Слайд 1 Тема:
«Формирование
познавательного интереса
к урокам математики»
Учитель математики и информатики Молодежненской ОШ I – III степени №2
Роменская Ирина Ивановна
Слайд 2Проблема познавательного интереса — одна из актуальных.
Педагогической наукой доказана необходимость
теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Слайд 3Эффективность формирования познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через использование
творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
Слайд 4
“Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей
к занятиям, вызвать у них любовь к учению.”
Ф.И. Янкович
Слайд 6Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся,
что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Слайд 7Понятие «познавательный интерес»
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и
явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Слайд 8Средства формирования познавательного интереса :
Занимательность (Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное
вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.);
Геометрический материал (Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала);
Математика и история - две неразрывные области знания (Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников.)
Слайд 9Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как
отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В учебный материал можно включить содержательно-логические задания
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Задания, направленные на развитие логического мышления
Задания, направленные на развитие памяти.
Слайд 10матем.ралли
игра-охота\Документ Microsoft Word.doc
королевство геометрия\геометр турнир.doc
колесо истории\Игра.doc
Слайд 11Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же
время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.