Слайд 2Рафаэль Совет Богов (фрагмент)
Юпитер и Юнона беседуют с Венерой и ее
сыном Купидоном.
Слайд 3Юпитер и Фетида
Жан-Огюст-
Доминик Энгр
Слайд 4Андреа Мантенья Парнас
(фрагмент)
Меркурий
изображен в своих крылатых сандалиях
вместе с Пегасом.
Слайд 5Атлетически сложенный МЕРКУРИИ, сын Юпитера
и Майи, был посланцем богов.
Он выступал
посредником между богами и их советчиком, был покровителем путников и проводником душ в мире мертвых.
Обычно его изображают в золотых сандалиях
с крылышками (для быстроты передвижения),
иногда в крылатой шапочке с низкой тульей и небольшими полями.
Он был также богом сна и сновидений
и носил жезл, которым мог наложить заклятие
на наши глаза либо пробудить от самого глубокого
сна. Этот жезл, или кадуцей, обвитый змеями,
тоже был снабжен крылышками.
Меркурию доверили воспитание Купидона.
Слайд 6Фрагмент
картины Прометей,
несущий
огонь
работы Косье,
титан смотрит
на Юпитера
и
крадет у него огонь,
чтобы подарить
его людям.
Слайд 7Титан ПРОМЕТЕЙ («предвидящий») сотворил первого человека из глины по образу и
подобию богов, чем рассердил Юпитера, — этот сюжет положен в основу двух картин Пьеро ди Козимо (1490-е гг.). Разгневанный Юпитер лишил людей огня, но Прометей принес с неба на землю искру с солнечной колесницы.
В наказание за этот дерзкий поступок Юпитер приковал Прометея к скале в горах Кавказа, и ежедневно к нему прилетал орел и клевал его печень.
И каждую ночь она восстанавливалась, пока через много лет Геркулес (Геракл) не освободил Титана. Каждая эпоха давала свое символическое толкование фигуре Прометея, приспосабливая миф к собственным целям.
Муки Прометея — излюбленная тема в живописи, особенно в XVII в.
Слайд 8Орацио Джентилески
Диана-охотница
Богиня изображена
в естественной позе.
Слайд 9ДИАНА (Артемида), сестра-близнец Аполлона, была богиней охоты и защитницей целомудрия. Она
часто изображалась в виде атлетически сложенной девы, одетой в короткую тунику, иногда с луком и стрелами и в сопровождении охотничьих псов и оленей.
Порой ее отождествляют с богиней луны — Луной, атрибутом которой был полумесяц. Диана часто окружена нимфами, среди которых иногда был медведь, потому что Юнона превратила ее спутницу нимфу Каллисто в медведицу. Как богиня целомудрия она изображалась с Венерой или Купидоном, которые были воплощением чувственной любви. Стрелы Купидона богиня обычно отражала своим щитом.
Слайд 10Аглая, Евфросинья и Талия - три грации
- олицетворяют красоту и очарование
и являются
в живописи частыми спутницами Венеры, богини
любви, заимствуя ее атрибуты.
ТРИ ГРАЦИИ
Слайд 11Лукас Кранах
Венера
и Купидон (фрагмент)
Купидон
показывает распухшую левую щеку.
Слайд 13Гнев Юпитера распространился и на людей, и он
попросил своего сына Вулкана
слепить из глины женщину но имени ПАНДОРА. Она ожила, и боги наделили ее дарами:
Венера подарила ей красоту и умение нравиться,
Грации одарили ее очарованием, Аполлон научил петь,
Меркурий обучил красноречию, а Минерва подарила ей дорогие украшения.
Подарком Юпитера был ящик, который он велел Пандоре, не открывая, отдать мужу Эпиметию, брату Прометея. Но, сгорая от любопытства, Пандора все же открыла ящик — из него вылетели все людские пороки и несчастья, болезни и бедствия, которые с тех пор и преследуют человеческий род. Только Надежда, утешительница печали, осталась на дне ящика, так как Пандора захлопнула крышку. Это предание стало аналогом искушения Евы и грехопадения людей.
На картине Ева - Первая Пандора Жан Кузен изобразил ее с яблоком и урной, полной неприятностей. Пандору изображали и в XIX в.: Россетти рисовал ее несколько раз
в виде встревоженной красавицы, держащей свой ларец, из которого зло выходит в виде пара.
Слайд 14Энгр
Эдип и Сфинкс
(фрагмент);
поза героя свидетельствует
о его любопытстве - он
опустил
свое оружие.
Слайд 15Перуцци Нимфа Каллисто (фрагмент)
Каллисто изображена несущейся по небу в колеснице, куда
ее поместил
Юпитер после того, как ее собственный сын чуть не убил ее,
когда она была в образе медведицы.