Слайд 1Дополнительная образовательная программа
ИЗО студии «Карандашик»
(срок реализации программы 5 лет)
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр им.Баневура г.Владивостока»
Педагог дополнительного
образования
Глущенко
Ирина Михайловна
Слайд 2Пояснительная записка
В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству
в любом его виде. В задачу студии не входит предпрофессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение.
Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Слайд 3.
1.Актуальность программы.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх
и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно поэтому в программу кружка по изодеятельности включен метод арт-терапии, способствующий успешной адаптации детей школьного возраста в условиях временного коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.
Слайд 42.Цели и задачи программы.
Цель:
Гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие
его художественно-творческих умений; нравственное становление.
Слайд 5задачи :
1. Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого
творческой деятельности:
формирование представления о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.
2. Углубленное постижение законов (их специфики), по которым строится произведение искусства:
Совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
3. Реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале
по законам искусства (его жанра)
4. Расширение кругозора ребенка, обогащение его творческого опыта
через познание, выработка умения выразительно выполнять рисунки.
5.Умение концентрировать внимание, развитие зрительной
памяти, способность анализировать, сравнивать, обобщать и
передавать наиболее типичные черты.
Слайд 63. Направленность программы
Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной
педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Программа студии комплексная, позволяет строить учебный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов учащихся и учить их в соответствии с этими особенностями.
Содержание и методы обучения подбираются с учетом уровня умственного развития детей.
В процессе овладения программным материалом допускается его коррекция в зависимости от возможностей каждого учащегося, его способностей и запросов. Учащимся предоставляется возможность удовлетворять свои интересы, творческие способности и сочетать различные направления и формы занятий.
Слайд 74. Сроки, этапы реализации,
возраст детей.
Программа рассчитана на 5 лет. При
реализации программы предполагается деление обучаемых на пять возрастных групп. Распределение по группам учитывает возрастные особенности детей и связанные с этим творческие предпочтения и возможности более адекватного самовыражения в области изобразительной деятельности.
Программа рассчитана на детей от 6 до 18 лет. По заявлению родителей проводятся занятия с одаренными детьми от 4 лет.
Слайд 85. Режим, формы занятий.
Организация занятий на первом и втором году обучения
(для детей младшего школьного возраста) построена следующим образом:
Рисунок-1 раз в неделю по 1 занятию,
Живопись -1 раз в неделю по 1 занятию
Композиция- 1 раз в неделю по 1 занятию.
Организация занятий на третьем , четвертом и пятом году обучения
(для детей среднего и старшего школьного возраста)
Рисунок-1 раз в неделю по 2 занятия,
Живопись -1 раз в неделю по 2 занятия
Композиция- 1 раз в неделю по 2 занятия.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Слайд 9
6. Практические задачи.
Научить детей самостоятельному творчеству, выражению своего отношения к миру
на бумаге и в материале.
Познакомить детей с различными средствами художественной выразительности произведения искусства.
В процессе практических и теоретических занятий используется зрительный ряд, который содержит: презентации педагога, репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии произведений декоративно-прикладного и народного искусства, произведений дизайна, памятников архитектуры, художественные фотографии явлений и деталей природы, художественные рисунки и иллюстрации, методические рисунки, детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Слайд 107. Используемые педагогические технологии
1 Игровые ( игровая физминутка, смена деятельности
и т.д.)
2. Проблемно-поисковые
3. Педагогика содружества
4. Коллективно-творческая деятельность.
5. Информационно-коммуникативные технологии
6. Технологии ТРИС (теория, решение изобретательских задач)
7. Проектная деятельность
Слайд 118. Формы и методы.
1.Беседы.
2.Тренинги.
3. Игры.
4.Практические занятия.
5.Индивидуальная работа.
6. Групповая работа.
7.Коллективная работа.
8. Пленер.
9.Экскурсии.
Слайд 129.Ожидаемые результаты.
По итогам пяти лет обучения дети должны знать и применять
на практике законы композиции; знать виды и жанры изобразительного искусства; владеть различными техниками изобразительного искусства и иметь представления о работе различными материалами; научиться изображать человека в графике, живописи, скульптуре; грамотно работать с натурой: анализировать, сравнивать, обобщать и передавать наиболее типичные черты; научиться анализировать произведения изобразительного искусства и высказывать оценочные суждения о них; научиться проектной деятельности и работе в коллективе.
Слайд 14Содержание программы.
Вводное занятие.
Связь деятельности человека с искусством в процессе ежедневной жизни.
Техника
безопасности на уроках.
Слайд 151.Рисунок. – основа изобразительного творчества.
Данный курс делится на 5 направлений
* Рисование различными материалами,
* Наброски с натуры,
* Рисование с натуры,
* Рисование по памяти,
* Рисование по представлению.
1.Рисование различными материалами , относящимися к графике: простой карандаш, восковые мелки, цветные карандаши, пастель, уголь, сангина, соус.
2.Рисование с натуры- рисование постановок , с передачей пропорций и светотени (знакомство с понятиями : линия, и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция , как ритм пятен)
3. Наброски с натуры- короткие зарисовки растений, животных, людей.
4.Рисование по памяти- рисунки различными графическими материалами сценок бытового жанра.
5. Рисование по представлению- рисунок различными графическими материалами выдуманных сюжетов.
Слайд 162.Живопись. Данный курс делится на четыре направления:
*Основы цветоведения..
*Живопись с натуры,
*Живопись
по памяти,
*Живопись по представлению.
1.Основы цветоведения.- цветовой круг, теплые и холодные цвета, цвет в произведениях живописи.
2..Живопись с натуры- пейзажи и натюрморты, выполненные акварелью или гуашью.
3..Живопись по памяти- пейзажи-воспоминания, ощущения.
4..Живопись по представлению- фантазийные изображения, с показом вариативных возможностей цвета.
Слайд 173.Композиция. Данный курс делится на два направления:
*Станковая композиция.
*Декоративная композиция.
1.Станковая композиция- рисование
тематических картин , правила линейной и воздушной перспективы..
2.Декоративная композиция- организация пространства цветовыми пятнами.
Слайд 184.Дизайн- небольшой курс основ дизайна (линии, пятна, фактура ) направлен на
участие в краевом конкурсе «Юный дизайнер»
5.Декоративно-прикладное искусство. Ознакомительный курс с народными промыслами России (Гжель, Хохлома, Городец, Дымка, Жостово, Филимоновская свистулька, Полхов-Майдан)
Слайд 196.Беседы об изобразительном искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с
музеями мира.
7.Посещение картинной галереи, музеев, выставок рисунков. Экскурсии на выставки и обсуждение впечатлений.
8.Обобщающий урок года- подведение итогов с выставкой работ учащихся.
9. Выезд (или выход) на пленер.
Слайд 20Работа с родителями.
Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей,
служит эмоциональной и духовной близости.
Формы работы:
1. Проведение родительских собраний – 2 раза в год.
2. Укрепление материальной базы учреждения приобретение красок, пособий, проведение мероприятий, мастер-классов для родителей.
3. Организация совместных экскурсий, поездок.
Слайд 21Методические рекомендации к организации работы по программе
Значимым моментом при работе с
детским коллективом является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует подготовка и проведение праздников, совместное оформление выставок, декораций для спектаклей, сцены к праздникам, выезд на экскурсии и пленэры. Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога, создавать- комфортный климат.
Чтобы стимулировать и поддерживать интерес у детей младшего школьного возраста, каждое занятие содержит игровые формы.
Процесс обучения в старшей группе изостудии строится на основе органичного сочетания духовно-творческого и собственно художественного развития. Погружаясь в атмосферу искусства, подросток испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапу, реализуя свой художественный замысел, находящийся на стыке с искусством театра, дизайном и искусством художника, занимающегося книжной и промышленной графикой, подросток заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника; а занимаясь проектной деятельностью, подросток учится работать в группах, в коллективе.
Слайд 22Конечный результат.
Учащиеся Изо студии «Карандашик» создают индивидуальные работы в области живописи,
графики, скульптуры, прикладного искусства.
Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма, элементов оформления, разрабатывают эскизы пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создают афиши спектаклей, росписи декораций , создают проекты, претворяют их идеи в жизнь
владеют терминами изобразительного искусства,
знают виды и жанры изобразительного искусства,
знакомы с художественным наследием России, музеями Владивостока, России и Мира.