Слайд 1Внутренний мир русской избы
Презентация к уроку
по ИЗО в
5классе.
Составила учитель ИЗО
МОУ «Нагорьевская сош»
Лубкина М.И.
Слайд 3Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И
каждый со своим лицом.
В.Федотов
Слайд 4Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую
природу. Ощущая свой дом
частицей природы, где все подчинено
порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.
Слайд 5Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших
уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Слайд 6Внутреннее убранство
В низенькой светелке с створчатым
окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Слайд 7
Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном,
в котором протекала жизнь
человека.
Слайд 8Потолок связывался в народных представлениях с небом;
матица (средний брус, несущий
деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Слайд 9Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно
была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Слайд 10 Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на
нем женщины ткали.
Слайд 11
Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку.
Люльку укрепляли на
гибком шесте к матице.
Слайд 12 Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении
от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Слайд 13По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.
Они и впрямь напоминали дорогу,
стелющуюся по земле.
Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.
Слайд 14Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на
мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Слайд 15Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на
два основных центра – духовный и материальный.
Слайд 16Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела,
здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Слайд 17Печь - кормилица
“Что есть в печи – все на стол мечи”
– говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Слайд 18В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от
слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.
Слайд 19
Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к
юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.
Слайд 21Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она
вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.