Слайд 1Эклектика
часть 3
Неоренессанс
в архитектуре Санкт-Петербурга
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург
Слайд 2Музейное пространство Санкт-Петербурга делает жизнь наших воспитанников насыщенной и интересной, раздвигает
границы познания окружающего мира, помогают сформировать творческую личность.
Путешествие в мир познания начинается в «Школьном автобусе», достаточно, внимательно посмотреть из окна на дома, парки, каналы и они начинают оживать… Наш маршрут начинается в Приморском районе, он связан с Петроградской стороной, Васильевским островом, нас сопровождают великолепные архитектурные ансамбли города. Сегодня дома и улицы поведают нам об архитектурных стилях города
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою
С. Маршак
Слайд 3Реки, каналы, львы, дворцы вдоль набережных и пасмурная серость – только
этих признаков достаточно, чтобы понять, почему Петербург неофициально называют «Северной Венецией». Северная Венеция, Северный Рим, самый итальянский город к северу от Альп – таких эпитетов Петербург удостоен не случайно. Первый архитектор Петербурга — итальянец – Доменико Трезини. Он разработал план Петербурга, и это положило конец стихийной застройке. Так началась итальянская история развития города.
Бартоломео Растрелли, Карл Росси, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги – имена, которые на слуху у каждого петербуржца. Каждый из этих талантливых зодчих оставил значимый след в архитектурном облике нашего города. Все они были итальянцами.
Слайд 4Возникнув намного позже других европейских городов, Санкт-Петербург стал одним из самых
великолепных городов на всем земном шаре. Архитектурные стили Петербурга многолики и вобрали в себя лучшие традиции итальянского, голландского и немецкого зодчества, проведя их сквозь призму русской культуры. Архитектурные стили Петербурга – это симбиоз различных направлений и тенденций, многослойность истории и грандиозность масштабов застройки. В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Особую изящность придают фигуры атлантов и кариатид, установленные на фасадах и в интерьерах здания.
Слайд 5В эпоху эклектики зодчие часто обращались к архитектурному наследию итальянского Возрождения
— так появился стиль неоренессанс. Особенно популярен он был в Петербурге.
Неоренессанс считается одним из наиболее распространённых направлений в архитектуре Петербурга 19 века. Веяние за основу берет архитектурные решения эпохи Возрождения. Отличительными чертами являются тяга к симметрии, прямоугольные планы с внутренними двориками, рациональное членение фасадов, применение таких элементов, как пилястры и рустика.
Слайд 6В петербургском неоренессансе середины XIX века можно выделить несколько разновидностей. Для
одних было характерно использование ордера, для других — отказ от него: художественным лейтмотивом композиции фасада становились нарядные наличники ренессансного типа в сочетании с тягами и рустовкой нижних этажей либо сплошная рустовка фасада — в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века.
Слайд 7Интерес к итальянскому Возрождению ярко проявился у архитекторов-неоклассицистов, взявших за образец
творения великого зодчего Андреа Палладио. Наиболее часто петербургские архитекторы обращались к безордерному ренессансу, где использовались лишь рустовка и ренессансные наличники. В отличие от итальянских палаццо, облицованных внушительными каменными блоками, петербургский руст выполнялся из обычной штукатурки. Встречается «флорентийская» разновидность неоренессанса с использованием руста в качестве основного композиционного приема, редко «флорентийская» с использованием руста в качестве основного композиционного приема.
Слайд 8Арочные окна и наличники построек богато украшены в стиле итальянского ренессанса
15 — 16 столетий. Ордерная система пилястр возникла на фасаде второго этажа, первый этаж обозначился рустикой как мощный цоколь, хотя функционального значения подобная конструкция не несла.
Слайд 9Малый Михайловский дворец
Адмиралтейская набережная, дом 8
Архитектор: А.Е. Месмахер
Работы по проектированию
и возведению здания были предложено провести очень популярному в то время мастеру А.Е. Месмахеру. Для декора фасада использовались плитки из серого и розового песчаника, а также были добавлены гранатные элементы. Визуально выделялись все три этажа дома. На втором этаже дома выполнен декор парными полуколоннами, на третьем – использовали для украшения пилястры. По внешнему углу дома проходит балкон. Дом венчает карниз с балюстрадой.
Слайд 10Одним из первых зданий стиля неоренессанс (1844—1846 годы) был построен особняк
князя Л. В. Кочубея ул. Чайковского, 30; архитекторы Г. А. Боссе и Р. И. Кузьмин.
В облике здания не использованы элементы ордеров — это так называемый безордерный неоренессанс. В 1883—1884 годах по заказу нового хозяина особняка Ю. С. Нечаева-Мальцова архитектором Л. Н. Бенуа были выполнены интерьеры этого здания в стиле рококо.
Слайд 11Особняк Н. А. Кушелева-Безбородко –
Малый Мраморный дворец
Гагаринская ул., дом 3
Архитекторы:
Г.А. Боссе, Э.Я. Шмидт 1855-1862
Особняк называется "Малый Мраморный дворец", так как его фасад облицован рускольским розовым мрамором. Интерьеры Малого Мраморного дворца отличались оригинальным оформлением. Стоит отметить такие помещения, как Вестибюль, Парадную лестницу, Белую, Золотую и Голубую гостиные, Большой кабинет, Бильярдную, гостиную из саксонского фарфора.
Слайд 12Прототипом для петербуржских зданий, выполненных в стиле «неоренессанс» являлись итальянские здания
с широкими арочными окнами, нарядными наличниками, мощными узорчатыми карнизами, глубоким рустом на фасадах. К данному стилю относят целый ряд особняков и доходных домов на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской.
Мотивы ренессанса отражаются и в постройках петербургских вокзалов - Николаевского, Балтийского и Варшавского. Фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские сооружения 16 столетия: двойные арки с колоннами первого яруса, полуколонны второго яруса, «окна Браманте», башня с часами.
Слайд 13Московский вокзал
Николаевский вокзал (1843—1851, архитектор К. А. Тон, пл. Восстания. Фасад
напоминает венецианские здания XVI века: двойные арки первого яруса с колоннами посередине, равномерно расставленные полуколонны второго яруса, квадратная башня с часами, «окна Браманте» на первом ярусе боковых крыльев. Окно Браманте - в классической архитектуре оконные проёмы с криволинейными перекрытиями обрабатывались как арки: архивольтами с импостами или путём выявления клинчатой структуры с расшивкой швов, выделением замкового камня. Арочные проёмы окон, охваченные наличником особого, характерного для ренессанса типа: в виде прямоугольной рамки, назывались в середине XIX в. термином «брамантовы окна». Одним из первых такие окна использовал архитектор Д.Браманте (XV в.) в палаццо Канчеллерия в Риме.
Слайд 14Петроградское губернское кредитное общество «Дом кино»
Адрес: Караванная, дом 12
Архитекторы: К.С. Бобровский,
Б.Я. Боткин
Это здание, замыкающее ансамбль Манежной площади, построено в 1914-1916 гг. по проекту архитекторов - выпускников Академии художеств К. С. Бобровского и Б. Я. Боткина. Авторы спроектировали дом в характере итальянского палаццо поздней палладианской архитектуры XVI века. Под самой крышей помещены статуи двух крылатых львов.
Слайд 15Особняк Кочубея «Дом с маврами»
Конногвардейский бульвар, дом 7
Проект архитектора Г.Боссе. Стройка
продолжалась с 1853 по 1857 годы.
На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Со стороны двора особняк Кочубея был трехэтажным. Гранитный цоколь, 3 балкона и чугунный навес на колоннах украшали фасад.
Слайд 16Здание Боссе построил во флорентийском стиле, однако в народе оно получило
название «Дом с маврами»: ограду дома украшали четыре бюста африканцев в одежде из белого мрамора. Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени. оформили в стиле ренессанса, хотя некоторые комнаты были декорированы и в духе классицизма.
Слайд 17Дом Вавельберга «Дворец дождей»
Невский проспект, дом 7-9
Архитектор: М.М. Перетяткович
Прообразом для дома
на Невском проспекте является Палаццо дожей в Венеции. Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса. Величественный гранитный, дом, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга М.И. Вавельберга
Слайд 18Поляк Мариан Перетяткович итальянцем не был, но именно он построил на
главной магистрали города здание, которое сразу же стало ассоциироваться с Италией, а именно с венецианским «Палаццо дожей», постройками в Болонье и Падуе.
В исторических документах сохранилось интервью архитектора, данное им более ста лета назад, в котором он комментирует эту ассоциацию так: «Я имел в виду не специально Палаццо дожей, но вообще готический стиль, тот, который встречается в Северной Италии — в Болонье и во Флоренции. Верхняя часть дома выстроена в характере раннего Возрождения. Вообще я не задавался целью дать буквальную копию Палаццо дожей. Я ничего не делал бессознательно».
Слайд 19Фасад дома М.И. Вавельберга отличается разнообразием своих скульптурных украшений. Он состоит
из 135 масок, большая часть из них, 48, это маски львов. Над прямоугольным аттиком на Невском внутри полусферы можно четко рассмотреть маскарон льва: в лапах он держит щит с нанесенной монограммой владельца. Маски льва находятся на балконах четвертого этажа, а также на углу фасада. На капители величественной колонны на центральном входе можно также осмотреть четыре маскарона со львами.
Слайд 20В отличие от красочных и светлых построек в солнечной Италии, Доходный
дом Вавельберга имеет облицовку из темно-серого карельского гранита. Из-за этого оно имеет вид тяжелого массивного монументального здания. Сердобольский гранит добывается на Северных болотах, а также на островах в Ладожском озере. Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии.
Слайд 21Владимирский дворец (Дом ученых)
Дворец возведен архитектором А. И. Резановым по государственному
заказу для Великого князя Владимира Александровича. Фасад здания выполнен в духе венецианского палаццо с арочными окнами и декором в виде гербов. Интерьеры дворца были оформлены в нескольких стилях — неоренессанс, готическом, мавританском и классическом
Слайд 22Парадные гостиные, Танцевальный зал, приемный кабинет Великой княгини Марии Павловны выполнены
в стиле рококо. «Малиновая гостиная» и личная библиотека Великого князя воссоздают стиль ренессанса, столовая — готический стиль. Будуар выполнен в мавританском стиле. Из интерьеров в русском стиле сохранился один из лучших парадных залов — Дубовый (Большой банкетный), созданный А. И. Резановым и В.А. Шретером. Особой изысканностью отличается Главная лестница Дворца с ее изящным разворотом к Белому залу и уникальными расписными зеркалами итальянского мастера Т.Келацци.
Слайд 23Русский торгово-промышленный банк
Большая морская дом 15
1912-1914 - арх. Перетяткович М.М.
Величественное здание
сплошь отделано серым ништадтским гранитом. Блоки гранита обработаны фактурами "скалы" (нижние этажи) и точечной. Замковые камни в окнах третьего этажа украшены масками из того же гранита. Четвертый и пятый этажи объединены массивными круглыми колоннами, на четвертом этаже - каменная балюстрада. Резной фриз декорирован маскаронами в виде мужских профилей и бараньих голов, а также картушами и доспехами
Слайд 24Особняк Сан-Галли
Лиговский проспект, дом 62
Архитектор К.К. Рахау
В 1869-1872 гг. для владельца
Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан–Галли и его семьи арх. К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах, особняк рядом со зданием главной конторы, от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки. Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры.
Слайд 25Здание Городской Думы
Архитектор Дж. Феррари, Н.Е. Ефимов
Комплекс зданий на углу
Думской улицы и Невского проспекта состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу и являющейся одной из доминант Невского проспекта. Высота башни составляет около 47,5 метров. Возведена башня в 1799—1804 годах по проекту архитектора Дж. Феррари, в виде тосканской кампанилы. Трёхэтажное Здание Городской думы построено в 1847—1852 году по проекту архитектора Н. Е. Ефимова, оно оформлено по мотивам итальянского ренессанса
Слайд 26Петербургская Городская Дума – орган городского управления была учреждена в 1785
году. Здание по архитектурному решению было точно таким же, как корпус Серебряных рядов, но примыкало к башне с другой стороны ( со стороны нынешней Думской ул.). Таким образом, здесь была симметричная композиция, вертикальной осью которой являлась башня Городской Думы. Согласно проекту, разработанному Ефимовым в 1847 году, ведущей темой нового фасада стали большие, вписанные в арки «венецианские окна» третьего этажа.
Слайд 27Одна из архитектурных доминант Невского проспекта — башня Городской думы высотой
почти 50 метров. Ее построили по указу Павла I в духе тосканской кампанилы — колокольни. Изначально сигнальная башня возводилась как функциональное сооружение: внутри нее постоянно дежурили пожарные, отсюда жителей города извещали о наводнениях. Некоторое время она исполняла и другую роль — была одной из станций на линии оптического телеграфа.
Своеобразие многоярусной башни Джакомо Феррари состояло в том, что башня возвышалась не над самим зданием, а сбоку, на углу квартала. Благодаря постановке на красной линии башня стала самым активным вертикальным акцентом в перспективе средней части проспекта. Сооружение имеет необычную пятигранную форму. Каждый ярус обработан на углах пилястрами. Мотив движения ввысь подчеркнут увеличением высоты верхнего яруса, на котором установлены часы. Оригинальна открытая гранитная лестница с расходящимися маршами. Дополнительный деревянный ярус и ажурная металлическая конструкция для подъёма сигнальных шаров, сооружённые в 1830-х—1840-х годах, несколько исказили первоначальный монументальный облик сооружения, но внесли своеобразный штрих в историческую панораму проспекта.
Слайд 28Дом министра имуществ
Архитектор Н.Е. Ефимов
По проекту Н. Е. Ефимова в 1844—1853
годах построены здания Министерства государственных имуществ (Исаакиевская площадь, 4 и 13; закончены после смерти архитектора), ныне институт растениеводства. Арочные окна и стрельчатые наличники богато декорированы в стиле итальянского ренессанса XV—XVI веков. Ордерная система пилястр появляется на фасаде со второго этажа здания, первый этаж обозначен рустикой как якобы мощный цоколь.
Слайд 29Особняк Зубова. Российский Институт истории искусств
Исаакиевская пл., дом 5
Архитектор: Гаральд Боссе
1843-1845, К.К. Шульц 1870
Граф Зубов приобрел особняк, принадлежавший А.А. Закревскому, частично перестроил его, сохранив, ряд великолепных интерьеров, созданных Г. Боссе. Фасад в стиле флорентийского ренессанса
Слайд 30Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
Соляной пер. 13/15
Здание академии спроектировал
известный архитектор Максимилиан Месмахер, который стал первым директором существующей ныне академии. В 1876 году, благодаря барону Александру Штиглицу, в здании было основано Центральное училище технического рисования, именуемое с 1953 года художественно-промышленным училищем имени В.И. Мухиной, а после 1994 года — художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица.
Слайд 31Особняк фон Дервизов
Дворец великого князя Андрея Владимирович
Дворец бракосочетаний
Павел Григорьевич
фон Дервиз - дворянин, строитель железных дорог, владелец огромного состояния. Вместе с этим домом в 1883 году им на Английской набережной был приобретён и дом № 34. Для перестройки дома был приглашён архитектор Александр Фёдорович Красовский.
Слайд 32Дом фон Дервизов получил флорентийский фасад. Парадные помещения второго этажа зодчий
распланировал вокруг парадного двора. На Неву вышла самая эффектная анфилада из Золотой гостиной, Белого и Танцевального зала. Здесь же Красовским была создана Мавританская гостиная, библиотека в стиле английской готики. Среди жилых покоев на бельэтаже особо выделяется библиотека в стиле английской готики.
В 1903 году новым владельцем особняка стал сын великого князя Владимира Александровича Андрей. Князь Андрей Владимирович позже стал известен в том числе благодаря женитьбе на знаменитой балерине Матильде Кшесинской.
Слайд 33Парадная лестница особняка фон Дервизов освещается большим витражным окном, расположенным над
камином. Этот камин всегда имел только декоративное значение. Плафон Танцевального зала выполнен по эскизу А. В. Трескина в 1959 году. Ранее на его месте находилась работа художника Константина Егоровича Маковского. Библиотека в этом доме схожа с библиотекой в Зимнем дворце. Красовский работал над ними примерно в одно и тоже время.
Слайд 34Николаевский дворец
Конногвардейский бул., 23 Галерная ул., 24
Строительство по проекту Штакеншнейдера
вели архитекторы А. П. Брюллов, К. А. Тон и Р. А. Желязевич. Здание похоже на итальянские дворцы XVI века — дворец декорирован лепниной, скульптурными элементами, пилястрами и колоннадами, над парадным крыльцом — просторный балкон. Фасад окрашен в красно-коричневый цвет, а колонны и декоративная лепнина белого цвета.
Слайд 35Одним из крупнейших общественных зданий в стиле неоренессанса стал Мариинский театр.
Ордерная система начинается со второго и даже с третьего этажа. Реконструкция театра произошла в 1836 году под руководством Альберта Кавоса. С целью улучшения акустики купольное перекрытие театра переделывается в плоское
Мариинский театр
Адрес: Театральная площадь, дом 1
Архитектор А.К. Кавос 1859-1860
Слайд 36Увлечении неоренессансом точно подметил Ф. М. Достоевский: характеризуя «дворцы иных наших
дворянских фамилий, но гораздо позднейшего времени, на манер иных итальянских палаццо с претензией на столетия: слишком уж крепким и ободрительным казался установившийся тогдашний порядок вещей, и в появлении этих палаццо как бы выразилась вся вера в него: тоже века собирались прожить»
Особняк барона А. Л. Штиглица
Адрес: Английская наб. дом 68
Автор проекта архитектор А. И. Кракау придал особняку облик монументального палаццо в духе произведений позднего Возрождения
Слайд 37Доходный дом В. Ф. Краевского
Ул. Чехова, дом 3 Архитектор: Вилькен фон
М.М.
Домовладелец, доктор В. Ф. Краевский (1829-1901), выстроил по проекту М. И. фон Вилькена одно из самых причудливых по архитектуре зданий. (Владислав Францевич Краевский, будучи пропагандистом вегетарианства и тяжелой атлетики, в 1885 г. основал в своей квартире и возглавил первый в России кружок спорта и борьбы.)
Слайд 39Неоренессанс – это наиболее распространённая форма историзма XIX века, воспроизводившая формы
архитектуры времен Возрождения.
Отличительными чертами зданий стиля неоренессанс являются:
отчетливая симметричность;
рациональное членение фасадов;
прямоугольные планы сооружений с внутренними двориками;
использования пилястр и рустовок.
Слайд 40Источники информации
http://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/zdanie-gorodskoy-dumy-s-bashney
https://petersburg24.ru/place/dvorecz-velikogo-knyazya-vladimira-aleksandrovicha
https://www.fiesta.city/spb/places/dohodnyy-dom-vavelberga/
https://eclectica.ru/info/articles/eclectic_neo_renaissance_part_iii_continuation_of_the_publications_of_the_st_petersburg_architectura/
https://design.wikireading.ru/8625https://design.wikireading.ru/8625
http://theartshop.ru/news/art/neo_renaissance_arch_spb/http://theartshop.ru/news/art/neo_renaissance_arch_spb/
http://www.citywalls.ru/house1250.htmlhttp://www.citywalls.ru/house1250.html
https://eclectica.ru/info/articles/eclectic_neo_renaissance_part_iii_continuation_of_the_publications_of_the_st_petersburg_architectura/