Презентация, доклад на тему Хохлома

Содержание

Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил,

Слайд 1Хохлома

Хохлома - странное, веселое слово.
В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Хохлома

Слайд 2Сказка
- Как же начиналось это удивительное, хохломское

художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда.
Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.
Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему:
Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье.
Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:
- Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки!
- Откуда посуда?
- К вам приехала золотая Хохлома!
Сказка    - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто

Слайд 3

Легенда

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели
его ремесла.
Такова легенда.

Легенда			Давным-давно жил мастер икон, 				который очень

Слайд 4Хохлома
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел;

возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель)
отличается тонким растительным
узором, выполненным красным и
черным (реже зеленым) тонами и
золотом по золотистому фону.
/БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./
Хохлома     Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит

Слайд 5Хохлома
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она

поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
ХохломаПосуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно

Слайд 6Из истории хохломской росписи
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое

старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами.
Золотая хохлома развозилась по всей
России. Доходила она и до Средней Азии,
Турции, Индии и Европы, заслужив
всемирную славу.

Из истории хохломской  росписиБлиз Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на

Слайд 7Цвета хохломы
Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью.

Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.

Цвета хохломы  Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что

Слайд 8Рисунок хохломы
В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные

орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Рисунок хохломыВ росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки,

Слайд 9 Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом

алым.
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.  Засияла,

Слайд 10Хохломской орнамент
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент

хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.

Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Хохломской орнаментХохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен.

Слайд 11Секреты орнамента

Секреты  орнамента

Слайд 12Секреты орнамента

Секреты  орнамента

Слайд 13Процесс производства
Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки,

подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными.
Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик
Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь),

Слайд 15Ложки
Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских

ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России.
Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена.
Существует различные виды ложек,
например: тонкая, полубасская, ложка
для варенья, сувенирная, детская, салатная.
Хохломская ложка, бесспорно, пользуется
немалым спросом, а умельцами общена-
родного искусства разрабатываются
всевозможные её конфигурации и орнаменты.
Ложки    Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка

Слайд 16Шкатулки
Когда умельцы перешли

к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки
или тампона. Невесомость и естественность
почерка умельца становиться мерой художест-
венных достоинств произведения. Претворение
в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у
виртуозов обыкновение легко изменять орнамент.
На специфику травных узоров влияли и форма
посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в
хохломе имелись стандартные композиции росписи,
часто отвечающие нраву их размеров и формы.
Шкатулки        Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого

Слайд 17Изделия
Характерной чертой хохломских изделий является

традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из
вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается
практически на всех предметах домашнего и кухонного
обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими
пользовалась русская крестьянская семья и которые находились
всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства.
Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя
Изделия      Характерной чертой хохломских изделий является   традиционный рисунок: узорчатая тонкая

Слайд 18Посуда

Посуда

Слайд 19Современная хохлома
Андрей Кленин "Чужая хохлома

Современная хохломаАндрей Кленин

Слайд 20Сувениры

Сувениры

Слайд 21Хохлома в наши дни

Хохлома в наши дни

Слайд 22Вот так хохлома!

Вот так хохлома!

Слайд 23Такая сладкая хохлома!!!

Такая сладкая хохлома!!!

Слайд 24Рекордсмены
Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы

ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников.

Рекордсмены   Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы,

Слайд 25литература
http://hohloma-style.ru/page/articles/5
http://www.samoffar.ru/
Хохлома – Россия, Russia. htm

литератураhttp://hohloma-style.ru/page/articles/5 http://www.samoffar.ru/ Хохлома – Россия, Russia. htm

Слайд 26История
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера

из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, и народные промыслы стал и новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов. Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В наше время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.
ИсторияПервоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.

Слайд 27Сувениры Хохлома
«Сувенир» в переводе с французского означает «память». Если же перефразировать

на старославянский лад, то получится ничто иное как «гостинец», памятный подарок, привезенный из других мест. Потому на память о себе действительно хочется оставить не только впечатления и фотокарточки одиноких берез да богатых дворцов, не только матрешек – которые в скором времени будут пылиться на французских полках, но и ту частичку народной славянскую культуры, которая приобретет особую ценность.
Хохломской промысел для гостеприимных россиян дарит множество оригинальных идей и дополняет стандартные решения. Без сомнения, лучше подарить не просто самовар – а самовар с хохломской росписью, не обычный лакированный бочонок – а бочонок с узором народных художников. А если к тому же дать полезный совет о том, как квасить капусту и мариновать огурцы, то можно с уверенностью сказать, что память – сувенир – останется надолго не только в сердцах приезжих гостей, но и в кухонном репертуаре иностранных хозяек, и может быть, даже хозяев. Традиционный напиток да с традиционным угощением и в посуде, сделанной в лучших славянских традициях, для какого-нибудь южноамериканца может стать почти трофейной гордостью и хвастовством.
Сувениры Хохлома«Сувенир» в переводе с французского означает «память». Если же перефразировать на старославянский лад, то получится ничто

Слайд 28Рисунок Хохломы
Традиционным рисунком Хохломы являются вьющиеся растения, красочные цветы

и стебли. Они обвивают каждое изделие, что придает им подлинную драгоценность. На сегодняшний день существует три вида рисунка Хохломы: «травное», «под фон», «Кудрина». Каждый из них имеет свою уникальную технику исполнения.
Несложно догадаться, что рисунок Хохлома «травное» символизирует листья и стебли травы, которые выполняются легкими мазками. Линии этого рисунка удлиненные и уточненные. Это придает рисунку Хохломы ажурность и нарядность. Зеленые, желтые, а так же коричневые узоры, символизировали листья, а красные кружки – спелые ягоды. Есть поверье, что цветущие кусты и плоды всегда на Руси приносили в дом благополучие, добро и здоровье.
Ещё один вид рисунка Хохлом – это рисунок «под фон». Техника исполнения данного узора очень сложна, т.к. сначала наносится рисунок, а только потом закрашивается фон изделия.
Для рисунка Хохлома «Кудрина» характерен своеобразный узор из «кудрявых» и округлых завитков.
Мастер, выполняющий рисунок Хохлома, никогда не повторяет свой узор и придумывает всегда что-то новое. Это делает рисунки мастеров Хохломы не только красивым, но и уникальным.
Рисунок Хохломы  Традиционным рисунком Хохломы являются вьющиеся растения, красочные цветы и стебли. Они обвивают каждое изделие,

Слайд 29Приемы росписи
Наиболее близко к хохломской росписи приемы встречаем у иконописцев. Вместе

с приемами окраски в хохлому прокрались и узоры орнамента, популярные у иконописцев. Корни ключевых образов орнамента промысла можно вкусить в декоративном искусстве России 17 века. В это время особенно популярны растительные орнаменты. Орнаменты наносятся черными и красными цветами. Листья выходят насыщенными, краешки листьев острыми, ягоды на стеблях – райскими, в связи с чем, рисунки получаются воздушными, изящными и живыми. Бывает, что умельцы по росписи изображают между травой птиц, цветы и рыбок.

Приемы росписиНаиболее близко к хохломской росписи приемы встречаем у иконописцев. Вместе с приемами окраски в хохлому прокрались

Слайд 30Процесс изготовления
Процесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали,

выдалбливали углубление и до конца доделывали ножом, шлифовали. Вытачивали посуду также на станке, приходящем в движение силой воды или лошадью. Сегодня станки электрические. Высушенное изделие необходимо подготовить к окраске. Сначала его обмазываю льняным маслом, затем специальным грунтом, в состав которого входит глина. Изделие сушат в печи, шлифуют, обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда. Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный. И только теперь за работу берётся красильщик. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в печи при высокой температуре. Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
Процесс изготовленияПроцесс изготовления хохломы сложен и интересен. Дерево рубили, распиливали, обтёсывали, выдалбливали углубление и до конца доделывали

Слайд 31
Узоры хохломы создавались очень тщательно, долго и трудоемко. Они

разнообразны и трудноповторимы. В них красота родных полей и лесов, буйная трава, ягоды и птицы.
Хохломские узоры создавались при помощи сложной техники промысла. К тому времени овладели мастера секретом прочности рисунка. Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность дерева, нужно ложку «провапить» - обмазать тонким слоем особой жирной глины. Потом покрыть олифой, чтобы пристала краска. А когда нанесен рисунок, ложку несколько раз «лачат» - кроют лаком, сваренным из льняного масла.. После сушки выходит ложка из дышащей жаром печи гладкая и блестящая. Не страшны ей теперь ни горячие щи, ни каша. Хохломской узор закреплен навечно!
Узоры хохломы создавались долго. По 15-16 часов в каждой избе резали, вапили, лудили, писали, лачили и сушили деревянную посуду. В 1797 году городничий Семеново Блюммер доносил: «Население города земледелием не занимается», - и перечислял дальше проданную за год на Макарьевкой ярмарке раскрашенную посуду – 500 тысяч чашек, 300 тысяч артельных блюд, 100 тысяч стаканов, 800 тысяч ложек.

Узоры хохломы создавались очень тщательно, долго и трудоемко. Они разнообразны и трудноповторимы. В них красота

Слайд 32Посуда Хохломы
С древнейших веков в России посуда вырезалась из дерева, и

для того чтобы загерметизировать дерево и избежать его гниения, посуду красили масляными красками. Поэтому посуда Хохлома один из древнейших видов росписи посуды. Конечно, в современных условиях посуда Хохлома используется только как сувенир или как кухонный интерьер. Любой гость нашей страны захочет приобрести яркий и красочный сувенир – посуду Хохломы, т.к. такой вид росписи существует только в России. Наиболее традиционными предметами посуды могут быть ложки, разделочные доски, тарелочки разных форм и размеров, кружки, чашки, сахарницы. Необходимо отметить, что роспись хохлома типична не только для посуды, но и для других предметов быта. К примеру, можно привести следующие: подсвечники, булавы, свистульки и т.д.
Очень любопытно приготовление древесины для посуды Хохломы. Древесину приготовляют из следующих видов деревьев: липы, осины, березы. Для изготовления посуды необходимы ровные деревья, без сучьев. Чтобы изделия получились качественными, древесину необходимо хорошо просушить. При плохой просушке древесины краска на посуде может потрескаться, и хохлома потеряет свой вид. Стук о высушенное дерево должен быть звонким, а не приглушенным. Дерево распиливают на болванки, из которых потом начинают выстругивать изделие. Чтобы краска ложилась ровными слоями, необходимо древесину отшлифовать. Поверхность должна быть гладкой, и при проведении по ней рукой не должно чувствоваться заусенцев. Краска на посуду наносится в несколько слоев. Сначала изделию придают фон и дают несколько часов высохнуть. После чего наносится второй слой краски, и только после этого можно начинать наносить рисунок. Работа, безусловно, кропотливая, требующая мастерства и четкости. Любая ошибка может привести к перекраске изделия или к полной его ликвидации. После того как узор нарисован, можно приступать к последнему этапу. Каждое изделие посуды хохломы должно быть покрыто лаком. Причем не один раз, а дважды с интервалом в 6 часов, иначе первый слой лака может не успеть высохнуть и при нанесении второго слоя рисунок смажется.
Процесс изготовление посуды хохломы небыстрый, и уровень владения кистью должным быть очень высок. Но при этом посуда хохлома дает нам возможность наслаждаться талантом и профессионализмом наших русских мастеров.
Посуда ХохломыС древнейших веков в России посуда вырезалась из дерева, и для того чтобы загерметизировать дерево и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть