Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО
Современная система образования
Слайд 2Внедрение новых образовательных стандартов предусматривает систему взаимосвязанных требований, одними из которых
являются требования к результатам освоения основной образовательной программы. Системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и др.) позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и спроектировать универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся.
Под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 3В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Слайд 4Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность
осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Слайд 5Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в
процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Слайд 6Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный
язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.
Слайд 7В процессе формирования УУД учитель:
-учит ставить цели и искать пути их
достижения,
- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекает к открытию новых знаний;
- обучает приемам работы в группах;
- обучает самопроверке;
- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;
- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,
- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,
- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,
- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,
учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровье сберегающие технологии и др.
Слайд 9
Особенности структуры содержания учебников
Концентрическая система построения в названии учебников и их
содержании.
Синтез, интеграция трех групп видов конструктивных,
пространственных, изобразительных искусств.
5 класс ДПИ- социализация – преобладание дпи.
6-7 класс – изображение и конструкция.
8 – синтетические виды искусств.
Единая грамматическая система, основа: линия, цвет, объем и т.д.
1 четверть – языковая (язык декоративного, изобразительного, конструктивного искусства)
2 четверть – истоки
3 четверть – философский взгляд.
4 четверть – современность
Слайд 10Основная структурная единица учебника – разворот, который включает образный текст и
выразительный зрительный ряд, построенный с учетом особенностей восприятия ребенка.
Слайд 12Для формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства я выделила
4 этапа:
1этап - вводно мотивационный. Для мотивации обучающихся на изучение материала по изобразительному искусству я создаю проблемные ситуации. На этом этапе ученики должны осознать какова основная учебная задача предстоящей работы (используется технология проблемного обучения)
2этап - открытие знаний. На данном этапе я использую обучающие приёмы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности школьников.
3этап - формализация знаний. Главное на этом этапе организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение нового материала.
4этап - обобщение и систематизация. На этом этапе применяю приемы, которые приводят знания в систему.
Слайд 13Технологическая карта урока изобразительного искусства "Человек, природа культура" Тема урока: «Человек,
природа, культура.»
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: комбинированный
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о пейзаже как жанре искусства.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, любви к родному краю; любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений; ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Метапредметные результаты: умения добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения; умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя.
Предметные результаты: учащиеся знают, понимают, отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; умеют выделять произведения пейзажного жанра от других произведений искусства.
Опорные понятия, термины: пейзаж, жанр искусства, вид искусства
Новые понятия: городской, сельский, ландшафтный, морской, парковый, архитектурный, индустриальный пейзаж.
Слайд 14Оборудование и материалы:
•Мультимедийная презентация и средства мультимедиа
•Учебник для 6 класса «Изобразительное
искусство» под редакцией Б. Неменского. •Раздаточные карточки «Пейзажи»
•Тетрадь для теории на каждого ученика
Примечание: до начала урока ребята вытягивают из «волшебного» мешочка разноцветные фишки определяют место в классе (оно обозначено кубиком определённого цвета) где будет сидеть их команда.
Так формируется 7 команд по 3-4 человека(в зависимости от количества учеников в классе). Каждая команда имеет свой цвет по цветам радуги.
Работа в группах (командах) формирует коммуникативные УУД.
Организационный момент
Проверка формирования команд. Мотивирую учащихся на начало урока, высказываю добрые пожелания детям. Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей.
Слайд 152. Определение темы урока
Организую работу для определения темы урока, демонстрируя 1слайд
презентации
-Посмотрите на эти репродукции и скажите, что их объединяет?
Организую обсуждение. Помогаю выйти на правильный ответ.
Формулируют тему урока. Затем делают запись в тетради. Учащиеся рисуют лестницу в пять ступенек, и ставят кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. (Виды и жанры)
Слайд 163. Актуализация знаний
С пейзажем вы знакомы, вспомните определение пейзажа. (Ученики обычно
говорят, что пейзаж это рисунок с изображением природы. )
Чем отличаются эти произведения и что их объединяет?
(Ученики отвечают, про эти произведения выполнены разными материалами.)
Это разные виды искусства и, вспоминая, называют скульптуру, графику, живопись и декоративно-прикладное искусство.
- Общее у этих произведений их тема природа.
- Значит пейзаж это жанр искусства.
Таким образом, ребята формулируют полное определение. Делают запись в тетради.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в ходе обсуждения
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание, сравнение объектов по определенным признакам
Слайд 174.Мотивация на изучение нового.
Демонстрирую слайд с репродукцией картины И. Грабаря
«Мартовское солнце».
Что должно быть изображено в художественном произведении, чтобы его можно было отнести к жанру пейзажа? Сформулируем признаки пейзажа, обсуждая с детьми произведение И.Грабаря.
Учащиеся рассматривают репродукцию и в ходе обсуждения выясняют, что в произведениях пейзажного жанра присутствуют изображения природы, построек, людей. Но люди только дополняют изображение и не являются главными героями.
Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.
Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.
Познавательные: структурирование знаний
Слайд 185. «Открытие» обучающимися нового знания.
Закрываю презентацию и раздаю каждой команде пакет
с набором карточек «Пейзажи». Рассмотрите пейзажи на карточках и найдите лишний пейзаж.
После решения этого задания предлагаю учащимся назвать оставшиеся пейзажи одним словом прилагательным.
Ответы групп записываются на доске. Таким образом происходит знакомство с видами пейзажа.
Учащиеся в группах рассматривают карточки с пейзажами и выясняют, какой пейзаж будет лишним.
Например: среди изображений моря найдется один пейзаж с видом города.
Оставшиеся пейзажи объединяют одним словом, например, морские.
Познавательные: самостоятельное освоение новой темы; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие.
Коммуникативные: работа в группах; обмен мнениями.
Слайд 196. Первичное закрепление и сообщение нового материала.
Открываю презентацию и последовательно демонстрирую
слайды видами пейзажа, чтобы каждая группа знала не только «свой» вид пейзажа, но и визуально все остальные.
Комментирую слайды рассказывая об истории. Учащиеся записывают виды пейзажа в тетрадь и рассматривают представленные репродукции.
Познавательные: осваивают новую тему пейзажа.
7. Самостоятельная работа учащихся по учебнику.
А теперь, ребята мы немного поработаем с учебником. Откройте параграф «Пейзаж как образ Родины» прочитайте..и ответьте на вопрос: «О чем русские художники хотели рассказать в своих пейзажах?»
Учащиеся читают параграф, сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание.
Познавательные: находят информацию, необходимую для ответа на вопрос; владеют смысловым чтением, могут в устной форме сообщить ответ.
Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение искусства для человека.
Слайд 208. Повторение и закрепление изученного материала.
Работа со словарем.
Открываю презентацию и провожу
дидактическую игру «Зазеркалье», которая основана на словах , которые характеризует картину , но не называет.
А сейчас, ребята, мы поиграем. Эта игра поможет нам вспомнить те виды пейзажа, с которыми вы сегодня познакомились.
На слайде демонстрируются правила игры.
Привожу пример с загаданной картиной И. Левитана «Осенний день».
Провожу игру, при необходимости помогая найти правильный ответ, фиксирую ход соревнования команд на доске. При правильном ответе на слайде открывается репродукция картины с искомым названием.. При правильном ответе получает очко.
Познавательные: закрепление знаний о словах антонимах; знакомство с творчеством великих художников; восприятие и анализ из произведения искусства; структурирование знаний, сравнение и классификация объектов по выделенным признакам;
Коммуникативные: работа в группах; обмен мнениями; адекватно выражают и контролируют свои эмоции.
Слайд 219. Итоги урока.
Подводит итог игры.
Ребята, по итогам игры победила
…команда. Как вы думаете, что помогло команде выиграть? Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод, что выигравшая команда дружно работала в группе, хорошо отвечала потому что усвоила новый материал урока.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
10.
Задание на дом Узнать о других видах пейзажа, привести примеры. Оформить в виде сообщения на альбомном листе или презентации. Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.
11.
Рефлексия Учитель предлагает учащимся поставить кружочек на лестнице достижений в тетради, оценивая уровень усвоения новых знаний. Поднимите руки, кому удалось подняться по лестнице. Молодцы, вы можете поздравить себя и одноклассников с усвоением новых знаний. Урок окончен. До следующих встреч. Учащиеся рисуют кружочек на ступеньке соответствующей их самооценке знаний по данной теме.
Оценка
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Выводы:1.С применением в обучении приемов формирования универсальных учебных действий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся продуктивный и креативный уровень коммуникаций педагога и обучающегося в образовательном процессе. 2.Результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом.
Слайд 22
В каждом человеке есть солнце,
нужно только дать ему светить!