Слайд 2Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти
много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Слайд 3Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию
гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг,
Слайд 4которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических
перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.
Слайд 5По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник
специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе.
Ф. Гойя.
Какое мужество!
Офорт
Слайд 6Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить
современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую
в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.
Слайд 7Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты
Ф. Гойи,
Слайд 8картины «Герника» П. Пикассо,
Слайд 10«Новая планета» К. Юона и многие другие.
Слайд 11В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл),
которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы. . Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру,
Слайд 12возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным
флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.
Слайд 13В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для
оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Слайд 14Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) в своих динамичных композициях стремился
выразить
внутреннюю энергию объекта.
А. Лентулов. Василий Блаженный
Слайд 15Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы,
он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспоконом, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении.
Слайд 16Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук
в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого». В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир.
Слайд 17Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные
образы.
А. Лентулов.
Звон.
Колокольня
Ивана
Великого
Слайд 18В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве
разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).
Б. Кустодиев. Портрет
Шаляпина
Б. Кустодиев. Купец
Слайд 20• Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена
серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис».
• Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева «Большевик». Сравните картины Б. Кустодиева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина». Какой прием является типичным, характерным для стиля художника? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выразительных средств?
• Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин.
Слайд 21• Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г.
Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.
• Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В. Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.
Художественно-творческое задание
Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России»
(«И несется над землею колокольный звон...»).
Слайд 22
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
ЦОР разработал
Цирюльников М.А.
учитель музыки
МОБУ СОШ№2
Слайд 23Список литературы:
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство
8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.