Слайд 19-12 Архитектура современного города
Социальное значение дизайна и архитектуры как
среды жизни человека
Слайд 2Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в
специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чертежах и макетах выверяются не только расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструктура микрорайона,
Слайд 4в которую включены магазины, школы, детские сады, поликлиники, места отдыха (скверы,
парки, и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека. В современных микрорайонах строятся типовые, очень похожие друг на
друга жилые дома. Однако общественные здания часто возводятся по специальным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духовные устремления людей и воздействует на их эмоциональное восприятие.
Слайд 5Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.
Слайд 6В строительстве используются проверенные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространственную
среду. Язык архитектуры всегда современен, так как он учитывает физиологию и психологию человека. Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архитектурных форм и технологий ХХI в.,
стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства.
Слайд 8Образы материальной культуры прошлого
Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных
народов.
Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров.
Слайд 9Появление новых строительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более
рационально организовать внутреннее пространство помещений.
Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впервые начал использовать в своих постройках сборные модули из железобетона.
Слайд 10Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре
таких направлений, как конструктивизм, рационализм, функционализм и т. д.
Ш. Ле Корбюзье. Вилла Савой
Слайд 11Сами названия говорят о том, что архитекторы стремились к созданию целесообразной,
комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий.
Ш. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О
Слайд 12Для выразительности их художественного образа используются асимметрия, контрастное противопоставление горизонтальных и
вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.
Если раньше в городе возвышались шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания.
«Темный корнишон». Лондон
Слайд 13Особенно наглядно это проявилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.
Новый смысл получили связанные с архитектурой монументальная живопись и декоративная скульптура.
Слайд 14Современные архитекторы пользуются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строения
и жизнедеятельности организмов
Дом Оперы в Сиднее. Австралия
Слайд 15с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании
свойства различных объектов природы создаются аналогичные формы.
Муниципалитет
в Таллине.
Эстония
Слайд 16Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т. д.
Эти
тенденции проявляются и в современной музыке.
Д. Сикейрос. Вехи истории. Мехико
Слайд 17Например, в конкретной музыке, композиция которой составлялась из предварительно записанного материала
(природные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последовательности.
Д. Сикейрос. Индустрия Детройта
Слайд 18Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910–1995) — один из
пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musique concrete).
Слайд 19Этот стиль появился благодаря развитию звукозаписывающей техники, появлению доступных микрофонов и,
как следствие, благодаря доступности проведения экспериментов.
Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико
Слайд 23Принципы архитектуры 20 века:
Отрицание канонов прошлого.
Принцип асимметрии и динамического равновесия, рационализма.
Принцип
компоновки зданий изнутри-наружу, т.е. исходя из функциональности планировки внутренних помещений. «Форма следует функции».
Стиль кубизма и конструктивизма (культ абстрактных, геометрических форм),
Слайд 24Сходные идеи владеют талантливыми архитекторами Ле Корбюзье (Франция), В. Гропиусом, Мис
ван дер Роэ (Германия), Л.Салливеном, Ф.-Л.Райтом (США) и мастерами отечественной архитектуры И.И.Леонидовым, К.С.Мельниковым, братьями Л.А. и В.А.Весниными и др. Сегодня архитектура – это отражение образа жизни людей и одновременно условие его формирования.
Мастерам архитектуры казалось, что средствами искусства можно преобразовать общество и изменить образ жизни людей. В итоге родилось новое революционное искусство – авангард.
Слайд 25Стили архитектуры современности
Авангард
Слайд 26Авангард
Гармония объемов, ритм плоскостей и цвета.
Красота здания достигается гармонией объемно-пространственной композиции,
в которой взаимосвязь частей здания определяется их назначением.
Слайд 28Свободная компоновка объемов здания.
Стремление к простоте форм здания (кубу, цилиндру, шару)
Антидекоративизм
(«орнамент – это преступление» )
Здания, стоящие на столбах.
Окна – «ленты», опоясывающие стены.
Слайд 29Принципы конструктивизма (функционализма):
здания, стоящие на столбах
фасады, не несущие нагрузки
и прикрепленные к каркасу здания
свободная планировка внутри конструкции
окна- «ленты», опоясывающие стены и др.
декоративность и скульптурность форм
богатство фантазии
Слайд 30Глядя на архитектуру XX-XXI вв., можно увидеть закономерность: поочередную смену течений,
отдающих предпочтение то идеям красоты, то идеям целесообразности: – Экспрессионизм
Структурализм
Историзм
Хай-тек
Слайд 32Хай-тек - демонстрация возможностей сверхтехнологий и воспевание техноцизма, берущее начало в
идеях конструктивизма.
Историзм, или неомодернизм, - своеобразное воплощение эстетических идей прошлого в современных формах.
Слайд 34Архитектурные шедевры 21 века.
Современные архитекторы
пользуются открытиями бионики – науки, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем.
В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются аналогичные формы (формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и др.). Эти тенденции проявляются и в современной музыке.
Слайд 35Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995г) – один из
пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (композиции составлялись из предварительно записанного материала – природные шумы, различные звуки, а затем подвергались преобразованию).
Этот стиль появился благодаря развитию звукозаписывающей техники, появлению доступных микрофонов.
Слайд 36Оливье Мессиан (1908—1992) — французский органист, композитор и выдающийся педагог своего
времени.
Слайд 37Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он
тщательно изучал, нотировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».
Слайд 45Коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других
изображений.
В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания, прозрачности.
Слайд 51Ни одно архитектурное течение не заканчивает историю зодчества, а, наоборот, подталкивает
к новым поискам и находкам в стремительном и бесконечном изменении языка архитектурных форм.
Слайд 52• Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите:
а) для каких климатических условий
они созданы архитекторами;
б) какие функции они выполняют в городском ландшафте;
в) какие строительные материалы использованы для их воплощения;
г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.);
д) какие природные конструкции ониповторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.
• Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).
Слайд 53Художественно-творческие задания
Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок,
чертеж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения. Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте дизайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору). Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного). Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школьной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)»
Слайд 54Создайте графическую визитную карточку одной из столиц мира, нарисовав наиболее известное
сооружение этого города.
Paris
Слайд 55Город сегодня и завтра
Пути развития современной
архитектуры и дизайна