Слайд 1Художественная культура Месопотамии
Учитель МХК
Савчук Л.В.
Слайд 2
Цель урока:
Географические особенности Древней Месопатамии
Знакомство с основными периодами истории и достижениями
культуры Древней Месопатамии
Слайд 3
В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах, ограниченных с
юга Персидским заливом, с запада – Средиземноморским побережьем, с севера – Кавказом, а с востока – Иранским плоскогорьем, вV – І тысячелетиях до н.э. возникла и утвердилась Месопатамия – одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.
Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возрождались древние сообщества.
Государства ШУМЕР, ВАВИЛОН и АССИРИЯ стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими влияние на античное и средневековое искусство.
Слайд 4«месос» – середина
«потамос»- река
с греческого означает: Междуречье
На современной карте вы
не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство ИРАК со столицей БАГДАД.
Слайд 5Научные и культурные достижения Месопатамиии
Древнейшие обитатели Месопотамии, шумеры, изобрели письменность, которую
заимствовали все племена и народы, населившие впоследствии Междуречье. Они же написали первую поэму «Золотой век», составили первый библиотечный каталог и сборник рецептов. Шумеры изобрели гончарный круг, ирригационную систему, водоподъемное колесо и монеты., впервые в качестве строительного материала стали использовать кирпич. Создали замечательные произведения искусства. Велики достижения Месопатамии в области политической теории и практики, военного дела, государственного права.
До сих пор мы пользуемся сделанными там открытиями в области математики и астрономии.
Слайд 6Культура Месопотамии
Месопотамией, или Междуречьем, называют древнюю цивилизацию, зародившуюся в долине
рек Тигр и Евфрат в середине 4 тысячелетия до нашей эры. В разное время здесь проживали шумеры, аккадцы, амореи (основатели Вавилона), ассирийцы (основатели Ассирии). Несмотря на разницу исторических корней, языка, верований, они создали единую культуру, известную под названием месопотамской или шумерской.
Наиболее ранним культурным центром Двуречья является Шумер (конец 4 – начало 3 тыс. дл н.э.), главные достижения которого – расцвет храмового строительства, развитие глиптики (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и изобретение письменности – пиктографическое письмо (рисуночное).
Слайд 7В Месопатамии была обнаружена знаменитая библиотека Ашшурбанипала, - первое в мире
систематизированное собрание, где книги-таблицы подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер, размещались по отраслям (хроники, словари, гимны, молитвы, поэмы..)
«Эпос о Гильгамеше» – одно из поэтических произведений, созданное около 1800г. До н.э.. Это произведение не только о поисках мудрости, счастья и бессмертия, это величайший гимн дружбе, способной преобразить о облагородить человека.
Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и, таким образом, восстаёт против всесильных богов.
Слайд 8Гильгамеш, укрощающий льва.
8 век до н.э. Лувр. Париж.
Слайд 9АРХИТЕКТУРА МЕСОПАТАМИИ
Из произведений архитектуры время сохранило очень немногое. Строились они из
кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности подвергались быстрому разрушению, не пощадили их и многочисленные войны. Важнейшим достижение в архитектуре стали – ЗИККУРАТЫ –ступенчатые башнеобразные храмы, предназначенные для культовых и астрономических наблюдений.
Они являлись тем местом, куда нисходило божество: на их верхней площадке располагалось «жилище» многочисленных богов, в которое никогда не допускались простые люди.
Слайд 10Наибольшую известность приобрёл зиккурат в городе УРЕ (около 2200 -2000гг. До
н.э.) Сохранившаяся в нижней части трёхцветная мозаика, имитирующая связки тростника, позволяет говорить об изысканном декоративном убранстве храма.
Слайд 12Архитектурные особенности в ансамблях Вавилонии
В Вавилонии всем богам-покровителям обязательно возводился
храм. Постройки, как правило, здесь размещали на возвышенных местах, что хотя ба как-то защищало сооружения. Храм располагался на большой платформе, с двух сторон которой устанавливались лестницы. Святилище храма в основном делали прямоугольной, реже -овальной формы. Располагалось оно на краю платформы, куда примыкал внутренний дворик. В глубине святилища устанавливали статую бога-покровителя.
Стены храма были разделены на небольшие прямоугольные ниши. Существует предположение, что внутренние стены украшались росписями, которые быстро портились. Из-за плохого строительного материала (использовали сырцовый кирпич, который состоял из глины и кусочков соломы и тростника) многие сооружения шумерской архитектуры не сохранились до наших дней. Дошедшие до нас памятники представляют собой полуразрушенные здания. В Уруке было обнаружено сооружение, которое, по-видимому, предназначалось для проведения народных собраний. В центре постройки был большой двор, вокруг которого располагались колонны. На одном конце двора находилась площадка-эстрада.
Слайд 15Пантеон месопатамских богов
Ану –бог неба, бог всех богов. Символ – рогатая
тиара (головной убор)
Элиль – (Энлиль) – «владыка ветер» – верховный бог, бог земли и воздуха, сын Ану. Символ – рогатый бык.
Эйя (Энки) – бог водной стихии. Эйя – покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с рыбьим хвостом, как бог водного начала.
Шамаш (Уту) – бог солнца, правды и справедливости. Изображался с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ – солнце.
Син (Нанна) – бог Луны, отец бога Солнца. Знак Сина – полумесяц.
Иштар (Иннана) – богиня любви, плодородия и она же богиня войны и сражений, шествующая в бой впереди царя. Как богиня планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина – серп Луны в виде рогов. Символ – Венера.
Слайд 16Архитектурные сооружения Вавилона (первая половина 1 тысячелетия до н.э.)
Путь к городу
вёл через врата, посвящённые богине плодородия и земледелия ИШТАР. Они были облицованы глазурованным кирпичом тёмно-синего цвета с изображением священных быков и драконов – фантастических существ с головой змеи, орлиными задними лапами и львиными передними лапами.
Синий цвет фона выбран неслучайно, он имел значение магического средства от дурного глаза. Краски глазури, которые не потускнели до сих пор, производят особенно сильное впечатление.
Слайд 20
Висячие сады Семирамиды
Висячие сады, признанные одним из семи чудес света, находились
в древнем городе Вавилон. Их приказал построить царь Вавилона Навуходоносор II для своей жены Семирамиды. По преданию, Семирамида была дочерью царя Мидии Кнаксара и после замужества очень тосковала по зеленой и цветущей родине. Чтобы как-то утешить ее, Навуходоносор II подарил ей цветущие сады.
Висячие сады представляли собой неправильную пирамиду, состоящую из четырех ярусов. Ярусы поддерживались мощными колоннами высотой до 25 м. Чтобы вода для полива растений не просачивалась на нижние этажи, каждый ярус выкладывали тростником, смешанным с составом, напоминающим современный асфальт, затем двумя рядами кирпичей с гипсовым раствором и, наконец, свинцовыми листами. Поверх свинца лежал толстый слой плодородной земли, в которую посадили семена различных цветов, кустарников и деревьев.
Растения, как известно, не могут жить без воды, а для такого огромного сада требовалось очень много воды. Для этого в садах была устроена специальная система орошения: одна из поддерживающих колонн представляла собой трубу, по которой на самый верхний ярус закачивали воду, а уже оттуда вода небольшими ручейками и водопадами растекалась по всей пирамиде. Различные ярусы садов соединялись лестницами и переходами. Возможно, в садах Семирамиды держали различных диковинных животных, так что они были не только ботаническим садом, но и зоопарком.
Висячие сады были построены во второй половине 6 в. до н.э. Они существовали и в то время, когда армия Александра Македонского захватила Вавилон (331 г. до н.э.). Но после смерти Александра за садами перестали ухаживать, они пришли в запустение, и однажды ярусы обрушились друг на друга.
Слайд 22ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО МЕСОПАТАМИИ
Представлено главным образом РЕЛЬЕФАМИ, на которых запечатлены сцены с
наступающими войсками, скачущими всадниками. На рельефах бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены, или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные отбитые стада и толпы пленных. И всё это совершается во славу одного человека – царя!
Слайд 23Скульптура Месопатамии
Одни из самых ранних произведений скульптуры – АДОРАНТЫ – небольшие
статуэтки (30см.) с изображением людей, совершающих обряд почитания божества.
У них благоговейно сложены руки поверх пышных и тщательно завитых бород, огромные глаза, обращённые вверх, большие уши, напряжённо улавливающие любое желание божества.
Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки – имя того, кого она должна представлять в храме.
Слайд 40Музыкальное искусство
Храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом. Их имена записывались вслед за
именами богов и царей. На траурных церемониях музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обыкновенные дни должны были радовать души богов и царей прекрасными звуками.
Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты. Во время раскопок в городе Уре была обнаружена арфа (около 2600 г. До н.э.) в виде головы быка из чистого золота. Глаза животного сделаны из ослепительно белой раковины с синим зрачком, рога и курчавая борода – из лазурита.
Слайд 42Самостоятельная работа
1. Напишите значение слов:
Пиктография—
Зиккурат—
Рельеф—
Адоранты –
Слайд 432. Какие музыкальные инструменты были особенно популярны в Месопатамии?
Слайд 44Пиктография—рисуночное письмо, от которого в дальнейшем пришлось отказаться из-за сложности и
невозможности передать многозначный смысл слов и понятий.
Зиккурат—ступенчатые башнеобразные храмы, предназначенные для культовых и астрономических наблюдений.
Рельеф—выпуклое изображение на плоскости.
Адоранты –небольшие статуэтки с изображением людей, совершающих обряд почитания божества.
Слайд 45Арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты.