Слайд 1Симфония в камне
Проектная работа
по МХК
Выполнила ученица 7А класса
Школы
№2031 (СП №1495)
Слесарева Дарья
Руководитель Краснова Л.В.
2015-2016 уч.г.
Слайд 2Искусство средневековья долго оставалось непринятым. Но вот пришло осмысление, и притягательность
этого искусства обворожила сердца людей, уставших от выхолощенных норм классицизма.
Вот как характеризует Гоголь средние века: «...величественные, как колоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые одни другим своды, пестрые, как разноцветные, его окна и куча изузоривающих его украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы и стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем».
В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество.
Слайд 3О готическом стиле немало написано в научной литературе. Изучением этого направления
в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Храмовые постройки обрели готическую вертикаль. Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Помещения стали казаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны.
Слайд 4Исходя из выше написанного, можем сформулировать тему исследования:
Объект исследования - готическая
архитектура.
Предмет исследования - готическая архитектура России и Западной Европы.
Целью исследования является рассмотрение эволюции "готического стиля" в русской архитектуре и архитектуре стран Западной Европы, анализ его специфики и смысла в контексте мировой художественной культуры.
Слайд 5Цели и задачи исследования:
1. Подобрать и систематизировать литературу по теме.
2. Познакомиться
с проявлением готического стиля в архитектуре Франции, Италии, Германии, Англии , России.
3. Определить причины возникновения и распространения готического стиля в архитектуре Западной Европы.
4.Проследить периоды исторической эволюции традиции "готики" в русской архитектуре;
4. Исследовать национальные особенности готического стиля в разных государствах.
Особенность работы заключается в системно-историческом анализе "готического стиля" разных стран. В данном исследовании сделана попытка собрать воедино сведения о наиболее значимых памятниках "русской и западноевропейской готики".
Слайд 6Глава 1. Происхождение термина
Слово готика происходит от итал. Gotico – непривычный, варварский
и сначала использовался в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Визари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики.
Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.
Слайд 7 Го́тика —это период в развитии средневекового искусства
на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, Италии. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Слайд 8В готическом искусстве отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций
и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных округов, развитие светских черт в городской и рыцарский культуре.
Готика появилась в Европе в период зрелого и позднего Средневековья, когда стало усиливаться значение города как центра жизни. С точки зрения архитектуры, постройки готического стиля делятся на три типа: ранняя готика, временной этап которой занял промежуток с последней трети 12 века до первой четверти 13-ого; высокая готика: остаток 13 века; и «пылающая» готика (14-15 века
Слайд 9 Первым готическим архитектурным сооружением считается Церковь монастыря
Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия. При ее постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога».
Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: «...готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским) - всегда некая модель мира». Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра.
Слайд 10Глава 2 .История возникновения готической архитектуры.
Период, получивший в истории искусства Европы
название готического, связан с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий. В 13—14 столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема.
Слайд 11 До зарождения готического стиля архитектуры все крупные постройки
были крайне массивными ― с толстыми стенами и тяжелой крышей, вес которой распределялся по всему периметру стен.
Новшеством, к которому пришли средневековые ученые, стало совершенно новое распределение нагрузки - когда выяснилось, что весь вес кладки можно концентрировать в определенных точках и возводить опорные столбы именно к этим точкам.
Именно благодаря этому открытию и возник готический каркас. Массивный свод был заменен на ажурный нервюрный крестовый, а давление стало передаваться нервюрами и арками. Готический каркас позволил объединить внутреннее пространство, избавиться от большого количества опорных столбов и существенно снизить затраты строительных материалов.
Слайд 12 Особое место в искусстве готики занимал собор
— высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства.
В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.
Слайд 13 Собор был центром общественной, культурной и религиозный
жизни города. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.
Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее зрительная конструкция не совпадает с действительной. Зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Эти особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.
Слайд 14 О том, какой восторг вызвала готическая архитектура, когда после долгого
забвения Европа осознала значительность художественного наследия средневековья, мы можем судить по высказываниям знаменитых философов, писателей, поэтов, в том числе и русских.
Гоголь, посетив Кельнский собор, писал: «Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека»
Слайд 15
Во времена готики строители стали применять крестовые своды
и усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов. Каркасные арки называли нервюрами (франц. «nervure» - жилка, ребро, складка).
Нервюры связывали между собой опоры в плане пролетов нефа.. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц.«contreforse» "противосила"), связанных с пятами сводов, наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. «arcboutant «- "опорных арок") .
Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками
пинаклями. Они, хоть и казались изысканными украшениями, на самом деле, своим весом "придавливали" контрфорсы к земле .
Слайд 16Словарь терминов
Нервюра в архитектуре (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.
Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая
сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены,
вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов.
Аркбутан (фр. arc-boutant) — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб.
Фиал — (от греч. phiale – чаша, кубок), декоративная остроконечная каменная пирамидка, обычно венчающая пинакль в архитектуре готики.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Стрельчатая арка (ломаная) – арка, дуги которой пересекаются под углом.
Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма.
Вимперг (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий.
Крабб (нем. Krabbe) — крюкообразный декоративный элемент.
Слайд 17
При помощи такой готической каркасной системы достигалась большая
экономия материала. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами - до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины.
В готическом стиле использовались различные строительные материалы, но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый.
Средневековые мастера конструируют большие по площади и высоте здания, при этом используются относительно небольшие обработанные камни. Так образуется каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть - ребристый свод.
Слайд 18В процессе перехода от романского к готическому стилю менялась композиция кафедральных
соборов. Главный вход перемещается из клуатра на южной стороне к западному фасаду, который становится наиболее важным. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта - поперечного нефа). Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) смещается к востоку, в результате чего план собора начинает напоминать фигуру человека с раскинутыми руками: его голова - алтарь, а шпиль над средокрестием выходит из сердца прямо в небо.
Слайд 19 Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными
окнами - это стимулировало искусство витража. Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Благодаря витражам интерьер храма становился высоким и светлым.
Слайд 20Глава 3. Особенности проявления готического
стиля в разных странах
Готический стиль во
Франции.
Франция является родиной готического стиля в архитектуре. Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века - ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века -- зрелая, или высокая, готика; XIV--XV века -- поздняя готика.
Париж стал в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни. Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». Все эти и другие прогрессивные явления обусловили переход от романского стиля к готическому.
Слайд 21Реймский собор
В самом сердце провинции Франции Шампань
находится шедевр готической архитектуры – Реймский собор (Cathédrale Notre-Dame de Reims).
Реймский собор (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрским собором— вершины французской зрелой готики и, значит, всей французской готической архитектуры.
История строительства собора насчитывает не один век, началось оно в 817 году, но в 1210 году собор полностью сгорел. Строительство нового здания было начато в 1211г. и продолжалось до 1481 года. Несмотря на затянувшиеся сроки строительства и разных архитекторов, собор сохранил свое единство замысла: многообразие талантов строивших собор зодчих слилось в настоящую каменную симфонию.
Слайд 22 Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный
фасад — в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями.
Все тут не только величаво, но и нарядно, изящно, с полным выявлением исконной для галльского разума внутренней логики и чувства меры. Легкая ажурная громада, синтез зодчества и ваяния, праздничная симония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочного скульптурного убранства.
Слайд 23Шартрский собор
На холме, над старой частью города,
вздымается знаменитый готический собор Нотр-дам, выстроенный в рекордные сроки и обладающий богатейшим
скульптурным убранством Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии.
Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, готики, на протяжении нескольких столетий безраздельно царившего в Европе. Нотр-Дам-де-Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.
Слайд 24Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де
Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу проекта строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив его. Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена.
Амьенский собор
Амьенский собор, вершина готической архитектуры, совершенный по своему пропорциональному строю и гармоническому соответствию всех частей здания друг с другом, по классической ясности своего плана. Высота среднего нефа Амьенского собора равна одной трети его длины.
Амьен – главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В его центре возвышается огромный собор – самая большая готическая постройка во Франции. Строительство собора в Амьене началось почти одновременно с Реймсом.
Слайд 25Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и, несомненно, самый
замечательный памятник ранней готики. Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Он действительно вобрал
в себя весь мир средневекового города. .
Слайд 26Мон-Сен-Мишель
Есть в Нормандии городок Сен-Мишель. Он высится
на скале, в час прилива со всех сторон окруженный морем. Это своего рода заповедник готического искусства. И издали на фоне морских просторов, и вблизи, когда смотришь на его рвущиеся к небу стены, Мон-Сен-Мишель производит впечатление истинно чудесного творения рук человеческих. Да и называют его также «Ла Мервей», что значит чудо или диво.
Слайд 27Готический стиль в Англии.
Англия была
первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Собор воздвигался не в центре города, а за городом, где помещался монастырь.
Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием. Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще всего на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства, нередко они как бы надевали на романское ядро готические одежды.
В интерьере, особенно в период ранней готики (в Англии XIII в.), преобладают горизонтальные членения; основные пространства — хор, нефы, трансепт — трактуются как самостоятельные части целого. План сохраняет форму сильно вытянутого латинского креста, и пространство интерьера развивается вглубь.
Слайд 28 Солсберийский собор
Собор в Солсбери - классический памятник английской готики. Наиболее выдающимися готическими сооружениями Англии являются Кентерберийский собор, Вестминстерское аббатство, Солсберийский собор, Линкольнский собор.
Солсберийский собор (второе название собор Девы Марии) – уникальное, культовое строение, созданное в готическом стиле. Расположено на окраине английского города Солсбери. Собор является одним из старейших религиозных строений Великобритании, его основание было заложено в 1220 году. Возведение собора продолжалось почти четыре десятилетия, в 1258 году состоялось его освящение. Правда, на протяжении полувека после торжественной церемонии внешний вид собора видоизменялся, добавлялись пристройки, совершенствовалось внутреннее убранство.
Слайд 29Шпиль собора взмывает к небу на высоту 123 метра, аналогов ему
нет на всей территории Англии. Клуатр собора самый протяженный. Солсбери занимает огромную территорию в 80 соток, так что собор по праву можно назвать самым большим в Британии. Уникален и часовой механизм, встроенный в стену храма, создание датируется 1386 годом, что делает его старейшим часовым механизмом в мире.
Слайд 30Кентерберийский собор
Кентерберийский собор — готический собор в Кентербери
близ юго-восточного берега Англии, главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского. Длина собора — 160 м. Здание имеет очень сложную структуру, состоит из ряда следующих друг за другом помещений, окружённых пристройками. Именно поэтому вид постройки снаружи не оставляет цельного впечатления.
Слайд 31Линкольнский собор
Линкольнский собор является третьим по величине
храмом средневековой Англии. Надо отдать должное его строителям – собор великолепен. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма, далеко видные со всех точек окружающей равнины.
Линкольнской собор построен на месте древнеримского укрепления, развалины которого можно видеть и сегодня. Вероятно, уже в римские времена здесь была построена раннехристианская церковь, но никаких свидетельств тому не сохранилось. Первые сведения о постройке церкви в Линкольне относятся к 620-м годам, когда Полинус, епископ Йоркский, возвел здесь небольшую базилику. Эта церковь, равно как и весь город, была обращена в пепел в 870-х годах, во время очередного набега викингов.
Слайд 32 Интерьер Линкольнского собора отличается подчеркнутым благородством архитектурных
форм. Прославленный «Ангельский хор», сооруженный в 1256–1280 годах, служит прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором. Хор украшают тридцать монументальных скульптур. Здесь же располагаются ряды деревянных скамей, спинки которых украшают резные панно с изображениями спящих римских солдат. Многоцветные оконные витражи окрашивают внутреннее пространство храма во все цвета радуги
Слайд 33 Вестминстерское аббатство
Вестминстерское аббатство
- «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.
Вестминстерское аббатство – это соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Лондон), традиционное место коронации и захоронения английских монархов и место поклонения, принадлежащее королевской семье. Расположенное рядом с палатами парламента в центре Лондона, аббатство является главной достопримечательностью, обязательной для посещения любого лондонского туриста. Включающее древние фрагменты постройки XI века, аббатство представляет собой самый яркий пример средневековой архитектуры, а его интерьер называют настоящим музеем истории Англии. Состоит в списке ЮНЕСКО.
Слайд 34 Вестминстерское аббатство основал король Англии Эдуард Исповедник в
1065 году. Строительство одной из важнейших святынь Великобритании осуществлялось с перерывами на протяжении 1245-1745 гг., но сохранило черты готической архитектуры. Величественные стены аббатства еще помнят торжественные отзвуки коронаций монархов и величественные нотки скорби прощаний с наиболее значимыми персонами в истории Англии. В Вестминстерском аббатстве и по сей день проводятся литургии и службы.
Слайд 35Готический стиль в Германии.
В Германию
готика пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений. Становление германской готики пришлось на сложный период жизни страны. Созданная германскими королями Священная Римская империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. Немецкие мастера ощутили в готике в первую очередь ее беспокойный мятущийся дух.
Отражая сложные конфликты в жизни страны, они резче отразили контрасты, заострили экспрессию образов, придали
драматическую, подчас экзальтированную одухотворенность.
Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами.
Слайд 36Кельнский собор
«...Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гоголь считал
этот собор венцом готического искусства.
Посетив Кельнский собор, он писал: «Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека» .
Гордость Франции - Амьенский собор - послужил прототипом для Кельнского).
Слайд 37Страсбургский собор
Французские и немецкие культурные традиции
издавна переплетались в Эльзасе. Страсбургский собор (по сей день не законченный и в отличие от
Фрейбургского только потому однобашенный) отражает некоторым образом это переплетение. Главным его зодчим был, вероятно, немец Эрвин Штейнбахский.
Начало строительства страсбургского Нотр-Дам пришлось на рубеж тысячелетий, хотя и века спустя собор достраивали и расширяли. Первая постройка сгорела в 1176 г., и строительство уже в новом стиле продолжалось с того самого года почти триста лет. Северная башня собора, оконченная в середине 15 века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня так и не была достроена, поэтому собор в целом выглядит несколько ассиметрично. На башню страсбургского собора можно подняться по лестнице. Что и проделывали некоторые исторические личности: например, Гёте, Стендаль и барон Кюхельбекер.
На протяжении двух веков страсбургский Нотр-Дам был самым высоким в мире собором. Это одно из наиболее крупных строений из песчаника в Европе. Кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.
Слайд 38Собор построен в стиле так называемой «лучистой» готики, зародившейся во Франции
в конце XII столетия. Этот стиль получил свое название благодаря лучам больших окон-роз. Огромное изящное окно-роза, как символ «лучистого» стиля сияет и на западном фасаде Страсбургского собора. Оно создано Эрвином фон Штейнбахом около 1280 года и имеет диаметр 13,5 м.
Страсбургский собор
Слайд 39Фрайбургский кафедральный собор
Один из самых прекрасных готических
соборов мира - кафедральный собор Фрайбурга. При возведении Кафедрального собора в качестве строительного материала использовался песчаник. Фрайбургский кафедральный собор — это католическая приходская церковь города, построенная в готическом стиле. Заложено грандиозное строения было в 1200 г. и в 1513 г. его возведение было закончено. В начале строительства стиль здания был ориентирован на базельский мюнстер, построенный в позднем романском стиле, однако с 1240 г. за основу был взят страсбургский собор, построенный в готическом стиле. Высота церковной башни составляет 116 м. Бомбардировки во время второй мировой войны чудом обошли собор, в то время как весь город лежал в развалинах. Заботливые хранители церкви снимали витражные стекла окон во время бомбежки. Благодаря этому сегодня старозаветные сюжеты, изображенные на витражах, радуют посетителей своей красотой. .
Фрайбургский Кафедральный собор искусствоведы всего мира считают подлинным шедевром готики. Построенный во времена Средневековья, собор сохранился до наших дней в своем первоначальном виде.
Слайд 40 Швейцарский историк-искусствовед Якоб Буркхардт назвал 116-метровую главную
башню мюнстера самой красивой башней христианства. Филигранно выполненная ажурная башня поражает своей красотой и по праву считается одной из прекраснейших в мире.
В башне находятся
16 колоколов, самый старый из которых (нем. Hosanna-Glocke) был создан в 1258 году и весит 3290 кг – это один из старейших сохранившихся колоколов такого размера.
Фрайбургский собор
Слайд 41Готический стиль в Италии.
Итальянский художественный гений шел своим
особым путем, наметившимся уже в романскую пору. заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды самой его основе. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами. в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (XIII—XIV вв.), кстати, — и это особенно знаменательно — так понравившейся величайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей «невестой», мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (IX— XVI вв.) и Дворец Ка Д'0ро (первая половина XV в.) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами — памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Близость Франции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его и французские, и немецкие, и итальянские мастера.
Слайд 42Миланский собор
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого
Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор — выдающийся и, пожалуй, лучший образец итальянской готики!
Собор в Милане — самое большое в мире сооружение из мрамора. Его длина составляет 158 м, ширина — 58 м, высота центрального нефа — 46,8 м. Общая площадь собора составляет 11,3 тыс. кв. м. С высоты собора в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских гор. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа —92м, высота шпиля 106,5 м. Над его алтарем находится одна из ценнейших христианских реликвий: гвоздь от распятия Спасителя.
По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» — и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет.
Слайд 43 Миланский собор (итал. Duomo di Milano) — кафедральный
собор в Милане, рассчитанный на сорок тысяч молящихся. Строительство начато в 1836 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада.
Слайд 44Готический стиль в России.
Готическая архитектура проникла
в Россию в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.
Ранее "русская готика" не рассматривалась специально как феномен архитектуры на протяжении всего периода ее развития в России, ей не уделялось должного внимания как особенному явлению в постройках северной столицы и ее пригородов, существенно отличающемуся от феномена с аналогичным названием в Москве и российской провинции. Подробное исследование данной проблематики необходимо для создания целостной картины развития русского зодчества, поскольку, по мнению многих ученых, "готический стиль" считался либо ветвью господствующего стиля или его оппозицией, как, например, в эпоху классицизма, либо одним из множества стилистических направлений, как в период эклектики. Только в последнем десятилетии XX в. наметился интерес ученых к так называемым "неофициальным" стилистическим направлениям.
"Готический стиль" в России, так же как и "новая готика" Европы имеет в своем развитии несколько периодов, постройки которых отличаются конструктивными, декоративными и композиционными особенностями.
Слайд 45Готическая архитектура в Москве
В столице нет «настоящей»
готики, если искать временные соответствия: во времена европейской моды на тонкие шпили и изящные арки Москва была застроена каменными боярскими палатами. Зато есть несколько зданий, которые выглядят практически в точном соответствии стилю. На Театральной площади, прямо в сердце Москвы стоит здание, построенное в стиле готической европейской архитектуры с элементами модерн. Это ЦУМ.
Слайд 46 ЦУМ
Центральный универсальный магазин ― достопримечательность
города и туристическая мекка любителей шоппинга. Нынешнее здание было возведено в 1908 году, и изначально в нем располагался универмаг «Мюр и Мерилиз», принадлежавший коммерсантам Эндлю Мюру и Арчибальду Мерилизу. Изначально на площади располагалась другая постройка, которая была уничтожена.
Проект строительства универсама был доверен архитектору Р.И. Клейну, известному своими работами над Музеем изящных искусств им А. С. Пушкина, Бородинским мостом и Средними торговыми рядами.
Слайд 47«Домом с рыцарями»
Другое довольно известное здание расположено посередине
улицы Арбат, в нынешнее время там расположен Центральный Дом Актера. Здание было построено в 1913 году и изначально задумывалось как коммерческий комплекс. По плану создателей в здании должны были располагаться школа-пансион для девочек, студия танцев и доходные квартиры для весьма состоятельных граждан. Этот дом также часто называют «Домом с рыцарями», и он является визитной карточкой Старого Арбата.
Слайд 48Англиканская церковь Святого Андрея
В самом центре Москвы, в
Вознесенском переулке, находится одно из наиболее уникальных мест Москвы — англиканская церковь Святого Андрея, построенная в стиле викторианской готики во второй половине XIX в.
Храм был построен на пожертвования в конце 19-го века по проекту английского архитектора Ричарда Фридмана для разросшейся британской общины Москвы, которую к тому времени уже не вмещала старая часовня. Большинство из прихожан были шотландцами, поэтому церковь освятили в честь Святого Андрея – покровителя Шотландии.
Слайд 49Римско-католический собор
Непорочного зачатия Девы Марии
Самый большой
католический собор в России - это собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в 1901-1911 годах в неоготическом стиле. Сейчас собор относится к памятникам архитектуры федерального значения.
Слайд 50 На шпиле центральной башенки установлен крест. В нартексе собора находится
скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами со священной водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики. В конце левого бокового нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Боковые нефы отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов, на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей. В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов.
26 сентября 2011 года на территории собора был открыт памятник Матери Терезе. На территории собора есть скульптура "Иисус - добрый пастырь".
Слайд 51Храм Преображения Господня – католический храм Красноярска
Красноярский католический приход был учрежден по распоряжению администратора Могилевской архиепархии от 1 августа 1836 г. за № 2016. В 1855 году Томская Духовная Консистория дала разрешение на постройку «нового здания для помещения Римско-Католической церкви» на Благовещенской улице в Красноярске. Первое здание Римско-католического храма было построено в 1857 г. Оно было деревянным. Снаружи здание церкви было оштукатурено и выбелено известью; изнутри выкрашено белой краской, на хорах был установлен орган «Меллодикон». К концу XIX века здание значительно обветшало. В начале XX века прихожане церкви приняли решение построить каменное здание. Проект выполнил губернский архитектор Павлов.
Слайд 52 Размеры церкви, рассчитанной на тысячу
человек, составляли «в длину приблизительно 28 метров, в ширину от 13 до 17 метров». В 80-е годы XX века в храме установили орган.
В здании был открыт Органный зал красноярской филармонии.
Римско-католический костел (Органный зал) является объектом культурного наследия регионального значения.
Слайд 53Особняк З.Г. Морозовой (1893-1898 гг.), арх. Ф.О. Шехтель
Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в Москве в 1893 году замок. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк – первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля. В основу композиции легли схемы неоготического замка, который Морозов углядел, возможно, в Манчестере, где обучался делу на текстильной фабрике: именно там работал знаменитый Альфред Уотерхауз, строивший неоготические особняки для текстильных магнатов. Снаружи особняк напоминает романтический замок со своими башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, контрфорсами и зубцами. Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, стрельчатые арки, обилие фантастических существ - драконов, химер, грифонов, демонов.
Слайд 54Особняк З.Г. Морозовой
Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы
на стенах – от дома веяло тайной, духом средневековья. Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в конце 19в. в неоготическом стиле. Внутри впечатление усиливают высокие деревянные резные своды, стрельчатые арки, обилие фантастических существ - драконов, химер, грифонов, демонов.
Слайд 55Грановитая палата 1433 года
и звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода
Грановитая (или Владычная) палата —
памятник архитектуры XV века, построенный в стиле кирпичной готики, расположенный на территории Новгородского детинца (крепость). Единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры. Это трехэтажное кирпичное здание, сооруженное при участии немецких мастеров. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами – гранями, чем и объясняется ее второе название – Грановитая. Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.
Слайд 56Чесменский дворец и Чесменская церковь
Ансамбль
Чесменской церкви и дворца - самый значительный памятник петербургской неоготики 18 века.
Оригинальным произведением неоготики является Чесменская церковь, построенная в псевдоготическом стиле по проекту архитектора Ю. М. Фельтена вблизи дворца.
Церковь декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками-пинаклями и зубчатым парапетом.
Она спланирована в форме четырехлистника. Этот храм-памятник посвящен победе над турецким флотом в Чесменской бухте (1770). Дворец тоже стали называть Чесменским.
Чесменский дворец представляет собой равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и большим круглым залом в центре. Благодаря использованию в обработке фасадов некоторых элементов готической архитектуры (стрельчатые окна, зубчатые парапеты над стенами), здание отдаленно напоминает средневековую крепость.
Слайд 57Чесменская церковь
Чесменский дворец
Чесменская церковь
Слайд 58Императорская резиденция в Царицыне
Неоготический стиль
ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления –классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Слайд 60Церковь святого благоверного князя Александра Невского
Церковь святого благоверного князя Александра Невского расположена в парке "Александрия" Петергофа на открытом зеленом пригорке.
Здание интересно тем, что изначально являясь православной церковью, оно было построено в совершенно нехарактерном для православия готическом стиле. Отсюда ее второе обиходное наименование - Капелла. Создание храма в готическом стиле –это отражение русско-немецких культурных и династических связей начала XIX в. Проект храма - придворной церкви в загородной резиденции - был заказан в начале 1829 г. известному немецкому архитектору К. Фридриху Шинкелю. Непосредственное осуществление строительства поручили архитектору Адаму Менеласу, который начал строительство в 1831 г.
Слайд 61Башня Шапель в Александровском парке г. Пушкине
Башня «Шапель» (от фр. капелла) появилася
на окраине Александровского парка в 1828 году по проекту архитектора А.А.Менеласа. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. (см. приложение 10) Проект сооружения принадлежит архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Шапель представляла собой две квадратные башни, соединённые широкой аркой. У основания свода – фигуры ангелов, исполненные В.И. Демут-Малиновским. Во время войны здание практически не пострадало, но часы-куранты, витражи и скульптура были утрачены. На центральной башне – флюгер в виде петушка.
Слайд 62Католический храм Святейшего Сердца Иисуса
Более ста лет Самару украшает
красивейшее здание римско-католической церкви. Храм Святейшего Сердца Иисуса был построен и освящён в 1906 году на одной из центральных улиц старой Самары – Саратовской, ныне улица Фрунзе. Возводился храм по проекту зодчего Ф.О.Богдановича (автор московского кафедрального собора) под руководством самарского архитектора А.А.Щербачева. Строительство здания в неоготическом стиле, имеющего в плане основания форму креста, шло около шести лет (1900-1906г.г.). При освящении храм был богато украшен и звучал орган.
Слайд 63Католический храм Успения Девы Марии
Римско-католический храм Успения
Богородицы (Польский костел), являющийся одним из самых красивых зданий города Иркутска, располагается в историческом центре города, на улице Сухэ-Батора. Свою историю иркутский католический храм начал в 1819 г. Инициаторами его строительства выступили монахи бернардинского ордена, которые прибыли в Иркутск и Томск на должности католических священников. Храм, освященный в честь Успения Божией Матери, выстроили к концу 1825 г. Строительство храма началось в 1881 г. Проект был составлен известным иркутским архитектором Юзефом Тамулевичем. Руководил строительными работами поляк - Х. Швемицкий. Собор получился красивым и удачно вписался в общий ансамбль центральной городской площади. Недалеко от костела находится небольшая часовенка во имя Святителя Иннокентия. Часовня была возведена в сентябре 1868 г. В 1978 г. в здании костела установили концертный орган. Главный алтарь храма был освящен во имя Успения Божией Матери. Сегодня это удивительный органный зал областной филармонии города Иркутска.
Слайд 64Католический храм Успения Девы Марии
Собор получился
красивым и удачно вписался в общий ансамбль центральной городской площади. Недалеко от костела находится небольшая часовенка во имя Святителя Иннокентия. Часовня была возведена в сентябре 1868 г. В 1978 г. в здании костела установили концертный орган. Главный алтарь храма был освящен во имя Успения Божией Матери. Сегодня это удивительный органный зал областной филармонии города Иркутска.
Слайд 65Кафедральный собор
Главной достопримечательностью Калининграда, который до 4
июля 1946 года назывался Кенигсбергом, является Кафедральный собор, который был возведен с 1297 по 1302 год усилиями епископа Зигфрида.
Собор является усыпальницей значимых исторических личностей, таких как первый прусский правитель и последний магистр легендарного Тевтонского ордена - герцог Альбрехт. Фрагмент надгробия его могилы сохранился до наших дней.
Здесь нашел успокоение и Люттер фон Брауншвайт – основатель собора. Профессоров университета Альбертина, старейшего в Пруссии, хоронили тоже здесь. Последним из них был Иммануил Кант.
Слайд 66Заключение
Готическое искусство с его интересом к
явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.
Готика является некой визитной карточкой могучей средневековой Европы, воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силу заражающегося самобытного искусства Западной Европы. Мне думается, что для очень дальних потомков искусство первого тысячелетия нашей эры будет прежде всего ассоциироваться с готикой, как для нас искусство древнего мира прежде всего ассоциируется с Грецией и Римом.
Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла.
Слайд 67
Источники
Емохонова Л.Г. – «Мировая художественная культура» - учебник для
10 класса , 2010
«Готический собор - образ мира» - Майкапар А. -http://blogmaykru.maykapar.ru/ [интернет ресурс]
«Готический стил. Стиль Готики» dyalex - http://zdos.ru/kultura/[интернет ресурс]
«Западная архитектура X-XVII в.в.» - http://zodchestwo.info/[интернет ресурс]
«Романский и готические стили»статья о лепном декоре -http://www.lepnostyle.ru[интернет ресурс]
статья о готике - https://ru.wikipedia.org [интернет ресурс]
"Феномен готики в русской архитектуре XVIII - начала XX вв. (пространственно-пластический аспект)" В.В.Кириллова (1988),
"Проблемы русской псевдоготики XVIII - начала XIX вв." Ю.Я.Герчука (1994);
"Русская архитектура в эпоху романтизма" Е.А.Борисовой.