Слайд 1Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции,
во второй половине XIX века. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке. Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма — движущийся, эфемерный, ускользающий мир, поэтому акцент — на настоящее и на это уходящее мгновение. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.
Слайд 2Импрессионисты — пионеры и основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между
глазом живописца и светом. Отсюда — движение возврата к природе, которая является источником всех впечатлений. В то же время — абсолютное доверие субъективному видению художника, его индивидуальности. Эти два пути питали европейское искусство вплоть до середины XX века.
Огюст Ренуар « Лягушатник»
Слайд 3У импрессионистов не было программы, но была общая амбиция: понимание роли
света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
Эдгар Дега «Танцкласс»
Слайд 4МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.
Слайд 5Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для
К. Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине.
Слайд 6Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он
совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - "Сирень на солнце" (1873, ГМИИ, Москва), "Бульвар Капуцинок" (1873, ГМИИ, Москва), "Поле маков у Аржантёя" (1873, Музей Орсэ, Париж), "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж)
«Сирень на солнце»
«Поле маков»
Слайд 9
К.Моне привлекают серийные работы: композиции "Стога" ("Стог сена в снегу.
Хмурый день", 1891; "Стога. Конец дня. Осень", 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора ("Руанский собор в полдень", 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры.
Слайд 10В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником
происходящих вокруг сиюминутных событий.
Поселившись в Аржантёе, К. Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда.
Слайд 11В 1877 г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал
Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому ("Вокзал Сен-Лазар", 1877, Музей Орсэ, Париж).
Слайд 12К.Моне привлекают серийные работы: композиции "Стога" ("Стог сена в снегу. Хмурый
день", 1891; "Стога. Конец дня. Осень", 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора ("Руанский собор в полдень", 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры.
Слайд 13Эдуард Мане – французский художник- универсиалист, один из родоначальников импрессионизма.
Огюст и
Эжен Мане, родители художника.
Слайд 14Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время
художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году.
«Музыка в саду Тюильри»
Слайд 15В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и
принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке.
«Старый музыкант»
Слайд 16Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды,
была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Слайд 19«Мальчик с вишнями»
«Партия в крокет»
Слайд 20Портрет Евы Гонсалес
Портрет Эмиля Золя
Слайд 22В марте—апреле 1883 года Эдуар Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации
ноги. Несмотря на первые симптомы кажущегося выздоровления, 30 апреля 1883 года художник умирает. Мане так и не дождался своей славы, однако после его смерти творчество всё же нашло своих почитателей.
Слайд 23Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря
1919, Кань-сюр-Мер) — французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.
Слайд 24Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из
его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке.
Портрет актрисы Жанны Самари
Слайд 25«Девушка с веером»
«Девочка с колосьями»
Слайд 27В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В
1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
Слайд 29Камиль Жакоб Писсарро (1830-1903)- французский живописец, один из первых и наиболее
последовательных импрессионистов
Слайд 30 С 1855 по 1861 г. учился в Академии Сюиса в Париже
вместе с Камилем Коро. Основные сюжеты его произведений в этот период — сельские пейзажи, а также виды Парижа.
«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»
Слайд 31Писарро начинал, как ученик Камилля Коро. В этом выборе учителя уже
сказалась врождённая любовь художника к картинам природы.
« Оперный проезд в Париже»
Слайд 37Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne) — французский художник, яркий представитель постимпрессионизма.
Слайд 38Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писарро. Они работали вместе
в 1872—1873 годах. Большой педагогический дар Писарро помог Сезанну в поисках его собственной неповторимой манеры живописи
«Пьеро и Арлекин»
Слайд 39Признание пришло к Сезанну уже около 1900 года. Его картины были
представлены на Всемирной выставке в Париже. Он пользовался особенно большой популярностью у молодого поколения художников.
«Большая сосна близ Экса»
Слайд 41Натюрморт с кувшином и драпировкой
Натюрморт с хризантемами
Слайд 43В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в
Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников.
В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона.
«Звездная ночь над Роной»
Слайд 44В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось
своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах.
«Цветущие ветки каштана»
«Пшеничное поле с кипарисами»
Слайд 45Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в
последние годы привели к появлению приступов психической болезни (например, в результате одного их них художник отрезал себе ухо и подарил его проститутке.
Слайд 46 «Подсолнухи»
«Дорога в Овере после дождя»
Слайд 47Пускай меня простит Винсент Ван-Гог
За то, что я помочь ему не
мог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис,
Лимонный крон и темно-голубое,-
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог.
Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.
Слайд 48Эжен Анри Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin; 7 июня 1848 —
8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма.
Слайд 49Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с
художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
«Девушка с веером»
Слайд 50Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к
экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен.