Слайд 1
Иконопись Руси
XIV – XV века
Слайд 2
Рублёв Андрей (ок. 1360/70 -
1430) – древнерусский живописец, принадлежащий ко второму поколению московских иконописцев. Он был одним из учеников византийского живописца Феофана Грека. Вместе с ним он занимался украшением Благовещенского собора Московского Кремля.
В 1408 году под руководством Даниила Чёрного Рублёв расписывал иконостас Успенского собора во Владимире, между 1408 и 1422 гг. работал над созданием Звенигородского чина, в 1422 – 1427 гг. на пару с Даниилом руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице – Сергиевого монастыря. На протяжении последующих трёх лет занимался росписью Спасского собора Спасо – Андроникова монастыря в Москве.
Скончался 29 января 1430 г. Похоронен в Спасо – Андрониковом монастыре.
Андрей Рублёв
Слайд 3
В переводе с греческого «Деисус»
означает «моление». Эти иконы достигают в высоту 3,14 метра и представляют собой стилистический ансамбль, выполненный в едином торжественно – эпическом ритме.
Образы Рублёва одухотворенны и лиричны, полны спокойной гармонии.
Иконы деисуса
Слайд 4«Страшный суд». 1408 - 1410
Идейный
замысел композиции Деисуса кроется в теме Страшного суда. Живописец хотел донести до зрителей мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Спасом.
Рублёв понимал, как важна для земляков надежда на спасение земли Русской, и потому фигуры на его фресках – образец благородства, духовной красоты и одновременно величия. Данная икона очень тонко отражает индивидуальные характеристики образа Спаса и молящихся.
Слайд 5Шествие праведных жён. Из сцены «Страшный суд». Владимир 1408 год.
Слайд 6«Спас в силах». 1425-1427
Является центральной иконой
Деисуса. На ней представлено изображение Иисуса Христа, восседающего на престоле и держащего в левой руке раскрытое Евангелие.
Что касается обрамляющих Спаса фигур, то красный ромб, голубовато – зелёный овал и красный четырёхугольник – это символы его славы и силы (небесные – в овале, земные – изображения четырёх евангелистов по углам ромба).
Слайд 7«Богоматерь». 1406
Образ Богоматери проникнут кроткой и печальной
мольбой за род человеческий, которую усиливает жест протянутых в молитве рук.
Слайд 8«Иоанн Предтеча». Начало XV
Тема духовного плача, где Иоанн всем своим видом взывает к покаянию.
Слайд 9«Иоанн Богослов». 1408 - 1410
Доверчивость и сосредоточенность читаются во взгляде Иоанна Богослова…
Слайд 10«Ангел». 1408 – 1410
Ангелы, изображенные
на иконах Деисуса, являются естественным дополнением ангелов, которые трубят в небо и землю, поклоняются Богоматери, стоят посреди апостолов в «Страшном суде», свивающих небесный свод.
Слайд 11
Праздничный ряд (иконы, представляющие иллюстрации
к Евангелию) дошёл до наших дней лишь в пяти иконах: «Благовещение», «Сошествие во ад», «Сретение», «Вознесение» и «Рождество Христово».
Несмотря на то что три праздничные иконы исполнены не одним мастером, они характеризуются единством масштаба, композиционно-ритмическим и колористическим своеобразием, безупречно исполненным рисунком.
Праздничный ряд
Слайд 15«Вознесение». 1406
В верхней части иконы
представлено изображение возносящегося на небо Иисуса Христа, находящегося в круге славы и сопровождаемого двумя грациозна парящими ангелами. Снизу за вознесением с благоговением наблюдает группа апостолов, среди которых отчётливо выделяются фигуры двух ангелов в белых ниспадающих, как бы светящихся одеждах и фигура Богоматери.
Верхняя часть иконы сильно обветшала, но на ней всё же различимы вершины гористого пейзажа и фрагменты деревьев с разросшимися кронами. Изображение этих деревьев не случайно, оно очень тонко соотносится с одним из древнейших символов Христа и Воскресения – идеей Животворящего древа.
Слайд 16Образ Богоматери в иконе «Вознесение»
Интересно
представлена фигура Богоматери, занимающая центральное место в композиции. Её взор направлен вовсе не на толпящихся возле неё апостолов и даже не на Спаса; он устремлён в вечность, а глаза наполнены тоской. Несмотря на это подобие отстранённости и непричастности к происходящему, Богоматерь всё же являет собой живой образ. Особенно удачно это передано через жесты рук, которые подчёркивают её эмоциональное состояние: левая рука с поднятой ладонью как бы соприкасается с божественной энергией, рассеянной в окружающем пространстве, правая же обращена в сторону апостола Петра, устремившегося свой взор на собеседницу и держащего свою руку в аналогичном положении.
С помощью этого жеста Пётр хочет привлечь к себе внимание Богородицы, но она слишком погружена в свои мысли и не обращает внимания на разговаривающего с нею апостола.
Слайд 17
Один из высокохудожественных иконных ансамблей. В
его состав входят три поясные иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Назван же чин по месту, где был создан (в прошлом Звенигород являлся центром удельного княжества).
"Звенигородский чин".
Слайд 18«Спас». Около 1394
Данный образ ещё более
очеловечен кистью живописца, его божественность предстаёт не какая-то отвлечённая категория, а как некая сила, внушающая доверие и надежду.
Живописец наделяет образ Христа русскими чертами, что очень сильно ощущается в особой тональности состояния.
Создавая Спаса, Рублёв пишет его лик мягкими светлыми тонами. Он отдаёт предпочтение плави, светотеневой манере, где тона кладутся в несколько слоёв: снизу – более яркие, подкладочные, сверху – прозрачные, светлые.
Слайд 19«Архангел Михаил». Около 1394
Лик выписан розоватыми тонами.
Волосы, мягко обрамляющие лик, отливают золотистым светом, придавая всей гамме тёплый оттенок и удачно сочетаясь с золотом крыльев и общим золотистым фоном.
Слайд 20«Архангел Михаил». 1406
По манере написания близок
к образам ангелов. Их объединяют непередаваемое изящество и гибкость контура, тонко отображенное пограничное состояние между движением и покоем, созерцательная задумчивость.
Слайд 22«Апостол Павел». 1408
Образ апостола предстаёт в иной
интерпретации. Вместо энергии и решительности, свойственных византийским образцам, Рублёв акцентировал совершенно другие черты, а именно философскую углублённость и эпическую созерцательность.
Одежда апостола также подчёркивает эти настроения: её колорит, ритм складок и тонкость, с которой сделаны тональные переходы, усиливают ощущение одухотворённой красоты, покоя и гармонии.
Слайд 25«Троица». XV в.
Три ангела связаны единым
ритмом, круговым движением, образующемся позами ангелов. Индивидуальность каждой фигуры мастер подчёркивает позой, жестом, цветом. Вишнёвый и синий – это традиционные цвета одежд Христа, образ которого запечатлён таким в центре поясного чина и потому привычно ассоциируется с центральным персонажем «Троицы».
Слайд 31
Происходил из знатного рода и принадлежал
к мирянам. В семье Дионисия иконописание стало наследственной профессией.
По своим взглядам Дионисий был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную церковь. Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Для Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедлённость и мягкость их движений. Так художник изображает одухотворённую, «очищенную» человеческую плоть.
Персонажи Дионисия менее зависимы от особенностей композиционной плоскости, в лицах есть нечто стандартное. Его колорит богат и разнообразен.
Дионисий (ок. 1440-ок.1505)
Слайд 32«Распятие». Конец XV в.
Одним из прекрасных
образцов творчества Дионисия – иконописца является «Распятие» из Павлово – Обнорского монастыря.
В плавно изогнутом теле Христа, в повисших тонких руках не выражено страдание. Оно снято философским пафосом иконы. Группа женщин с вытянувшимся в центре тёмным силуэтом Марии – это стройный «хор», ритмическая ориентированность которого и звучность цветов оставляют сильное впечатление.
Слайд 33
Знаменитый византийский художник, воспитавший в
Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV – начала XV в.
К сожалению, иконы, достоверно созданные самим Феофаном, неизвестны, хотя ему приписывается немало первоклассных произведений. Например, монументальный образ Петра и Павла, «Преображение» из Спасского собора, «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте из Успенского собора в Коломне. Деисус Благовещенского собора (самое достоверное произведение Феофана в Москве) – важное явление в истории древнерусского искусства. Это первый дошедший до нашего времени Деисус, в котором фигуры святых изображены не по пояс, а во весь рост. С него начинается реальная история так называемого русского высокого иконостаса.
Феофан Грек (ок. 1340-ок.1410)
Слайд 34Христос Воздержатель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде. 1378г.
Росписи церкви Спаса на Ильине Феофан выполнял не один. У него должны были быть помощники, иначе трудно было бы объяснить далеко не одинаковое качество различных фигур.
Слайд 35«Богоматерь Донская» XIV в.
Это знаменитая двусторонняя
икона. На лицевой стороне Донской Богоматери написана сцена «Умиление», где Богоматерь прижимает к своей щеке младенца, на оборотной – «Успение Богоматери».
Слайд 36Фреска в церкви Спаса на Ковалёве. 1380 г.
Отличается повышенной эмоциональностью образа и необычной динамикой композиции.
(Печальное изображение лица с непомерно большими глазами).