Слайд 1Духовно-нравственное воспитание учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства
Автор: Шаронова Нина
Николаевна,
учитель изобразительного искусства.
МБУ гимназии № 77.
Тольятти 2016
Слайд 2Проблема:
Одна из проблем бездуховности молодежи –
в недостатке образцов настоящего, высокого
искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Слайд 3Миссия:
Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного, в юную душу ребенка.
Научить видеть прекрасное, совершать добрые поступки.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Слайд 4Цель:
Развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, видеть прекрасное, чтобы
дети могли украшать свою жизнь. Достичь у учащихся умение организации самостоятельной деятельности.
Слайд 5Задачи и мероприятия:
Научить детей понимать и видеть прекрасное.
Развивать способность чувствовать, правильно
оценивать красоту в окружающей действительности.
Участие в выставках,посещение музеев и театра имеет воспитательную направленность.
Слайд 6Ожидаемый результат
и критерии:
Основным критерием эффективности сформированности нравственного, эстетического потенциала учащегося
является:
Нравственная направленность личности.
Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
Развитость чувства прекрасного.
Слайд 7
Для диагностики уровня нравственной направленности личности обучающихся был проведен тест. Результаты
диагностики приведены в таблице:
Слайд 8Ход работы:
Произведения изобразительного,декоративно-прикладного искусства — это светлое окошко, через которое
человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Слайд 9Знакомство с декоративно-прикладным искусством:
Знакомя учащихся с ДПИ , я им расскажу
и покажу,что декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд.
Слайд 10Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции.
Слайд 11Знакомство с архитектурными достопримечательностями прошлого:
Рассказывая учащимся о “семи Чудесах света”я хочу
проявить интерес к архитектурным произведения прошлого, несущие большую ценность в настоящее время,развить кругозор и создать условия для воспитания нравственной культуры учащихся .
Слайд 13Знакомство с великими художниками мира и их произведениями:
На своих уроках, благодаря
новым технологиям,у меня есть возможность показать детям красоту работ русских и зарубежных художников разных эпох, в том числе и картины на библейские и евангельские сюжеты.
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства
Слайд 14
Проблема духовно-нравственного воспитания становится особенно актуальной на данном этапе развития человечества,
в век компьютеризации и прагматизма.
К сожалению, наши дети растут в мире, где божественное отступило перед земным, духовное перед практическим, и человек стал думать
о “презренной пользе” гораздо больше, чем о формировании и сохранении духовно-нравственных ценностей. В современном обществе все чаще наблюдается недооценка интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества.
«Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, изображающая всеобъемлющую материнскую любовь и заботу о будущем ребенка;
Слайд 15«Христос и грешница» Василия Поленова и «Возвращение блудного сына» Рембрандта,
говорящие
о прощении раскаивающегося грешника;
Слайд 16«Медный змей» Федора Бруни, повествующий о спасении людей Богом, многие, многие
другие не менее известные работы не менее известных авторов. Таким образом дети прикасаются к истории христианства, к высокому искусству живописи, где наглядно видят всепрощающую любовь, смирение, торжество добра и милосердия
Слайд 17
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается
в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка.
Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким.
Слайд 18Вывод:
Вместе с детьми мы делаем вывод: картины художников написаны более века
назад, но остаются популярными до сир пор именно потому, что на них изображена жизнь обыкновенных людей. Произведения декоративно-прикладного искусства не будут забыты в век высоких технологий. Зная,что изделия сделанные вручную,ценнее,нежели то,что сделал компьютер.
Из этого всего, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, духовные,нравственные человеческие качества.