Слайд 1Урок 2. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть
и выбирать.
Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска
Жалеевой Е.В.
Слайд 2Цель:
Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима
съёмки.
Слайд 3Задачи:
Знать этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Специфика
фотоизображения и технология процессов его получения.
Слайд 4Личностные результаты
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Слайд 5Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Слайд 6Предметные результаты
Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в
том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Слайд 7Проверка домашнего задания
Вспоминаем принцип анализа фотографий:
Для кого
О ком
Зачем
Обсуждаем сделанные снимки
Слайд 8Актуализация:
Прошу помощи у учеников – помочь разобраться в работе новой фотокамеры.
В
связи с тем, что боюсь вывести из строя какой-то механизм, прошу продемонстрировать ее работу на
схеме.
Слайд 11Принцип работы цифрового фотоаппарата
Как работает фотоаппарат
Основной принцип работы цифрового фотоаппарата можно
выразить в нескольких словах: свет преображается в электричество. Все здесь служит для привлечения света, от кнопки пуск до линз.
Что же революционного с точки зрения света в цифровом фотоаппарате. Он преобразует свет в электрические заряды, которые становятся образом, запечатленным на экране. Как же это работает? Задача каждой детали фотоаппарата поймать отличное изображение. Но главное это свет.
Слайд 12Устройство и работа фотоаппарата
Первое что нужно для получения фото это источник
света. Частицы света фотоны покидают источник света, отталкиваются от предмета и входят в камеру через несколько линз. Затем фотоны следуют по установленному пути. Целый ряд линз позволяет сделать максимально четкое изображение.
Слайд 13Створки диафрагмы контролируют количество света, которое должно проникнуть внутрь через отверстие фотоаппарата.
Пройдя сквозь
диафрагму, линзы и войдя в отверстие, свет отталкивается от зеркала и направляется в видоискатель.
До этого свет преломляется, проходя сквозь призму, поэтому-то мы и видим изображение в видоискателе не вверх ногами и если нас устраивает композиция, то мы нажимаем на кнопку.
При этом зеркало подымается, и свет направляется внутрь, какую-то долю секунды свет направлен не на видоискатель, а в самое сердце фотоаппарата – матрицу фотокамеры.
Слайд 14Длительность этого действия зависит от скорости срабатывания створок. Они открываются на
мгновение, когда свет должен воздействовать на сенсор света. Время экспозиции может быть 1/4000 секунды. То есть в мгновение ока створки могут открыться и закрыться 1400 раз. Для этого существует две створки, когда первая открывается, то вторая закрывается. Таким образом, внутрь попадает чрезвычайно малое количество света. Это важный момент в понимании принципа работы цифрового фотоаппарата.
Слайд 15Теория обработки света
Так в чем же революционность цифровой камеры? Элемент, фиксирующий
изображение, сенсор изображения (матрица) это решетка с плотной структурой, состоящей из крошечных сенсоров света. Ширина каждого всего 6 микрон – это 6 миллионных метра. 5 тысяч таких сенсоров могут поместиться на кончике остро заточенного карандаша.
Слайд 16Но сначала свет должен пройти через фильтр, который разделяет его на
цвета: зеленый, красный и синий. Каждый сенсор света обрабатывает только один цвет. Когда в него ударяют фотоны, они поглощаются полупроводниковым материалом, из которого он сделан. На каждый поглощенный фотон сенсор света испускает электрическую частицу, она называется электрон. Энергия фотона передается электрону – это электрический заряд. И чем ярче изображение, тем сильнее электрический заряд. Таким образом, каждый электрический заряд обладает различной интенсивностью.
Слайд 17Затем печатная плата переводит эту информацию на язык компьютера, язык цифр
и битов или последовательность единиц и нулей. Они представляют собой миллионы крошечных цветных точек, из которых и состоит фото – это пиксели. Чем больше пикселей в изображении, тем лучше разрешение. Другими словами это несколько миллионов микроскопических световых ловушек, которые вместе со всеми элементами фотоаппарата нацелены на одну задачу – преобразовать свет в электричество, что бы сделать прекрасные фотографии.
Слайд 18Дальше вся эта информация в цифровом виде подается в процессор, где
она обрабатывается по определенным алгоритмам. Затем уже готовая фотография передается в память фотокамеры, где она и хранится и доступна для просмотра пользователю.
Слайд 19Рефлексия:
С каким видом искусства можно сравнить фотографию?
Чем пишет художник?
Чем пишет фотокамера?
Как
можно назвать этот вид изображения?
Слайд 20«Зимородок
выловил рыбу», Дэвид Уоткинс
Слайд 24История возникновения фотографии
Фотография в привычном понимании этого слова была открыта человеком
достаточно поздно. До XIX века многие химические элементы ещё не были открыты. Ученые тогда просто не знали, какие из них способны реагировать на свет. Поэтому сохранять изображение приходилось только при помощи рисования.
Изобразительное искусство было сильно развито в средневековье. Не нужно думать, что все художники в те времена были бедными. Некоторых из них можно сравнивать с нынешними свадебными фотографами. Их нанимали для того, чтобы оставить о себе память потомкам.
Слайд 25 Художники рисовали портрет, за что получали достаточно приличные деньги. Но на
создание одной картины уходило огромное количество времени.
Зачастую один человек или целая семья не могла столько времени позировать в неподвижности. Приходилось рисовать портрет в несколько этапов. Художникам хотелось ускорить этот процесс. И тогда они взяли на вооружение устройство под названием «камера-обскура».
Камера-обскура была упомянута даже в трудах Леонардо да Винчи. На самом деле её свойства были известны ещё Аристотелю, древнегреческому мыслителю. Камера-обскура представляет собой герметичный ящик или темную комнату без окон. В центре одного из концов располагается круглое отверстие. Свет извне проходил сквозь него, попадая на другой конец. Человек в этом случае увидит проекцию пространства, располагающегося за камерой, но в перевернутом виде.
Слайд 26Камера Обскура.
Леонардо да Винчи придумал разделить помещение стеной с полупрозрачным холстом
или стеклом, на которое проецировалось изображение. Художнику оставалось лишь зарисовать картинку.
Слайд 27С развитием оптики стала совершенствоваться и камера-обскура. С установкой двояковыпуклой линзы
устройство перестало иметь громоздкие размеры. Камера-обскура превратилась в относительно небольшой деревянный ящик. В задней части имелось зеркало, от которого изображение проецировалось вверх, на полупрозрачный лист бумаги или на стекло. Но история фотографии начиналась не с этого момента. Такая камера-обскура не позволяла получать снимок, человек всё так же должен был рисовать изображение. Поэтому время экспозиции до сих пор зависело от умений художника.
История возникновения фотографии берет свое начало с начала 1800-ых годов. Англичане Гемфри Дэви и Томас Веджвуд решили попробовать уложить в камеру-обскуру бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли. В результате получалось малоконтрастное изображение. Но для экспонирования требовались несколько часов. При просмотре снимка на свету изображение почти полностью пропадало. Поэтому вскоре такие эксперименты были завершены.
Слайд 29Изобретателем фотографии в привычном понимании этого слова является Жозеф Нисефор Ньепс.
Этого человека всегда интересовала камера-обскура. И он принял решение, во что бы то ни стало, добиться автоматического создания изображений на бумаге. И это ему удалось. Для получения черно-белых изображений использовалась бумага, пропитанная сирийским асфальтом, также называемым битумом.
Проблема такого фотографирования заключалась в длительности экспозиции, которая иной раз составляла все восемь часов. Людей фотографировать было невозможно, поэтому на первых снимках Ньепса запечатлены пейзажи его родного города.
Со смертью Ньепса история развития фотографии не прекратилась. Данное дело продолжил Луи Жак Дагер. Он использовал для создания снимков медные пластинки с серебристым слоем. Дополнительно он обмазывал их йодом. Но в результате получалось негативное изображение, что не устраивало изобретателя. Да и время экспозиции по сравнению со способом Ньепса не сократилось.
Слайд 31История фотографии
19 августа 2009 года по инициативе австралийского фотографа Корске Ара учрежден
Всемирный День фотографии
Слайд 32Дата празднования была выбрана неслучайно — 9 августа 1839 года французский художник
и изобретатель Луи Дагер представил Французской академии наук процесс получения дагеротипа — изображения на светочувствительной металлической пластинке, а через десять дней правительство Франции провозгласило его изобретение "подарком миру".
Дагеротипия считается первым практическим способом фотографирования. Она была создана около 1822 года французским изобретателем Жозефом Ньепсом, но именно благодаря Дагеру этот способ получения фотографического изображения стал известен во всем мире.
А человека впервые запечатлеть смог другой французский изобретатель Луи Дагер в 1838 году.
Слайд 33"Вид из окна" - первая фотография в мире, сделанная в 1826
или 1827 году французским изобретателем Жозефом Ньепсом.
Слайд 34В 1835 Дагер совершенно случайно обнаружил, что картинка гораздо быстрее проявляется
под воздействием ртутных паров. Это случилось после того, как изобретатель положил непроявленную фотографию в шкаф. На следующий день он вынул из ящика шкафа уже готовую фотографию. Дальше пришлось экспериментировать со всеми химическими элементами, располагавшимися у изобретателя. Постепенно стало ясно, что быструю проявку обеспечивала именно ртуть.
В дальнейшем процесс создания фотографий постепенно совершенствовался. Англичанин Джон Фредерик Годдард стал обрабатывать серебряные пластинки смесью брома и паров хлора. Время экспозиции после этого сократилось всего до одной минуты, что можно считать вполне приемлемым результатом. Именно после этого открытия стала популяризироваться портретная съемка.
Слайд 35Первый фотоавтопортрет в мире, нечто вроде селфи был сделан примерно осенью 1839
года известным американским фотографом, пионер фотографии Робертом Корнелиусом. После снятия крышки с фотообъектива, он бросился в кадр, где просидел больше минуты до закрытия линзы.
Фотограф Роберт Корнелиус
Слайд 39Сотрудники популярной фотостудии Byron Company демонстрируют, как в начале XX века
можно было делать селфи. Фото датировано 1920 годом.
Слайд 40На раритетном снимке пятеро мужчин позируют перед камерой, стоя на крыше
Marceau Studio на фоне шпилей Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке. Эти джентльмены были сотрудниками популярной фотостудии Byron Company, которая ведёт свою историю с 1892 года.
Посмотрите, что у них получилось
Слайд 42Дагеротипия была довольно быстро вытеснена коллодионным процессом, однако именно она считается
родоначальницей современной фотографии. Главным преимуществом коллотипии стало отсутствие ограничений по количеству копий с одного негатива.
В последующие годы множество ученых продолжало совершенствовать процесс получения фотографий, используя разные материалы и реактивы.
Слайд 43В 1861 году Джеймс Максвелл сумел воспроизвести цветное фото, а изобретение в 1981
году компанией Sony цифровой камеры, позволило делать цифровые фотографии и отказаться от традиционной фотопленки, хотя многие профессиональные фотографы по сей день предпочитают ее в своей работе.
Слайд 44Фото Мартин Мункачи
Снимки без цифры…
Слайд 46История фотографии в России и других странах
Не в Европе единой шло
совершенствование фотографии. Эксперименты проводились в США, России и даже на азиатском континенте. История фотографии в России зародилась в первой половине XIX века. Значительный вклад в развитие фотоаппаратов внес фотограф Левицкий. До него конструкция любой фотокамеры была слишком массивной, что мешало её транспортировке. Левицкий же заменил боковые стенки на меха. Теперь фотоаппарат можно было складывать для транспортировки. Вскоре появились модели, которые помещались в относительно небольшой чемоданчик.
Слайд 49В 1880 году своё слово в развитие фототехники внёс поручик Измайлов.
Он снабдил фотоаппарат системой магазинного ружья. Это позволило быстро менять фотопластинки. Всего в магазин помещались 70 пластинок.
Моментальный затвор тоже был изобретен на территории российской империи. Наброски данного устройства нарисовал фотограф Юрковский из Витебска. Подробное описание затвора было опубликовано в журнале «Фотограф», издававшемся в Санкт-Петербурге.
В США же развитие фотографии спровоцировано основанием компании «Kodak». Именно на её заводах была разработана желатиновая субстанция, которая позволила сократить время экспозиции до сотых долей секунды. Теперь уже предстояло совершенствовать фотоаппаратуру, дабы можно было пользоваться такой минимальной выдержкой.
Слайд 50История фотографии 20 века
Постепенно фотография получила привычный вид. Снимок делался при
помощи фотоаппарата (в фотоателье использовалась крупная модель, но существовали и компактные экземпляры). Внутрь устройства вставлялась фотопленка. После проявки можно было перенести снимки на фотобумагу. История фотографии XX века развивалась уже не столь стремительно. В первую очередь совершенствовались камеры, а не фотография. Исключением считается только самое начало XX века, когда была изобретена возможность создания цветных фотографий.
Слайд 52Фотографии Прокудина – Горского С.М.
Далее представлены фотографии Прокудина – Горского в
компьютерной обработке
Слайд 53Цветная фотография Льва Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 23 мая 1908 года
Слайд 54На дрезине на Мурманской железной дороге. 1916
Слайд 55Австро-венгерские военнопленные у барака. Карелия, 1916
Слайд 56Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909
Слайд 57Сегодня фотография доступна каждому. В век цифровых технологий, делать снимки или селфи,
которые потом заставят людей улыбнуться, взгрустнуть или затаить дыхание можно и на простой мобильный телефон.
Слайд 58Рефлексия:
Что означают слова:
Дагеротип;
Фотография;
Селфи;
В каком году изобретено первое изображение?
Можно ли фотографию назвать
летописью истории?
Похожи ли позы русских крестьянок на современные фото? Если да, то чем?
Слайд 59Практическая работа
Можно ли назвать фотографию разговором с потомками?
Чтобы вы хотели на
ней изобразить?
Обдумайте и создайте такую фотографию.
Слайд 60Домашнее задание:
Сделать в 3-х фотографиях рассказ о себе.
Слайд 61Источники информации
http://vybrat-tekhniku.ru/
https://rosphoto.com/
https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160819/233026910.html