Презентация, доклад на тему ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА. Гжель, Хохлома. 1 часть

Содержание

Народное декоративно-прикладное искусствоНародное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычно разнообразно по своим –национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой

Слайд 1ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Гжель
Хохлома

1 часть

Презентацию подготовила Джасте Саида Юрьевна
Преподаватель ИЗО
МБУ

ДО ДШИ а. Тахтамукай
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДАГжельХохлома1 часть Презентацию подготовила  Джасте Саида ЮрьевнаПреподаватель ИЗОМБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Слайд 2Народное декоративно-прикладное искусство
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

Оно едино в своей художественной структуре и необычно разнообразно по своим –национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения ДПИ. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта.
Умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и др. материалов.
Народное декоративно-прикладное искусствоНародное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре

Слайд 3Народные промыслы
Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет

делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат.
Но народный мастер не одинок в своем творчестве. Производством художественных изделий занимаются целые коллективы. По существу коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства от старшего поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.
Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера центов народного искусства. так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры мастера в 1903 организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев и не угасло искусство промысла.
Начавшаяся в 1941 ВОВ прервала нормальный процесс деятельности народных художественных промыслов. Центры народного искусства теряли кадры мастеров и художников, ушедших на фронт. Но уже в 1943, после ряда успешных операций , обозначивших перелом в ходе войны и позволивших освободить ряд временно оккупированных врагом территорий, началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.
Народные промыслыМногие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в

Слайд 4Географические центры народных промыслов на Руси
Однако процесс восстановления после окончания войны

проходил длительно и был трудным для страны. К началу 1960-х гг. восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Сегодня творчество художественного промысла ценится так же высоко, как работа любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижение этих высот, успешное творческое соревнование возможны лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства.
На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов. Это Хохлома, Жостово, Городец, Полховский Майдан, Гжель, Палех и др.
Географические центры народных промыслов на РусиОднако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для

Слайд 5Гжель
Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Гжель – самый

крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С 17 в. промысел был официально признан.
ГжельГончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Слайд 6Гжельская роспись – это изображение цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений на

белой керамике.

Гжель

Гжельская роспись – это изображение цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений на белой керамике. Гжель

Слайд 7Узоры, выполненные кистью то голубоватым, то насыщенным синим цветом с переливами,

придают сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Гжель

Узоры, выполненные кистью то голубоватым, то насыщенным синим цветом с переливами, придают сказочный вид кувшинам, вазам, подносам,

Слайд 8Гжель в начале 20 в. переживала сложный период существования, но в

1920-е гг. она начинает снова возрождаться. Развитие искусства гжельского промысла в последующие десятилетия идет очень целенаправленно.

Гжель

Гжель в начале 20 в. переживала сложный период существования, но в 1920-е гг. она начинает снова возрождаться.

Слайд 9К началу 80-х гг. фарфор Гжели получает признание у нас и

за рубежом.

Гжель

К началу 80-х гг. фарфор Гжели получает признание у нас и за рубежом. Гжель

Слайд 10Мотивы гжель в сегодняшней моде – даже в Голливуде и на

подиумах!

Гжель

Мотивы гжель в сегодняшней моде – даже в Голливуде и на подиумах!Гжель

Слайд 11Гжель
Алессандра Амбросио
Эвелина Блёданс

ГжельАлессандра АмбросиоЭвелина Блёданс

Слайд 12Гжель
Леди Гага
Джулия Робертс

ГжельЛеди ГагаДжулия Робертс

Слайд 13Гжель
Мотивы Гжели используются при оформлении одежды, обуви

ГжельМотивы Гжели используются при оформлении одежды, обуви

Слайд 14и даже ногтей
Гжель

и даже ногтейГжель

Слайд 15Мотивы Гжели используются при оформлении мебели, аксессуаров
Гжель

Мотивы Гжели используются при оформлении мебели, аксессуаровГжель

Слайд 16предметов быта,
Гжель

предметов быта,Гжель

Слайд 17транспорта.
Гжель

транспорта.Гжель

Слайд 18компьютерной техники
Гжель

компьютерной техникиГжель

Слайд 19Мотивами Гжели оформляют спортивное снаряжение и необычные сувениры.
Гжель

Мотивами Гжели оформляют спортивное снаряжение и необычные сувениры.Гжель

Слайд 20Мотивы гжели используют и в оформлении интерьера.
Гжель

Мотивы гжели используют и в оформлении интерьера.Гжель

Слайд 21Хохлома
Хохлома – роспись по дереву. Этот художественный промысел расположен в Нижегородской

области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек. Этот промысел ныне широко известен в нашей стране и за рубежом. Эти изделия отличает техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, после специальной обработки расписывают растительным орнаментом, а затем покрывают лаком и закрепляют в специальной печи. Для изделий Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.
ХохломаХохлома – роспись по дереву. Этот художественный промысел расположен в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия

Слайд 22Хохлома
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время

складывается два типа письма: 

Солонка с «верховой росписью»

«Верховая роспись» –красным и черным цветом на золотистом фоне.

верховое и фоновое.

ХохломаНаивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: Солонка с «верховой

Слайд 23Хохлома «верховая роспись»
При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной

краской на золотой или серебряный фон изделия.     Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик».
«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.

Набор посуды с «верховой» травной росписью

Хохлома «верховая роспись»При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон

Слайд 24Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы,

называют «под листок» или «под ягодку».

Хохлома «верховая роспись»

Роспись по «фону»
под «листок» и «ягодку»

Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее - вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. 

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку».Хохлома «верховая роспись»Роспись

Слайд 25Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним,

то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

Хохлома «верховая роспись»

Блюдо с «верховой» росписью с орнаментом  «пряник»

Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми

Слайд 26роспись — «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или

ромб, а в середине прямоугольника - «большой рыжик» - солнце. 

Хохлома «верховая роспись»

Традиционный узор «Пряник» или «Рыжик».

роспись — «пряник» или «рыжик». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине прямоугольника -

Слайд 27Хохлома «фоновая роспись»
При «фоновой» росписи «под фон» – золотистый рисунок на цветном

фоне – черном или красном.
 В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись«кудрину». Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб.

Чаша с «фоновой » росписью

Роспись по  «фону»

Хохлома «фоновая роспись»При «фоновой» росписи «под фон» – золотистый рисунок на цветном фоне – черном или красном. В «фоновом» письме выделяют

Слайд 28Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится

с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне.

Хохлома «фоновая роспись»

Роспись по «фону» - «кудрина»

Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.
Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет.

Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой

Слайд 29Современная Хохлома
Мотивы Хохломы используются как и мотивы Гжели используются в оформлении

посуды,
Современная ХохломаМотивы Хохломы используются как и мотивы Гжели используются в оформлении посуды,

Слайд 30Современная Хохлома
сервизов, самоваров, пластиковой посуды

Современная Хохломасервизов, самоваров, пластиковой посуды

Слайд 31Современная Хохлома
одежды, обуви и головных уборов

Современная Хохломаодежды, обуви и головных уборов

Слайд 32Современная Хохлома
Использование мотивов хохломы в бодиарте и в росписи ногтей

Современная ХохломаИспользование мотивов хохломы в бодиарте и в росписи ногтей

Слайд 33Современная Хохлома
Тюнинг транспорта,

Современная ХохломаТюнинг транспорта,

Слайд 34Современная Хохлома
самолетов

Современная Хохломасамолетов

Слайд 35Хохлома в наши дни
Оформление компьютерной техники

Хохлома в наши дниОформление компьютерной техники

Слайд 36Хохлома в наши дни
Обои для рабочего стола

Хохлома в наши дниОбои для рабочего стола

Слайд 37Хохлома в наши дни
Оформление бытовой техники и др.

Хохлома в наши дниОформление бытовой техники и др.

Слайд 38Хохлома в интерьере
Банкетный зал ресторана

Хохлома в интерьереБанкетный зал ресторана

Слайд 39Хохлома в интерьере

Хохлома в интерьере

Слайд 40Хохлома в интерьере

Хохлома в интерьере

Слайд 41Забавные сувениры с хохломской росписью
Шкатулка «Ящерица»

Забавные сувениры с хохломской росписьюШкатулка «Ящерица»

Слайд 42Источники:
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб.

заведений. – М.: Высш. шк., 1992;
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.–М.: Изобраз. искусство,1983;
Жегалова С.К. Росписи Хохломы: Рассказ. – М.: Дет. Лит., 1991. – 48 с.: фотоил.;
Яркие узоры: Альбом для раскрашивания. Для дошкольного возраста/худ. О. Гончаренко. – М.: Малыш, 1990;
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1–2 кл.–М.: Дрофа, 1995.
http://gzhel.ru
https://www.livemaster.ru/topic/1485441-gzhelskie-motivy-v-sovremennom-interere
http://lifeglobe.net/entry/6412
https://mir.afisha.ru/sights/zakusochnaya-blinit
https://cyprusbutterfly.com.cy/blogs/samolet-v-hohlome-ot-aeroflota
http://ladynumber1.com/beauty/foto-dizajna-chernyx-nogtej.html
Источники:Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть