год

«Архангел Михаил». 1408 год

Слайд 22«Апостол Павел». 1408
Образ апостола предстаёт в иной

интерпретации. Вместо энергии и решительности, свойственных византийским образцам, Рублёв акцентировал совершенно другие черты, а именно философскую углублённость и эпическую созерцательность.
Одежда апостола также подчёркивает эти настроения: её колорит, ритм складок и тонкость, с которой сделаны тональные переходы, усиливают ощущение одухотворённой красоты, покоя и гармонии.
«Апостол Павел». 1408    Образ апостола предстаёт в иной интерпретации. Вместо энергии и решительности, свойственных

Слайд 23«Апостол Павел» 1410-1420 гг.

«Апостол Павел» 1410-1420 гг.

Слайд 24
Другие иконы Андрея Рублёва

Другие иконы Андрея Рублёва

Слайд 25«Троица». XV в.
Три ангела связаны единым

ритмом, круговым движением, образующемся позами ангелов. Индивидуальность каждой фигуры мастер подчёркивает позой, жестом, цветом. Вишнёвый и синий – это традиционные цвета одежд Христа, образ которого запечатлён таким в центре поясного чина и потому привычно ассоциируется с центральным персонажем «Троицы».
«Троица». XV в.     Три ангела связаны единым ритмом, круговым движением, образующемся позами ангелов.

Слайд 26

Благовещение 1406

Благовещение 1406

Слайд 27
Преображение 1406

Преображение 1406

Слайд 28«Причащение хлебом». 1425-1427

«Причащение  хлебом». 1425-1427

Слайд 29«Василий Великий». 1406

«Василий Великий». 1406

Слайд 30«Успение» 1420 г.

«Успение» 1420 г.

Слайд 31
Происходил из знатного рода и принадлежал

к мирянам. В семье Дионисия иконописание стало наследственной профессией.
По своим взглядам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную церковь. Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Для Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедлённость и мягкость их движений. Так художник изображает одухотворённую, «очищенную» человеческую плоть.
Персонажи Дионисия менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть нечто стандартное. Его колорит богат и разнообразен.

Дионисий (ок. 1440-ок.1505)

Происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. В семье Дионисия иконописание

Слайд 32«Распятие». Конец XV в.
Одним из прекрасных

образцов творчества Дионисия – иконописца является «Распятие» из Павлово – Обнорского монастыря.
В плавно изогнутом теле Христа, в повисших тонких руках не выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы. Группа женщин с вытянувшимся в центре тёмным силуэтом Марии – это стройный «хор», ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют сильное впечатление.
«Распятие». Конец XV в.     Одним из прекрасных образцов творчества Дионисия – иконописца является

Слайд 33
Знаменитый византийский художник, воспитавший в

Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV – начала XV в.
К сожалению, иконы, достоверно созданные самим Феофаном, неизвестны, хотя ему приписывается немало первоклассных произведений. Например, монументальный образ Петра и Павла, «Преображение» из Спасского собора, «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте из Успенского собора в Коломне. Деисус Благовещенского собора (самое достоверное произведение Феофана в Москве) – важное явление в истории древнерусского искусства. Это первый дошедший до нашего времени Деисус, в котором фигуры святых изображены не по пояс, а во весь рост. С него начинается реальная история так называемого русского высокого иконостаса.

Феофан Грек (ок. 1340-ок.1410)

Знаменитый византийский художник, воспитавший в Москве группу талантливых учеников, фактически стал

Слайд 34Христос Воздержатель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в

Новгороде. 1378г.

Росписи церкви Спаса на Ильине Феофан выполнял не один. У него должны были быть помощники, иначе трудно было бы объяснить далеко не одинаковое качество различных фигур.

Христос Воздержатель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378г.

Слайд 35«Богоматерь Донская» XIV в.
Это знаменитая двусторонняя

икона. На лицевой стороне Донской Богоматери написана сцена «Умиление», где Богоматерь прижимает к своей щеке младенца, на оборотной – «Успение Богоматери».
«Богоматерь Донская» XIV в.     Это знаменитая двусторонняя икона. На лицевой стороне Донской Богоматери

Слайд 36Фреска в церкви Спаса на Ковалёве. 1380 г.

Отличается повышенной эмоциональностью образа и необычной динамикой композиции.
(Печальное изображение лица с непомерно большими глазами).
Фреска в церкви Спаса на Ковалёве. 1380 г.    Отличается повышенной эмоциональностью образа и необычной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть