Презентация, доклад на тему Иконопись

Содержание

Император Лев IIIв 726 году объявил почитаниеикон, креста,мощей святыхидолопоклонничествомВ 843 году почитание иконбыло восстановленоИ к о н о б о р ч е с т в о

Слайд 1


Слайд 2Император Лев III
в 726 году
объявил почитание
икон, креста,
мощей святых
идолопоклонничеством
В 843 году

почитание икон
было восстановлено

И к о н о б о р ч е с т в о

Император Лев IIIв 726 году объявил почитаниеикон, креста,мощей святыхидолопоклонничествомВ 843 году почитание иконбыло восстановленоИ к о н

Слайд 5Попробуйте разделить
следующие произведения
на две группы
и подумайте,
в чем принципиальное
различие этих групп?

Попробуйте разделитьследующие произведенияна две группыи подумайте,в чем принципиальноеразличие этих групп?

Слайд 9Изображение – это показание видимого.
Образ – это выявление скрытого, но самого

существенного.
Изображение – это показание видимого.Образ – это выявление скрытого, но самого существенного.

Слайд 10Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора.
На законченной картине художник ставит

свою подпись.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. На законченной картине художник ставит свою подпись.

Слайд 11Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона –

творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

На иконе пишется имя того, чей лик явлен на иконной доске.
В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.

Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона –       творение соборное; иконописание

Слайд 12 Картина должна быть эмоциональна, как форма познания окружающего

мира через чувства.

Картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.

Сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.
Картина должна быть эмоциональна, как форма познания окружающего мира через чувства.

Слайд 13
Икона – создается для общения

с Богом и святыми Его.

Картина – средство общения с автором,
с его идеями и переживаниями.

Икона – создается       для общения с Богом

Слайд 14«Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, а сын,

будучи естественным образом отца, не является его копией, но находится с ним в духовном родстве».
Иоанн Дамаскин.
«Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, а сын, будучи естественным образом отца, не является

Слайд 15

Все виды живописных техник,








в религиозной живописи подчинены единой цели

– раскрытию христианских истин.


Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы
христианского вероучения.

мозаика

фреска

миниатюра

иконопись

Все виды живописных техник, в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин.Задача  религиозной живописи

Слайд 21 Икона –
священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком

и Богом.

ИКОНА (гр. – eikon) – образ.

Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку.

Икона - это каноническое (живописное) изображение образа Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также событий из Священного Писания и Священного Предания, утвержденного Церковью на VII Вселенском Соборе.

Икона –священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и Богом.ИКОНА (гр. – eikon) –

Слайд 22Особенности
иконописного
образа

Особенностииконописногообраза

Слайд 23Иконография и канон.
Канон в иконе - это целостная система правил создания

изображений, определяющая их форму, символику и возможности сочетаемости друг с другом, а также стройное мировоззрение.
Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви.


Иконография – это "азбука церковного искусства".

Иконография и канон. Канон в иконе - это целостная система правил создания изображений, определяющая их форму, символику

Слайд 24Разворот фигур на иконе.
В зависимости от духовного наполнения
наиболее значимые фигуры располагаются

фронтально (1),
обычные персонажи – вполоборота (2),
отрицательные – в профиль (3).
Разворот фигур на иконе.В зависимости от духовного наполнениянаиболее значимые фигуры располагаются фронтально (1),обычные персонажи – вполоборота (2),отрицательные

Слайд 26Величина фигуры прямо зависела
от духовности персонажа иконы

Величина фигуры прямо зависелаот духовности персонажа иконы

Слайд 27Фигуры на иконе (особенно нимбы)
составляют треугольную композицию

Фигуры на иконе (особенно нимбы)составляют треугольную композицию

Слайд 28Перспектива –
передача
на плоскости
глубины
пространства

Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и

зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.

В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается.

обратная

прямая

Перспектива –передачана плоскостиглубиныпространстваПредметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху,

Слайд 29
Обратная перспектива -способ передачи особого духовного пространства, которое все

время «раскрывается» и позволяет видеть вещи со всех сторон одновременно.

Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой.

Обратная перспектива -способ передачи особого духовного  пространства, которое все время «раскрывается» и позволяет видеть вещи

Слайд 30Одновременный
показ событий прошлого,
настоящего
и будущего -
передача
не времени,
но вечности
на иконе.
Икона –
вне

времени, она - отображение инобытия в нашем мире.
Одновременныйпоказ событий прошлого,настоящегои будущего -передачане времени,но вечностина иконе. Икона – вне времени,    она -

Слайд 31Условное изображение
архитектуры, интерьеров, пейзажа

Условное изображениеархитектуры, интерьеров, пейзажа

Слайд 32Фигуры на иконах
не освещаются внешним светом,
но освещены собственным
внутренним свечением.

Свет не

падает на них
от внешнего источника,
но они сами излучают свет.

Фигуры на иконахне освещаются внешним светом,но освещены собственным внутренним свечением.Свет не падает на нихот внешнего источника,но они

Слайд 33Светится
золотой
фон

Светитсязолотой фон

Слайд 34Светятся нимбы вокруг голов святых

Светятся нимбы вокруг голов святых

Слайд 35Светятся
лики
святых

Светятсяликисвятых

Слайд 36Цвет на иконе
всегда символичен

Цвет на иконевсегда символичен

Слайд 37Пурпур – цвет божественного и императорского достоинства.

Пурпур – цвет божественного и императорского достоинства.

Слайд 38Красный цвет – символ Воскресения - победы жизни

над смертью.
Но это и цвет крови, мучений,
цвет жертвы
Христа.
Красный цвет – символ Воскресения -  победы жизни    над смертью. Но это и

Слайд 39Белый – символ божественного света, чистоты .

Белый – символ божественного света, чистоты .

Слайд 40
Золото являет образ света и

символизирует свет.

Золотом изображается на иконе все , что имеет отношение к явлению Божией благодати.


Явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого.

Золото являет   образ света и символизирует свет. Золотом изображается на иконе все

Слайд 41Зеленый – цвет земли, юности и цветения

Зеленый –  цвет земли, юности и цветения

Слайд 42Синий – символ духовного мира.
Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей

в себе и земное, и небесное.

Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Синий – символ духовного мира.  Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное, и

Слайд 43пещеры - символы могилы – и
зияющую адскую бездну;
землю, погруженную во

мрак.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.

На черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Черный цвет изображает :

пещеры - символы могилы – и зияющую адскую бездну;землю, погруженную во  мрак.В некоторых сюжетах это мог

Слайд 44Напрашивается вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому

извне, а православный – венец святости рожденный изнутри.

Нимбы, как символ святости, напоенности Божественным светом – важнейшая особенность христианских священных изображений.

На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.

Для католических священных изображений, характерно другое расположение: нимб в виде круга висит над головой святого.

Напрашивается вывод, что католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости

Слайд 45Русская иконопись

Русская иконопись

Слайд 46Иконопись в Древней Руси была делом священным.
Строгое следование каноническим предписаниям,


с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, была уже задана, но,
с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать
на сути "духовного предмета",
на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобразительными средствами.

Иконопись в Древней Руси была делом священным.  Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс

Слайд 47ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ

Писали на досках, соединённых с помощью шпонок

(брусков).

Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела).

Переводили рисунок.

Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы),
замешанный на яйцах

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков).Доски просушивали и покрывали

Слайд 48Золотили фон и венцы святых.
Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное

письмо».


Золотили фон и венцы святых.Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо».

Слайд 49Писали лики и открытые части тела –личное письмо.

Писали лики и открытые части тела –личное письмо.

Слайд 50Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом).

Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом).

Слайд 51Изображения бывают:
оплечными
поясными
оглавными
в полный рост

Изображения бывают: оплечнымипояснымиоглавнымив полный рост

Слайд 52Несмотря на огромное разнообразие "личных" имен, которые носят иконы Богоматери, существует

только 3 основных канонических изображения:

Типы иконографических изображений Богоматери

Несмотря на огромное разнообразие

Слайд 53Этот чин имеет две разновидности:

Великая Панагия "Всесвятая"-изображение в полный рост.
На

груди Богоматери в "круге славы" Христос.
Чаще всего изображалась в апсиде храма.

Богоматерь Знамение - поясное  изображение

изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).

Богоматерь Оранта   ("Молящаяся")

Этот чин имеет две разновидности:Великая Панагия

Слайд 54
Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся

щекой к Её щеке.

На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.

2. Елеуса (греч. Ελεούσα — милующая ), Умиление -один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя, как высшее выражение любви Бога к людям.



К типу Елеуса относятся иконыБогородицы :: Владимирская, Донская, Феодоровская,Ярославская, Почаевская,Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших.

Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах

Слайд 553. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница -
один из наиболее распространённых

типов изображения Богоматери с Младенцем.
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток .

К этому типу относятся широко почитаемые на Руси иконы:
Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская,Пименовская,
Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных, Корсунская - Торопецкая

3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница -один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос

Слайд 56Иконография Богоматери отражает ту любовь и почитание,

которые воздает Ей Православная Церковь.
Очень часто Всесвятая изображается на иконах как Царица, сидящая на троне с знаками царского достоинства в руках – скипетром и державою, главу Ее венчает царская диадема, или венец.
Она одеяна рясны златыми (украшениями) и одета в царские одежды.
Иконография Богоматери отражает ту любовь и почитание,

Слайд 57Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые Она и раньше,

и поныне являла и являет великие чудеса и милости.
Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы.
Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые Она и раньше, и поныне являла и являет великие

Слайд 58- воспевает Святая Церковь. Матерь Божия ходатайствует пред Сыном Своим о

каждом, кто прибегает к Ее заступничеству, взывает к Ней о помощи.

«Радуйся, Мати рода христианского, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего!»

- воспевает Святая Церковь. Матерь Божия ходатайствует пред Сыном Своим о каждом, кто прибегает к Ее заступничеству,

Слайд 59Типы иконографических изображений Христа

Типы иконографических изображений Христа

Слайд 601.Спас Нерукотворный

— один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик

на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери.
На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

. Икона. Новгород. XII в

1.Спас Нерукотворный— один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте

Слайд 612.Спас Вседержитель (Пантократор).
(гр. Παντοκρατωρ всевластный) Образ в иконографии Христа, представляющий Его

как Небесного Царя и Судию.
Спаситель изображается в рост, сидя на троне, по пояс.
В левой руке свиток или Евангелие, правая в благословляющем жесте.

Этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

2.Спас Вседержитель (Пантократор).  (гр. Παντοκρατωρ всевластный) Образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

Слайд 623.Спас в силах
центральная икона в традиционном русском иконостасе.
Христос восседает

на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
Христос – судья. Красный квадрат – земля, синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый.

Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.

3.Спас в силахцентральная икона  в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма

Слайд 634. Спас Эммануил
Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в

отроческом возрасте, часто с книгой в руке.

Иконописец Симон Ушаков

4. Спас ЭммануилСпас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в

Слайд 645.Архиерей Великий.
изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву Самого

Себя.

Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в.

Икона. Конец XVII в.

5.Архиерей Великий.изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву Самого Себя.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в.Икона.

Слайд 656. Не рыдай Мене, Мати.
иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе.
Не

рыдай Мене, Мати.. К.XVIII в.

6. Не рыдай Мене, Мати.иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе. Не рыдай Мене, Мати.. К.XVIII в.

Слайд 667.Добрый Пастырь.
Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей

овцой за плечами.

Икона. Греция. XX в.

7.Добрый Пастырь.Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.Икона. Греция. XX в.

Слайд 678.Благое Молчание
Изображение Иисуса Христа, как Ангела Великого Совета, до воплощения, в

виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами.
Нимб подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа).

Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в.

Звезду образуют два квадрата, один из них означает божественность Творца - Вседержителя, другой знаменует мрак непостижимости Божества.

8.Благое МолчаниеИзображение Иисуса Христа, как Ангела Великого Совета, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной,

Слайд 689. Недреманное Око
особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего

на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей.
В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Недреманное Око. Икона. Середина XVI в.

9. Недреманное Окоособый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему

Слайд 6910. Спас Всемилостивый
Иконография Спасителя, изображающая Иисуса Христа

в рост с Евангелием в руке.
10. Спас ВсемилостивыйИконография Спасителя, изображающая Иисуса Христа      в рост с Евангелием в

Слайд 70Икона из Успенского собора Московского Кремля.
Согласно словарю

В. Даля,
"Спас ярое око - икона Спасителя с карательным взглядом".
Середина XIV в.

«Спас Ярое Око»

Икона из Успенского собора Московского Кремля. Согласно словарю      В. Даля,

Слайд 71
Христос Лоза истинная.
Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: "Я

есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь." (Иоан.15:1), "Я есмь лоза, а вы ветви..." (Иоан.15:5).

Христос Виноградная Лоза

Христос Лоза истинная.Именование Христа Лозой основано на евангельских словах:

Слайд 72Всевидящее Око

Всевидящее Око

Слайд 73Слава Тебе,
Господи,
слава Тебе!

Слава Тебе,Господи,слава Тебе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть