Слайд 1Урок 3. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть
и выбирать.
Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории МБОУ «Средняя школа № 50» г. Ульяновска
Жалеевой Е.В.
Слайд 2Цель:
Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима
съёмки.
Слайд 3Задачи:
Знать специфику фотоизображения и технологию процессов его получения.
Познакомиться с основными правилами
фотокомпозиции и съемки.
Слайд 4Личностные результаты
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Слайд 5Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Слайд 6Предметные результаты
Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в
том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Слайд 7Проверка домашнего задания
Фоторассказ о себе.
Кому адресован?
Донесен ли смысл?
Какой группе людей он
интересен?
Слайд 8Актуализация:
К какому виду искусства относится фотография?
Чем близки эти виды изобразительного искусства?
Можно
ли всех фотографов назвать художниками?
Какие жанры есть в изобразительном искусстве?
Есть ли эти жанры в фотографии?
Слайд 9Назовите жанры фотографий, которые вы не знали раньше?
Слайд 10Композиция в живописи
Что такое композиция?
Композиция в живописи — это такое расположение
элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Размер картины зависит от ее содержания.
Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.
Слайд 11Композиция – что общего?
Как вы думаете, есть ли сходство в композиционном
решении для картины и фотографии?
Слайд 12Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность.
Овальный портрет хорошо сочетается с
округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность.
Повторение: формат и размер холста
Слайд 13Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения.
Чрезмерно вытянутый по
горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект.
Слайд 14Точка зрения в композиции
Где предметы натюрморта скомпонованы удачнее
а
б
Слайд 15а б
Какой пейзаж выглядит предпочтительнее на
картинках
Точка и угол зрения
Слайд 16Композиционный центр
В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи.
Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.
Слайд 19Равновесие
На каком рисунке
На каком рисунке достигнуто равновесие?
Слайд 20Контраст
В картине Сурикова «Меншиков в Березове»
композиционный контраст составляют огромная фигура
Меншикова
и низкий потолок избы,
благодаря чему создается впечатление,
что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно,
как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды
сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние
Марии дают почувствовать различие их характеров.
Слайд 21В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:
в чередовании масштабных
соотношений,
в расположении световых и цветовых пятен,
в динамике жестов, движений и т. д.
Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.
Ритм в композиции
Слайд 22Роль цвета в композиции
Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.
Как
гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.
Колорит в живописи — это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.
Слайд 23Новый материал
Предлагаю ученикам найти в интернете 10 правил композиции в кадре
и выписать их рядом с
требованиями к композиции в изобразительном искусстве.
Затем обобщаем информацию.
Слайд 24Требования к композиции в живописи и в фотографии
формат и размер;
точка и
угол зрения;
композиционный центр;
золотое сечение;
равновесие;
контраст;
ритм:
цвет.
контраст;
размещение;
равновесие;
золотое сечение;
диагонали;
формат;
точка съемки;
направление;
цветовое пятно;
движение в кадре.
Слайд 251. Контраст. В кадре должен быть контраст:
Более светлый предмет снимают на
тёмном фоне, а тёмный на светлом.
Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным. Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.
Слайд 262. Размещение. Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше,
чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.
Слайд 273. Равновесие. Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг
другу по объему, размеру и тону.
Слайд 284. Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства
изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Слайд 295. Диагонали. Один из самых эффективных композиционных приемов — это диагональная
композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
Слайд 306. Формат.
Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры.
Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.
Слайд 317. Точка съемки. Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное
восприятие снимка.
Слайд 328. Направление. Наш мозг привык читать слева направо, так же мы
оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. Всегда учитывайте этот момент.
Слайд 339. Цветовое пятно. Если в одной части кадра присутствует пятно цвета,
то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.
Слайд 3410. Движение в кадре. Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте
свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.
Слайд 35Советы опытного фотографа
Запомним несколько простых правил:
Для портрета лучшая
точка на уровне глаз.
Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
Старайтесь располагать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человека маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
Слайд 36Рефлексия
Вывод: требования к композиции в изобразительном искусстве и фотографии одинаковы, что
еще раз доказывает: фотография – вид изобразительного искусства. Отличие в том, что в живописи используют краски, в фотографии - светопись
Слайд 37Практическая работа
Скомпонуйте из школьных предметов натюрморт.
Сделайте фотографию.
Объясните выбор формата, точку
и угол зрения, цветовое решение.
Кому адресован снимок?
Будут ли его рассматривать и как долго?
Слайд 38Домашнее задание
Сделайте фотографии домашних животных, учитывая советы опытного фотографа.
Слайд 39Источник информации
https://fototips.ru/category/praktika/
http://oformitelblok.ru/