Слайд 1
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 3ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ
Десятинная церковь в Киеве — первая каменная церковь ,
воздвигнутая Владимиром. Строительство было окончено в 996 году. Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.
Слайд 5«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В Киеве
Возведены в 1026 году. Служили главным входом в
Киев с юго-запада, были обращены к византийскому Константинополю. Играли большую роль. Упоминаются в летописях, колядках, песнях. Все, кто стремился захватить Киев, хотел постучать мечом в Золотые ворота. По замыслу составляли единую композицию с Софийским собором. В 1240 в. Золотые ворота, значительно пострадали .
Слайд 7 Софийский собор (собор св. Софии) в Киеве
13-главый крестово-купольный храм,
заложенный в 1037. Живописное украшение храма в целом следовало византийским образцам. Характерно необычное для Византии сочетание в Софии Киевской мозаики и фрески, видимо, продолжающей традицию живописного оформления Десятинной церкви эпохи Владимира.
Слайд 8«Христос-пантократор» - купольная мозаика собора св. Софии в Киеве
Слайд 9Ансамбль Михайловского Златоверхого собора в Киеве
Слайд 10Михайловский Златоверхий собор с колокольней
Образец шестистолпного, крестово-купольного храма. Построен
в (12 веке) 1108 - 1113 гг. смешанной кладкой с характерным чередованием камня и кирпича. Фасады завершаются арками-закомарами, декорированы плоскими лопатками; бабарабан центрального купола украшен меандровым фризом и большим числом плоских ниш. Кровли куполов позолочены.Интерьер собора оформлен уникальными фресками и мозаиками. В годы советской власти собор был разобран, фрески и мозаики были переданы частично в Софийский собор, Третьяковскую галерею и др. В середине 1990-х гг. началась реставрация собора, и в 1998-99 гг. он был полностью восстановлен
Слайд 13ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
был построен в 1862-1882гг.. Посвящен крестителю Руси князю
Владимиру. Собор в старовизантийском стиле расписан группой художников под руководством А. В. Прахова, среди которых В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров.
Слайд 18Киево-Печерская лавра
(мужской монастырь). Основана в 1051, перестраивалась в 17-18 веках.
Слайд 22УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ1942 Г.
Слайд 24АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно,
чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки…но себе на уме… В его зодчестве такие же…простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы»
И.Э. Грабарь
Слайд 25ДЕТИНЕЦ (ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД)
15-17 ВЕК
Слайд 27СОФИЙСКИЙ СОБОР В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ
Памятник древнерусского зодчества построен в 1045-1050
г. при князе Владимире Ярославиче, сыне Ярослава Мудрого, в детинце — центральной укрепленной части города на более высоком, левом берегу Волхова. Строился по образцу Софии Киевской. Изначально крестово-купольный храм является древнейшим сооружением города, отличается суровым монументальным обликом, простотой форм, скупостью декора.. Строили собор в основном из камня по образцу Софийского собора в Киеве. Сложен в основном из камня.
Слайд 28ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И ЧАСОЗВОНЯ
Слайд 29СОФИЙСКАЯ СТОРОНА
ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА В КОЖЕВНИКАХ
(1406)
Слайд 30Стены храма сложены из крупных известняковых блоков, а все декоративное убранство
выполнено из кирпича. Благодаря тому, что здание не оштукатурено, оно выглядит именно так, как столетия назад выглядели все древнерусские храмы. Осиновый лемех, в сочетании с насыщенным красным цветом кирпичной кладки, создает совершенно удивительный цветовой эффект.
Слайд 31ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА
одна из главных школ древнерусского искусства (12-13 в.)
Характерные черты
изысканность пропорций
резной
белокаменный декор
Слайд 32УСПЕНСКИЙ СОБОР
(ВО ВЛАДИМИРЕ)
построен в 1158-1160 годах. Сооружен из белого тесаного
камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского. футов). Высота собора 32, 3 м.
Слайд 33В 1408 собор был расписанАндреем Рублевым и Даниилом Черным. Сохранились отдельные
изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, а также другие фрески. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла из композиции «Шествие праведных в рай»
Слайд 35ВОСТОЧНЫЙ ФАСАД УСПЕНСКОГО СОБОРА
Слайд 37ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
ВО ВЛАДИМИРЕ
Построен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо
(1194-1197) как главный княжеский храм. Он носит имя «небесного покровитеся» Всеволода — Димитрия Солунского. Современный вид собора значительно отличается от первоначального. С южной стороны фасада помещен рельеф царя Соломона, сидящего на троне в виде фигур львов. Центральной фигурой всех трех фасадов является царь Давид
Слайд 38Собор богато украшен резьбой и скульптурой, основная тема которых — прославление
мудрой власти. Изображено множество символических фигур, преобладают львы и грифоны
Слайд 39ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
(ФРАГМЕНТ РЕЗЬБЫ ПО КАМНЮ)
Слайд 41ФРАГМЕНТ ФАСАДА, УКРАШЕННОГО РЕЗЬБОЙ ПО КАМНЮ
Слайд 42Место для храма было точно указано князем Андреем Боголюбским. Избежать коварного
весеннего разлива древние мастера смогли, применив свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 м и возвели над ним укрепленный холм. Так вырос искусственный холм при общей глубине с фундаментом 5,3 м. Храм — памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику — Покрову Богородицы
Слайд 43ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
выдающийся памятник владимиро-суздальской школы. Входит в «Золотое кольцо»
России. Построена в 1165 в полутора км от Боголюбово. Стоит в стороне от селений, среди пойменных лугов и озер, при впадении реки Нерль в Клязьму
Слайд 44ПОКРОВСКИЙ СОБОР
(храм Василия Блаженного)
в Москве, на красной площади, памятник русской
архитектуры
Слайд 46Памятник победе в войне за покорение Казанского и Астраханского царств в
1553-1555 годах (до 1561). После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Но приглашенные царем мастера Барма и Постник скомпоновали на одном основании восемь столпообразных церквей, размещенных вокруг самой высокой, девятой. Центральный храм , посвященный празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом, и дал имя всему собору. Согласно легенде, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
Слайд 48ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ПОКРОВСКОГО СОБОРА
Слайд 49ВИД НА ПОКРОВСКИЙ СОБОР И КРЕМЛЬ ВЕЧЕРОМ
Слайд 50«Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский,
есть очертания византийские, есть и китайские, а посередине высится над всеми купол русский – объединяющий все здание. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу
Слайд 51ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ
- шатровый храм с восьмигранным и остроконечным завершением,
восходящий к традициям народного деревянного зодчества. Особенностью
Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного.
1528-1532 гг.
Слайд 53Деревянное зодчество древней Руси
Слайд 54Кижский архитектурный ансамбль
КИЖИ - остров на Онежском озере, Республика Карелия. Комплекс
деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.). Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник (с 1945). Указом Президента Российской Федерации от 1993 музей-заповедник «Кижи» был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 55Кижский погост
старинное русское поселение на одном из островов Онежского
озера. В живописный ансамбль входят: 22-главая пирамидальная Преображенская церковь, шатровая колокольня и 9-главая Покровская церковь . Деревянные сооружения выстроены народными мастерами без применения гвоздей; их основными орудиями труда были только топор и долото.
Слайд 57Преображенская церковь
основа храма — восьмерик с четырьмя прирубами — образует его
план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу. Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них. Главы храма покрыты лемехом, выполненным из осины (будучи свежим, он золотится на солнце, но со временем приобретает теплые, серебристые тона и становится очень прочным). ярусами, уменьшающимися с высотой, Крыльцо с двумя входами — лестницами, крытой площадкой и точеным балясником придает храму живописность и сходство с жилыми крестьянскими домами русского Севера. Внутренние помещения храма низкие и в еще большей степени напоминают интерьер простой избы.
Слайд 58ЛЕМЕХ
продолговатые дощечки, часто уступчатой формы, служащие для покрытия глав, барабанов,
шатров и др. Главы храма, покрытые свежим лемехом из осины золотятся на солнце, со временем осиновый лемех приобретает теплые, серебристые тона и становится очень прочным.
Слайд 59Преображенская церковь в Кижах
(верхний ярус куполов)
Слайд 61ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИЖАХ
Из воспоминаний Г.С. Островского (книга «Русь деревянная»
«Купола, купола,
купола… Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается с воды озера, они полыхают тревожным багрянцем. То голубеют, отражая небесную твердь, то тусклые, свинцовые, то замшелые, зеленые или бурые, как земля. Один ярус, другой, третий, четвертый… Все выше, выше, и в само небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду»
Слайд 62«ВИТОСЛАВИЦЫ»
К северо-западу от новгородского Юрьева монастыря расположился музей деревянного зодчества— «Витославицы»,
по названию деревни, которая здесь находилась в 12-17 веках