Слайд 2РАННЕЕ БАРОККО
1703 – 1740-е годы. Протестантский (голандско – немецкий) вариант барокко
Черты: переломный скат крыши, колонны заменены пилястрами и лопатками, мелкая расстекловка окон, двухцветная расколяровка (излюбленное сочетание белое с красным)
Заподноевропейская форма храма – колокольня со шпилем пристроена к основному объему
Главные архитекторы: Доменико Трезини, Никколо Микетти, Андреас Шлютер, Жан Батист Леблон, Михаил Земцов, Петр Еропкин
Слайд 3ПЫШНОЕ БАРОККО
1740-е – 1750-е годы. Русская вариация на тему католического (южноевропейского)
барокко
Черты: огромных размеров здания, пучки колонн, в декоре интерьеров – зеркала, резьба и позолота.
Церквям возвращают традиционное пятиглавие.
Главные архитекторы: Бартоломео Франческо Расстрели, Савва Чевакинский
Слайд 4РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ
1760-е – 1770-е годы.
Некая смесь барокко и классицизма, отсылающая
к архитектуре Франции Людовика XIV.
Черты: за основу взята переосмысленная в эпоху Возрождения античная архитектура. В декоре используются элементы рококо.
Главные архитекторы: Жан Батист Валлен- Деламот, Юрий Фельтен, Антонио Ринальди
Слайд 5СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ
1780-е – 1790-е годы. Русская реплика традиций Андреа Палладио (архитектор
16 века, заново продумавший архитектуру античности и адаптировавший ее для нового актуального строительства)
Черты: Административные здания с центральным многоколонным портиком и треугольным фронтоном, круглыми башенками – ротондами. Дворцы – усадьбы с центральным корпусом и курдонером, образованным боковыми галереями.
Ведущие архитекторы: этот стиль принес Чарльз Камерон, но, главный палладианец – Джакомо Кваренги. Кроме них – Иван Старов, Николай Львов
Слайд 6ПАВЛОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
1769 – 1801 годы.
Романтический вариант классицизма с элементами стилизации Средневековья
и готики. Связан с увлечением Павла I временами крестовых походов.
Главные архитекторы: Винченцо Бренна, поздний период Чарльза Камерона и Юрия Фельтена
Слайд 7АМПИР
1801 – 1830-е годы.
Позаимствован у наполеоновской Франции. Наследует архитектурные приемы императорского
Рима, использует мотивы архаической Греции и Древнего Египта. Воплощает мощь Российской империи «золотой пушкинской поры».
Черты: массивные портики, военная эмблематика в декоре, стилизованный египетский орнамент (сфинксы). Архитекторы ампира мыслят не зданием, а едиными ансамблями. Основополагающий стиль центра Петербурга.
Главные архитекторы: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Жан Франсуа Тома де Томон, Карло Росси, Василий Стасов.
Слайд 8РАННЯЯ ЭКЛЕКТИКА (ИСТОРИЗМ)
1820-е – 1850-е годы.
Стиль возник как реакция на
казарменное однообразие позднего ампира.
Имел множество направлений: неовизантийский стиль и неоренессанс - Константин Тон,
неоготика – Александр Брюллов и Адам Менелас,
необарокко – Андрей Штакеншнейдер, помпейский стиль – Гаральд Боссе.
Слайд 9ПОЗДНЯЯ ЭКЛЕКТИКА
1850-е – 1890-е годы.
Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на
правом берегу реки Фонтанки ) части исторического центра.
Черты: в большенстве «штукатурная» архитектура, лицевые дома доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до замковых камней с мордами львов, держащих в пасти кольца, Целеком в этом стиле застроены улица Пушкинская и ул. Рубинштейна. Порой представляет собой коктейль всех стилей и направлений.
Ведущие архитекторы: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов
Слайд 10МОДЕРН
1890-е – 1900-е годы.
Архитектура эклектики сугубо авторская, индивидуальна как в выборе
различных исторических стилей, так и вариантов их сочетания. Чаще всего модерн подражает природе.
Черты: прихотливый план, живописный силуэт особняков, необычные приемы, причудливо извивающиеся линии декора окон и оград, использование различных отделочных материалов (камней)
Ведущие архитекторы: Федор Лидваль, Василий Шауба, Алексей Бутырь, Александр фон Гоген, Василий Шене.
Слайд 11РЕТРОСПЕКТЕВИЗМ
1910-е годы.
Стиль преобладающий в застройке Петроградской стороны и района Песков.
Черты: соединяет
элементы модерна с архитектурными течениями всех времен и веков. Архитектурные фантазии на тему классицизма, петровского барокко, древнерусской архитектуры, мусульманского зодчества.
Главные мастера: Федор Лидваль, Владимир Щуко, Иван Фомин, Андрей Белогруд.
Слайд 12КОНСТРУКТИВИЗМ
1920-е – 1930-е годы.
Русский ответ на немецкий Bauhaus, архитектурная ветвь
кубизма.
Главная задача архитектора – выявить конструкцию объекта.
В Ленинграде стиль прививался сложнее чем в Москве и получился чрезмерно монументальным.
Главные архитекторы: Лев Руднев, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Евгений Левинсон.
Слайд 13СТАЛИНСКИЙ АМПИР
1930-е – 1950-е годы.
Архитектура стиля ампир переосмысленная с новой символикой
Черты: множество колонн, монументальность форм, украшение скульптурой мощных тружеников и тружениц, символика СССР, живописные и мозаичные панно – все прославляет достижения советского народа. Цвет фасада чаще всего серый.
Основные магистрали Московский проспект и проспект Стачек
Архитекторы: Ной Троцкий, Валентин Каменский, Евгений Левинсон.
Слайд 14СТИЛЬ ХРУЩЕВСКОЙ И БРЕЖНЕВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
1955 – 1985 годы.
После хрущевского постановление «о
борьбе с архитектурными излишествами» вступают в силу конструкторские бюро, просчитывающие «типовые» здания
Слайд 15ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭКЛЕКТИКА
С 1990-х годов
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Собрать материал самостоятельно используя Интернет ресурсы и др. дополнительные источники информации
Занести краткую информацию в таблицу.
Для получения дополнительной отметки (выбор варианта):
Подготовить презентацию по зданиям постсоветского периода
Подготовить презентацию об одном из архитекторов и его проектах