Слайд 1Дымковская игрушка
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В
ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Город Уфа МБОУ Лицей №68
Учитель ИЗО и черчения
Веревочникова
Светлана Николаевна
Слайд 2Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник
из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки.
Слайд 3 Возникновение игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому
женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 4Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким
речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Слайд 5После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и
обжига при температуре
700—800 градусов игрушки покрывают
белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на
молоке). Раньше игрушки расписывали
темперными красками, замешанными на
яйце с квасом, используя вместо кистей
палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Слайд 6Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги,
точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
Слайд 7Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами,
индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Слайд 8Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щёчки алые горят, удивительный наряд
Слайд 9Очень эффектны и декоративны сюжетные композиции.
Слайд 10Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и
до росписи процесс творческий, никогда
не повторяющийся.
Не может быть двух одинаковых изделий.
Каждая игрушка
уникальна и единственна.
Слайд 11Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка
–
Родился весёлый час
Вятский праздник – «Свистопляска».
Город весь пустился в пляс!
Слайд 12Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную
мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу.
Слайд 13Далеко на севере, в Архангельской области, расположен старинный русский город Каргополь.
Жизнь течет в нем размеренно и тихо, и в этой тишине его жители создали особый вид художественного народного промысла, который существует в Каргополе и его окрестностях.
Каргопольская игрушка
Слайд 14Иван Васильевич Дружинин (1887 - 1949г.г.) - талантливый мастер - классик
каргопольской игрушки
и Ульяна Ивановна Бабкина (1889-977г.г.)
Слайд 15Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения.
Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Слайд 16
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие
погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор.
Украшенные процарапанным орнаментом, такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.
Слайд 17
Игрушечный промысел был восстановлен в
60-70-х года двадцатого века, благодаря усилиям
нескольких мастеров-энтузиастов.
Слайд 18Люди в фигурках отличаются крепостью, силой, приземистостью, а мужчины изображаются обязательно
с окладистой бородой.
Слайд 20Крестьянок лепят
встречающими гостей
или занимающимися
домашней работой.
Слайд 22Филимоновская игрушка
Филимо́новская игру́шка —
древнерусский прикладной
художественный промыселхудожественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Тульской
области.
По данным археологов филимоновскому промыслу
более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Слайд 23Благодаря особой глине, испокон веков лепили посуду, продавая её на местных
базарах. Мастера работали семейно. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а дети девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки»
Слайд 24Изделия филимоновских мастериц традиционные свистульки: барыни,
всадники, коровы, медведи,
петухи и т. п.
Только
форма головы да наличие или
отсутствие рогов и ушей позволяют отличить
одно животное от другого.
У барана рога — круглые завитки-баранки,
у коровы — полумесяцем торчат вверх,
у оленя — как причудливые ветвистые деревья,
а конскую головку венчают небольшие конические ушки.
Слайд 25Характерных для промысла цвета — малиновый, зелёный, жёлтый. Игрушки получаются яркими и
весёлыми.
Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент.
Стиль росписи: солнышки,
растительный орнамент,
что характеризуют филимоновскую
игрушку и по сей день.
Слайд 26 Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело
и завершается конусообразной головой. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Слайд 27 Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и
ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён орнамент. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Слайд 28Кавалеры похожи на дам,
но вместо юбки у них
толстые цилиндрические
ноги, обутые в неуклюжие сапоги.
Слайд 30Дымковская роспись
Филимоновская роспись
Каргопольская роспись
Слайд 33Современная дымковская игрушка это произведение искусства. Она используется как элемент дизайна
интерьера; народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:
мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссер: Владимир Дегтярев, СССР, 1959;
киносказка «Раз, два – горе не беда!».
Режиссер: Михаил Юзовский, СССР, 1988.
Слайд 34Материалы взяты с сайтов:
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/477/58477936_duym21.jpg
http://kykolnik.dreamwidth.org/47618.html
http://ru.wikipedia.org/
http://img-fotki.yandex.ru/get/4611/126030467.a8/0_5ebfe_5adeee93_XL.jpg