Слайд 1Скульптор, архитектор, исполнитель осетинских народных песен. Автор множества скульптурных работ, серии
надгробных памятников, резчик по дереву, создатель множества единственных в своем роде предметов быта осетин.
Родился: 1865 г., с. Ход
Умер: 1953 г.
Сосланбек
Микаилович
Едзиев
Портрет Сосланбека Едзиева (1949).
Автор - Махарбек Турганов.
Слайд 2У каждого народа есть достойные представители, которыми по праву гордятся и
называют славой нации. И вовсе не обязательно, чтобы они представляли элиту и были образцово образованы. Талант имеет природную, а не социальную основу, поэтому нередко проявляется неожиданно, спонтанно, зачастую нарушая каноны, и, видимо, потому не всегда бывает по достоинству оценен, или даже воспринят окружающими. Обладателей природным даром, в чем бы он ни проявился – будь то наука, искусство, литература, изобретательство, военное дело или еще что-либо иное – называют самородками. Таковыми они на деле и являются, потрясая в теле однородной массы масштабом и блеском граней.
Слайд 3Трудно сказать, насколько был образован Сосланбек Едзиев, но очевидно, что он,
как натура творческая, был любопытен, стремился к знаниям, ко многому восприимчив. По крайней мере, он был хорошо знаком с фресками Нузальской церкви, росписями и иконами Алагирского собора, творчеством Коста Хетагурова и Махарбека Туганова. Воспитывался он на народных сказаниях, религиозных традициях. Отсюда в его творчестве одной из основных фигур является Уастырджы. По словам той же Е.Н. Студенецкой, в день знакомства с Едзиевым она видела у него книгу Вильгельма Вегнера «Эллада. Очерки и картины Древней Греции», 1900 года издания. Этот факт подтверждается также тем, что есть у него выполненный в дереве сюжет «Тесей и Минотавр», который иначе как взятым из указанной книги появиться не мог.
Дом ,где родился Сослан Едзиев
Слайд 4Сосланбек Едзиев – сын горца-осетина. Родился он в горном селе Ход
в 1865 году, отец его был каменщиком. Вокруг села было множество камней. Люди часто обращались к отцу с просьбой вырубить что-нибудь из камня.
Ребенком Сосланбек обучался в школе писать свое имя и фамилию, юношей уехал в Садон. Здесь он довольно долго работал каменщиком и штукатуром. В свободное от работы время выполнял заказы сельчан: надгробные стелы. Осетины, как правило, просили запечатлеть на надгробиях мужчин в боевых доспехах, а женщины в окружении бытовых вещей. Эту новую для себя работу Сосланбек и стал осваивать.
Слайд 5. Едзиев – автор множества скульптурных работ, серии надгробных памятников, резчик
по дереву, создатель множества оригинальных предметов быта. Значительная часть его наследия – это мемориальная пластика. Его обоснованно считают реформатором жанра: он был одним из первых художников, заменивших традиционный каменный обелиск (цырт) на надгробие. Надгробия Едзиева портретны. Его персонажи сугубо индивидуальны, наделены особой внутренней значимостью и цельностью. Статичность, внутренняя наполненность образа в творчестве Едзиева столь последовательны, что могут считаться особенностью его художественного мышления. Скульптура Едзиева – безусловно, уникальное явление.
Слайд 6К работе с камнем Сосланбека приобщил отец, который строил дома.
Но очень скоро сын пошел дальше – к навыкам родителя прибавился дар видения в природной форме образ, что создало своеобразный синтез архитектуры и скульптуры в виде склепов (заппадз ), погребений ( цырт). Больше всего работ сохранилось в селах Ход и Синдзикау, где жил мастер, но его памятники встречаются в Дигоре, Кора, Урсдоне , Ардоне.
Помимо этого известен как автор уникального проекта двухэтажного каменного дома и его строитель. Мог мастерски обтесывать камни, и танцевать, и играть на осетинской гармошке.
Слайд 7Свои самородки были и есть и у нашего народа. Среди них,
конечно же, многие поколения сказителей и интерпретаторов, донесших и сохранивших для человечества великий нартовский эпос… Истинным самородком был и Едзиев. Его называют художником-примитивистом, талантливым скульптором-самоучкой, искусство которого было близко народу. Но это во многом однобокая и поверхностная оценка данной личности. В этом легко убедиться, прочитав недавно увидевшее свет исследование «Сосланбек Едзиты», авторами которого являются супруги Кромвель Биазарти и Людмила Бязрова..
Они считают героя своей книги предтечей современной национальной скульптуры осетин во всех ее формах: мемориальной, станковой, монументальной, декоративной. Собственно, об этом говорит каждая страница красочного, увлекательного и содержательного издания.
Слайд 8Автор замечательных скульптурных работ, Едзиев всегда работал в фольклорных традициях. Он
знал и любил народное творчество, сохранял и развивал традиции, оберегал их чистоту. Мотивы народного творчества всегда оказывали большое воздействие на искусство Едзиева. В свою очередь, его работы стали неотъемлемой частью искусства народа.
Слайд 9Едзиев связывает свою деятельность творца с традициями народного искусства, с тем,
что оставили в наследство прошлые века, ибо своим здоровым крестьянским умом понимает, что ничто не возникает на пустом месте и без изучения прошлого создать ничего нельзя. В народном осетинском искусстве, в его необозримых просторах и бездонных глубинах и следует искать истоки творчества Сосланбека Едзиева.
Слайд 10“Самое главное для художника – быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить.
Быть прежде всего человеком и только потом – художником” (Роден).
В таком смысле и в такой последовательности Едзиев был и тем, и другим – и человеком, и художником. Его творчество – результат упоения жизнью, богатством и красотой ее оттенков, результат могучей, всепобеждающей силы человека-труженика.
Слайд 11. Одна из наиболее поэтичных - история создания мастером рельефа Уастырджи
(Св. Георгий). Только такому человеку могла быть доверена задача высечь рельеф на священном камне, у которого, по преданию, отдыхал сам Уастырджи. «Получив задание вырубить в камне Уастырджи, художник долго не мог найти решение будущей композиции. Каждый день немолодой уже мастер взбирался на склон горы и здесь, в полном уединении, обдумывал предстоящую работу... Художник извелся муками и сомнениями, и когда руки его уже готовы были опуститься, увидел во сне Уастырджи, который и указал путь решения". ( Дзантиев А.А) Традиционное общество как бы наделяет мастера функцией посредника между миром реальным и трансцендентным.
Слайд 12Скульптура же Едзиева рождалась постепенно, из поступательного движения, от невысокого раскрашенного
рельефа к трехмерной объемной форме. Резец мастера последовательно проявлял форму, извлекая ее из каменной глыбы. Его скульптура еще как бы ни утратила генетической связи с каменной породой, в ней есть сила и плотность ее материи. Подобная "непреодоленность" материала, использование его природных свойств в раскрытии образа - есть отражение пантеистических представлений осетин. Их Традиционной этнической религии присуща идея святости, одушевленности природы. Бог - природа - человек - есть единство, определяющее целостность осетинского мироощущения.
Слайд 13Едзиев был, говоря словами, начертанными на его надгробии, "рабочим-каменщиком, строителем домов,
народным скульптором, архитектором, прекрасным гармонистом и танцором". Т.е. не художником в современном смысле этого понятия, а мастером-творцом, умельцем, к которому применима не современная форма языка "художник" - ныфганаг (осет.), а - дасны (осет.), которая предполагает не только умение и мастерство, но еще и знахарство, волшебство.
Слайд 16Не случайно значительная часть наследия С.Едзиева — это мемориальная пластика. Его
обоснованно считают реформатором жанра. Едзиев был одним из первых художников, заменивших традиционный каменный обелиск — сырт — на, условно говоря, портретное надгробие. Надгробия Едзиева портретны. Его персонажи — это конкретные люди, явленные нам в особенностях своих психологических характеристик. Они индивидуальны, характерны, но вместе с тем их образы наделены особой внутренней значимостью и цельностью, они принципиально статичны. Статичность, внутренняя наполненность образа в творчестве Едзиева столь последовательны, что могут считаться особенностью его художественного мышления.
Слайд 18 Самодеятельный художник создававший фантастические, воздушные и одновременно земные образы.
Для него не существовало канонов, если Едзиев видел, значит, его произведения имели право на существование.
Слайд 19Автора замечательных скульптурных работ и целой серии надгробных памятников Сосланбека Едзиева
трудно назвать скульптором; создателя единственных в своем роде деревянных палок и национальных чаш, его трудно назвать резчиком по дереву; автора уникального проекта двухэтажного каменного дома и его строителя, его трудно назвать архитектором; трудно, как трудно назвать его мастером-каменщиком, музыкантом-исполнителем, танцовщиком, хотя одинаково мастерски он мог и обтесывать камни, и танцевать, и играть на осетинской гармонике. Правильнее будет отметить безграничную влюбленность в жизнь этого невысокого, крепкого человека с жилистыми руками и с лицом усталым, но сосредоточенным и твердым.
Сосланбек Едзиев
Слайд 20В своих работах – будь то палки, чаши, надгробия – Едзиев
всегда близок к народу, к его творчеству. Он не только знал и любил, но и изучал народное творчество, сохранял и развивал его традиции, оберегал их чистоту. Мотивы народного искусства всегда оказывали большое воздействие на творчество Едзиева, и, в свою очередь, его творчество стало нерасторжимой частью искусства народа.
Слайд 21В последние годы жизни Сосланбек Едзиев больше занимался резьбой по дереву
– вырезал трости, чаши, кубки. Разнообразные по форме и сюжетам трости мастера носят ярко выраженный декоративный характер. Это своеобразная скульптура, особый чрезвычайно редкий жанр пластики. В резных палках художник никогда не ограничивался передачей чисто орнаментального рисунка. Здесь неизменно присутствует какой-нибудь сюжет, фигуры людей, животных, резная надпись, часто в завуалированной форме раскрывающая суть изображенной сцены.
Слайд 22Автор замечательных скульптурных работ, Едзиев всегда работал в традициях народного искусства.
В своих работах — будь то палки, чаши, надгробия — Едзиев всегда близок к народу, к его творчеству. Он не только знал и любил, но и изучал народное творчество, сохранял и развивал его традиции, оберегал их чистоту. Мотивы народного искусства всегда оказывали большое воздействие на творчество Едзиева, и, в свою очередь, его творчество стало нерасторжимой частью искусства народа.
В связи с пятидесятилетием творческой деятельности Сосланбеку Едзиеву присвоили звание заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинского АССР.
Автор - Сосланбек Едзиев.
Слайд 24Разнообразные по форме и сюжетам трости мастера носят ярко выраженный декоративный
характер. Это своеобразная скульптура, особый чрезвычайно редкий жанр пластики. В резных палках художник никогда не ограничивался передачей чисто орнаментального рисунка. Здесь неизменно присутствует какой-нибудь сюжет, фигуры людей, животных, резная надпись, часто в завуалированной форме раскрывающая суть изображенной сцены.
Слайд 27В последние годы жизни Сосланбек Едзиев больше занимался резьбой по дереву
– вырезал трости, чаши, кубки. Разнообразные по форме и сюжетам трости мастера носят ярко выраженный декоративный характер. Это своеобразная скульптура, особый чрезвычайно редкий жанр пластики. В резных палках художник никогда не ограничивался передачей чисто орнаментального рисунка. Здесь неизменно присутствует какой-нибудь сюжет, фигуры людей, животных, резная надпись, часто в завуалированной форме раскрывающая суть изображенной сцены.
Слайд 28Творчество Сосланбека Едзиева повлияло и на современных осетинских художников. Даже такие
известные и самобытные из них как Хсар Гассиев и Юрий Абисалов «имеют в уме» старого самобытного мастера.
Хсар Гассиев
Юрий Абисалов
Слайд 35Презентацию подготовила
учитель ИЗО , МХК
МБОУ СОШ
№ 50
г. Владикавказ
Зокоева М.Р.