Слайд 1Здоровьесберегающий урок
р.п.Усть-Донецкий
МБОУ УДСОШ №2
Слайд 2«Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский.
«Здоровье не всё, но всё без здоровья –ничто»
Сократ
Слайд 3Здоровьесберегающий урок
– это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания
и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности
Слайд 4Характеристики здоровьесберегающего урока
Слайд 51. Выполнение рекомендаций СанПиНа
Требования к освещенности кабинета
Требования к мебели
Температурный режим помещения
Уровень
шума
Режим проветривания
Место и длительность применения ТСО, ИКТ.
Слайд 6Классная доска оборудована софитами
Слайд 10Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры
наружного воздуха
Слайд 112. Динамическая организация урока
Дыхательная гимнастика
Глазная гимнастика
Кинезеологические упражнения
Поза учащегося во время
урока
Физминутка
Слайд 12На уроках ученикам приходится много читать, писать, работать с компьютером. Для
профилактики усталости глаз во время динамических минуток можно выполнить следующие упражнения.
Слайд 13Снятие эмоционального напряжения
Слайд 14Снятие эмоционального напряжения
Ощутите покой, у вас хорошее настроение. Вы сидите на
берегу моря в удобном шезлонге, смотрите на волны, слышите шум моря, гул чаек, ощущаете запах морской воды, капельки воды на лице, вкус солёной воды на губах. Вы сидите и отдыхаете. Волны касаются ваших ног.
Вы ощущаете лёгкость, покой и уверенность. Дышите спокойно. Вдохните полной грудью, потянитесь и вернитесь в класс.
Раз — и вы уже в классе. Два — и вы сидите на стуле. Три — потянулись, улыбнулись, приступили к работе. Покажите, какие вы красивые и сильные, какие крепкие и прямые у вас спины.
Слайд 15Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
Слайд 16Самомассаж -
снижает стресс, боль
и напряжения мышц.
Слайд 19Быстро мигать в течение 30 с.
«Стрелять» глазами вправо-влево и вниз-вверх (по
6 раз).
«Нарисовать» глазами 6 горизонтальных и вертикальных «восьмёрок».
Слайд 20«Колено – локоть».
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем
правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Слайд 21
“ Упражнение "Ухо - нос"
Взяться правой рукой за левое ухо,
а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Слайд 243. Психологический подход при проведении урока
Учёт индивидуальных особенностей учащихся
Учёт темперамента учащихся
Умение
работать с различными группами учащихся
Дифференцированный подход в обучении
Слайд 254. Психологический климат урока
Эмоциональность урока
Проявление доверительного подхода к ученикам
Наличие на уроке
эмоциональной разрядки
Создание ситуации успеха у учащихся
Слайд 26Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже
звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Слайд 27Смех — это великое лекарство и очень эффективный метод релаксации, уменьшающий
стресс в течение всего лишь нескольких минут.
Слайд 28«Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и
голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Насладитесь состоянием покоя.
Слайд 295. Некоторые педагогические знания и умения
Чередование различных видов деятельности
Количество и чередование
методов на уроке
Плотность урока
Темп окончания урока
Определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности
Слайд 31Работоспособность в течение
учебного дня
1-6 классы
Слайд 32Работоспособность в течение
учебного дня
7-11 классы
Слайд 33Работоспособность в течение
рабочей недели
1-6 классы
Слайд 34Работоспособность в течение
рабочей недели
7-11 классы
Слайд 36Формы , виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся:
формы -
индивидуальная, фронтальная, групповая;
виды – устный, письменный, практический;
приёмы – беседа, рассказ, ответ, тестирование, тренировочные упражнения; составление планов, схем, таблиц; сочинения, письменные контрольные работы, обсуждение, диалог, описание и т. д.
Слайд 37Приёмы активизации познавательной деятельности.
На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся
сами:
Отстаивают своё мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
Задают вопросы друг другу и учителю;
Анализируют ответы друг друга;
Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
Находят несколько вариантов решения проблемы;
Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
Нахождение “ошибкоопасных мест”.
Слайд 396.Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке
Слайд 40Внеурочная деятельность на уроках математики
Слайд 44Факторы, приводящие к утомляемости на уроке
1. Оптимальный урок должен длится 45 минут.
2. Сильно утомляет письмо шариковой ручкой с твёрдым стержнем.
3. Очень вредно для глаз письмо чёрной пастой (сильный контраст с белой бумагой, глаза быстро утомляются). Паста должна быть синяя или фиолетовая.
Слайд 454. Преобладание книжных форм обучения.
5. Нельзя держать детей в длительном напряжении, у
них возникает состояние сильного стресса.
6. Очень утомляет нежелание учится (может из-за того, что тяжело воспринимается), невозможность самовыразиться.
Слайд 467. Индивидуальные особенности детей (многие дети в соответствии со своими психологическими особенностями
не могут усваивать знания так быстро, как этого требует программа. Некоторые все-таки усваивают, но ценой собственного здоровья).
8. Очень сильно влияют на работоспособность детей индивидуальные особенности учителя. Не дети должны пристраиваться к учителю, а учитель к детям.
9. Ограничение двигательной активности (гиподинамия).
10. Нарушение гигиенических норм (особенно освещённость).
11. Объём, насыщенность, структура урока, использование ТСО должны быть по норме.
Слайд 47Непрерывная длительность занятий за компьютером не должна превышать для учащихся:
1-х классов
– 10 мин.; 2-5-х классов – 15 мин.; 6-7-х классов – 20 мин., 8-9-х классов – 25 мин.; 10-11-х классов – на первом часе учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.
Слайд 48Здоровьесберегающий урок
Это такой урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить
доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса у учеников