Слайд 2Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность
произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника; в узком — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре мазка, в рисунке, в цветовом и композиционном решениях произведения живописи, скульптуры.
Слайд 3Expressio (лат.) – выражение
Это течение в изобразительном искусстве объединяет прежде всего
творчество художников, работавших в Германии перед Первой мировой войной.
Экспрессионизм –это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения.
Слайд 4Экспрессиони́зм (от лат.expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые
десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.
Слайд 5Э́двард Мунк (норв.Edvard Munch; 12 декабря1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Слайд 6Эдвард Мунк. (1863-1944 гг.) Норвегия
«Болезнь, безумие и смерть – чёрные
ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь». (Из дневника Э. Мунка).
Слайд 7Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача и его жены. Он был
вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, София, две младших — Ингер и Лаура, и брат Андреас. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи].На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Бо́льшую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи), и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей девушке]. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.
Слайд 8Эдвард Мунк. Больная девочка
Слайд 9Эдвард Мунк:
«Я прогуливался с двумя друзьями вдоль улицы –
солнце зашло, небо окрасилось в кроваво-красный цвет, - и меня охватило чувство меланхолии. Я остановился, обессиленный до смерти, и оперся на парапет. Над городом и над чёрно-голубым фьордом, как кровь и языки огня, висят тучи. Мои друзья продолжили свою дорогу, а я стоял, пригвождённый к месту, дрожа от страха. Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы».
Слайд 11Эдвард Мунк. Отроковица (Половая зрелость)
Слайд 14«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и смерти»
Вампир.
Поцелуй.
Слайд 16«Мост» :
(Дрезден, 1905 год)
Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл
Шмидт-Ротлуфф и другие.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Художники руппы «Мост».
Слайд 17Эрнст Людвиг Кирхнер
1880-1938 гг.
Эрнст Людвиг Кирхнер )— немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма.
Слайд 18Эрнст Кирхнер. Фрэнци в резном кресле
Слайд 19Эрнст Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме
Слайд 21Эрнст Кирхнер. Красная башня в Хале
Слайд 22Франц Марк:
«Нам совершенно безразлично, «понимают» нас или нет, мы внимаем лишь
себе, не времени…».
Слайд 23Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий живописец, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Наряду с Августом
Маке, Василием Кандинским и др. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».
Слайд 26…Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой
выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» ….
С началом Первой мировой войны Франц Марк ушёл добровольцем на фронт и, уже разочаровавшись в этой мировой войне, был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, так и не реализовав до конца свои творческие планы.
Слайд 27Эмиль Ханзен (Нольде)
1867-1956 гг.
Эми́ль Но́льде ( Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен — один
из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.
Слайд 29Эмиль Нольде. Пляска вокруг золотого тельца
Слайд 30«Мой прекрасный, мой трагический мир».
(Эмиль Нольде)
Слайд 31Эмиль Нольде. Мельница на севере
Слайд 32Оскар Кокошка
1886-1980 гг.
О́скар Кокошка ( художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.
Слайд 35О. Кокошка. Портрет Адольфа Лооса. 1909 г.
Слайд 39Ви́льгельм Ге́нрих О́тто Дикс; 2 декабря 1891, — 25 июля1969, ) — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных
шокировать картин.
Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.
В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.
В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.
В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.
Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе
Слайд 40Отто Дикс. Большой город (триптих)
Слайд 46Домашнее задание
Импрессионисты и экспрессионисты в литературе и музыке,биографии..