Слайд 1АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО
XX ВЕКА
Новое искусство – авангардизм. Анри Матисс. Панно «Танец»
и «Музыка». Переход от изобразительности к абстракции. К. Шмидт-Ротлуфф и Ф. Марк. Футуризм. Дух индустриальной жизни. Дж. Северини, У. Боччони, К. Карра.
Кубизм П Пикассо. «Герника».
Дадаизм - иррационалистическая тенденция в искусстве.
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Учебно-методический комплекс
Преподаватель: Провизен М.Я.
Специальность: Дизайн (по отраслям)
ОД 02.03 История искусства
1курс 2семестр Занятие № 20
2017
Слайд 2авангардизм
авангардизм (от фр. avant - передовой и gard - отряд),
Термином
обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров XX в., отказавшихся от прежней изобразительной формы, порвавших с понятием стиля как целостности формы, пространства, плоскости, цвета
провозгласивших свободу выражения
основой своего творческого метода.
Слайд 3Особенности авангардного искусства:
возникли формы, отсутствующие в природе и присущие только искусству;
изобразительное
искусство отошло от «копирования натуры»;
акцент делался на создание формы, отражающей духовную сторону природы, невидимую, а следовательно, и неизобразимую.
Слайд 4Художественные направления авангардного искусства
Слайд 5Основные направления авангардного искусства:
фовизм,
экспрессионизм,
абстрактивизм,
футуризм,
супрематизм
кубизм,
сюрреализм,
Слайд 6Фовизм
Фовизм (от фр, les fauves - дикие)
основывался на необычной яркости цвета
и нарочитой огрубленности формы
Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов
Слайд 7Анри Матисс
(1869-1954),
А.Матисс. Фрукты и бронза
Слайд 10АНРИ МАТИСС. Марокканский триптих. Вид из окна.
цвет не зависел от изображаемого
объекта, свет передавался посредством ярких и чистых красок, а трехмерное пространство уступало место ритмической организации плоскости
Слайд 11С помощью четкого простого рисунка и мажорной красочной гаммы в монументальном
панно «Танец» переданы ритм танца.
Изобразительное воплощение души танца
А. Матисс. Панно «Танец»
Слайд 12Матисс. Панно «Музыка»
пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три
стихии — огонь, землю и воздух.
Слайд 13А.Матисс.
Красные рыбы
Матисс использует несколько точек зрения на предметы
Слайд 14Матисс вырезал из цветной бумаги фигуры и накладывать их на пустые
холсты, а ассистентка их приклеивала. Постепенно коллажи из забавы превратились в творчество. Матисса завораживали чистые яркие оттенки цветной бумаги. Он создал целый альбом коллажей под названием «Джаз», изданный в 1947 году.
Лидия
Слайд 15Экспрессионизм
экспрессионизм (от лат. expressio - выражение)
отображали в картинах не действительность, а
свои внутренние ощущения
использовали подчеркнуто примитивные грубые формы, добиваясь острых ритмов за счет нарочитой деформации тел, повторов, абстрактных линий и плоскостей
Слайд 16Экспрессионизм
Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976)
Слайд 17Карл Шмидт-Ротлуфф. Пейзаж с лодкой
Слайд 20Экспрессионизм
Франц Марк
(1880-1916),
http://elena-v-kuzmina.blogspot.ru/2014/09/franz-marc-1880-1916.html
представляя животных гораздо одухотвореннее и прекраснее людей, писал их
в синем цвете, символизирующем духовную чистоту и мир идеального.
Ф.Марк. Башня синих лошадей.
Слайд 23Ф. Марк. Синяя лошадь.
Ф.Марк. Тигр
Слайд 24абстрактный экспрессионизм
абстрактивизм (от. лат. abstractio - отвлечение);
понимался как высшая форма
искусства, «очистившегося» от изобразительности и создававшего беспредметные цветовые и ритмические композиции, которые рождали свободные ассоциации;
абстрактивизм отражал отчуждение художника от действительности.
Слайд 25абстрактный экспрессионизм
Пауль Клее (1879-1940).
Пауль Клее: На Парнасе, 1932
Слайд 26абстрактный экспрессионизм
Пауль Клее. Сад храмов
Слайд 27Клее уподоблял картину камерному музыкальному произведению
желтый цвет соответствовал «высоким нотам», возвышающим
душу,
красный создавал ощущение тревоги и давал «звучание» громкого барабанного боя,
зеленый обладал уравновешивающим действием и соответствовал певучим звукам скрипки
Слайд 28Пауль Клее.
Сад роз, 1920
Клее работал в сложных техниках и использовал широкий
набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты
Слайд 29Василий Кандинский (1866-1944),
https://www.youtube.com/watch?v=3_E_hdKIpkA
Слайд 30Практическая работа ( в тетради)
Составить кратко (50 слов) характеристику
абстрактного искусства В.Кандинского
(по материалам видео- фрагмента «В.Кандинский. Композиция №7)
Слайд 31супрематизм
конструктивный геометризм, или супрематизм (от лат. supremus - наивысший, последний),
изображавший простые геометрические фигуры в цвете
Казимир Малевич (1878-1935), открывший истинную реальность «в нуле форм»
Слайд 32http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/32766/episode_id/175393/мост над бездной (К. Малевич)
Супрематическая беспредметность обозначала окончательное освобождение от любого
образа
Слайд 33супрематизм
За основу бытия, «нуль форм» принимался статичный черный квадрат.
Путем
сдвигов, пересечений и делений он превращался в черный крест либо, вращаясь вокруг геометрического центра, трансформировался в динамичный черный круг.
Слайд 34супрематизм
На одном из этапов превращений возникал цвет, и многофигурные композиции
состояли из красочных геометрических элементов.
На последней стадии супрематизма «растворение форм в космических глубинах мироздания» привело к «белому на белом» - символу бесконечного и непостижимого.
Слайд 36Футуризм
Футуризм (от futurum - будущее)
стремясь создать эффект движения, прибегали к
абстрактному синтезу фрагментов натуры, кубистских геометрических плоскостей и дробящихся, наползающих друг на друга линий
воспевали красоту машин и ритмы новой, индустриальной и урбанистической эпохи.
Слайд 37абстрактный экспрессионизм
Джино Северини (1883-1966)
Дж.Северини. Динамический иероглиф бала Табарэн (1912)
Слайд 38Футуризм.
Дж.Северини.Бульвар (1911)
Слайд 39У. Боччони. Динамизм футболиста(1913)
Слайд 40Умберто Боччони (1882-1916)
http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post374611947
Умберто Боччони
«Динамизм велосипедиста»
Слайд 41Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913.
Слайд 42Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные художественные течения авангардизма и
объясните, в чем состоит их сходство.
2. Каким образом проявлялся авангардизм в архитектуре?
3. Найдите сходство и различия в стилях
ар деко и ар нуво.