Презентация, доклад на тему ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СИММЕТРИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Содержание

В современной науке понятие симметрии приобрело глобальный смысл. Из чисто геометрического оно превратилось в фундаментальное, лежащее в основе законов природы. Поэтому формирование у учащихся целостного видения мира и понимания места и роли человека

Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СИММЕТРИИ УЧАЩИХСЯ

5-6 КЛАССОВ

Учителя математики
МБОУ «СОШ №39» г. Астрахани
Алесенко Наталия Анатольевна

ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О СИММЕТРИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВУчителя математикиМБОУ «СОШ №39» г.

Слайд 2В современной науке понятие симметрии приобрело глобальный смысл.
Из

чисто геометрического оно превратилось в фундаментальное, лежащее в основе законов природы.

Поэтому формирование у учащихся целостного видения мира и понимания места и роли человека в этом мире невозможно без изучения понятия симметрии.

В современной науке понятие симметрии приобрело глобальный смысл.    Из чисто геометрического оно превратилось в

Слайд 3Понятно, что отводимого программой количества часов на изучение симметрии недостаточно для

понимания фундаментальности данного понятия. Изучение данной темы на внеклассных занятиях позволяет:

Расширить представления обучающихся о симметрии.
Стимулировать их дальнейшее заинтересованное знакомство с научной картиной мира.

Понятно, что отводимого программой количества часов на изучение симметрии недостаточно для понимания фундаментальности данного понятия. Изучение данной

Слайд 4Математический
кружок
в 5-6 классах

Математический кружок в 5-6 классах

Слайд 5К этому времени у учащихся уже сформированы первичные понятия о видах

симметрии, симметричных фигурах.

Рассмотрение симметрии на занятиях кружка позволяет расширить и углубить знания учащихся, показать практическое применение математики, всеобщность проявления математических закономерностей, что способствует их заинтересованности в дальнейшем изучении предмета.

К этому времени у учащихся уже сформированы первичные понятия о видах симметрии, симметричных фигурах.

Слайд 6Тема «Симметрия» за счет практической направленности, возможности сочетания индивидуальной и групповой

деятельности позволяет включить в работу всех учащихся.

Рассмотрение данной темы на внеклассных занятиях позволяет развивать интерес учащихся к математике и ее приложениям и подготовить учащихся к систематическому изучению симметрии в основной школе.

Тема «Симметрия» за счет практической направленности, возможности сочетания индивидуальной и групповой деятельности позволяет включить в работу всех

Слайд 7Рассматриваемые вопросы
Виды симметрии. Симметрия фигур.
Симметрия в природе.
Симметрия в деятельности людей.

Кружковые занятия позволяют по каждому из рассматриваемых вопросов предложить учащимся разнообразные исследовательские и творческие задания.

Рассматриваемые вопросыВиды симметрии. Симметрия фигур.Симметрия в природе. Симметрия в деятельности людей.  Кружковые занятия позволяют по каждому

Слайд 8Зеркальная
симметрия

Зеркальная симметрия

Слайд 9
Изучаются свойство симметричных относительно оси точек, знакомятся с определением.

Учатся строить симметричные точки с помощью чертежного угольника, знакомятся с построением с помощью циркуля. Как с помощью циркуля решается обратная задача: построить ось симметрии двух данных точек?

Учащиеся повторяют, как получали симметричные относительно оси точки, перегибая лист бумаги, используя клеточки тетрадного листа, как устанавливали симметричность фигуры перегибанием и с помощью зеркала.

Задачи на построение

Изучаются свойство симметричных относительно оси точек, знакомятся с определением. Учатся строить симметричные точки с помощью

Слайд 10
Задание 2: Выполните предыдущее задание, расположив зеркала под углами

120о, 60о, 45о.

Задание 1: Расположите зеркала перпендикулярно, как показано на рисунке. Сколько раз изображенный отрезок отразится в зеркалах? Сколько осей симметрии у получившейся фигуры? Сделайте чертеж.

Задачи на построение



Задание 2: Выполните предыдущее задание, расположив зеркала под углами 120о, 60о, 45о.Задание 1: Расположите зеркала

Слайд 11
Назовите координаты точек, симметричных относительно оси ординат. Сделайте вывод.
Симметрия

на координатной плоскости

y

x

0

A

B

C





Назовите координаты точек, симметричных относительно оси абсцисс. Сделайте вывод.

Назовите координаты точек, симметричных относительно оси ординат. Сделайте вывод. Симметрия на координатной плоскости yx0ABCНазовите координаты

Слайд 12
1. Относительно какой из координатных осей симметричны точки A(4;5)

и B(-4;5)?
2. Точки А(3;…) и В(…;1) симметричны относительно оси абсцисс. Назовите пропущенные координаты.
3. Дана точка А(-2;-3). Точка В симметрична ей относительно оси абсцисс, точка С симметрична точке В относительно оси ординат. Найдите координаты точки С.
4. Дана точка А(2;4). Точка В симметрична ей относительно прямой у = х. Найдите координаты точки В.

Симметрия
на координатной плоскости

1. Относительно какой из координатных осей симметричны точки A(4;5) и B(-4;5)?2. Точки А(3;…) и В(…;1)

Слайд 13Симметрия букв
Задание : Рассмотрите печатные буквы русского алфавита и

заполните таблицу.
Симметрия букв  Задание : Рассмотрите печатные буквы русского алфавита и заполните таблицу.

Слайд 14Задание: Из букв, имеющих горизонтальную ось симметрии, можно получить целые слова,

обладающие указанным свойством, например, нос, овес, кофе. Приведите свои примеры слов, имеющих горизонтальную ось симметрии.

Симметрия букв

НОС ОВЕС КОФЕ




Задание: Из букв, имеющих горизонтальную ось симметрии, можно получить целые слова, обладающие указанным свойством, например, нос, овес,

Слайд 15Задание: Есть слова, имеющие вертикальную ось симметрии, например, слово «потоп». Приведите

свои примеры слов, имеющих вертикальную ось симметрии.

М

Е

А

Н

О

Ю

Ы

Симметрия букв

ПОТОП


Задание: Есть слова, имеющие вертикальную ось симметрии, например, слово «потоп».     Приведите свои примеры

Слайд 16ПРОЧИТАЙ СЛОВА
Буквы симметричны относительно красной линии

ПРОЧИТАЙ СЛОВА  Буквы симметричны относительно красной линии

Слайд 17Ответ:

Ответ:

Слайд 18Развитию пространственного воображения и наблюдательности способствует рассмотрение заданий на выявление наличия

симметрии пространственных тел.

Используя модели и чертежи, учащиеся вспоминают известные им геометрические тела, рассматривают плоскости симметрии.

Развитию пространственного воображения и наблюдательности способствует рассмотрение заданий на выявление наличия симметрии пространственных тел.

Слайд 19 Расширить круг рассматриваемых тел можно за счет знакомства учащихся с

простейшими полуправильными многогранниками.
Расширить круг рассматриваемых тел можно за счет знакомства учащихся с простейшими полуправильными многогранниками.

Слайд 20
Большое значение на данном этапе имеет формирование

представления о диалектическом единстве симметрии и асимметрии.

Изучение объектов живой и неживой природы с точки зрения симметрии позволяет не только закрепить знания о ее видах, но и повысить познавательный интерес учащихся, способствовать в дальнейшем усвоению ими предметов естественного цикла на более высоком уровне.

Симметрия
в окружающем мире

Большое значение на данном этапе имеет формирование представления о диалектическом единстве симметрии и асимметрии.

Слайд 21
Например, для демонстрации наличия симметрии в строении

живых существ, можно рассмотреть тело человека.

Симметрия
в окружающем мире


Оно построено по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии.
Плоскость симметрии делит тело на правую и левую части.

Например, для демонстрации наличия симметрии в строении живых существ, можно рассмотреть тело человека.

Слайд 22
Рассматривая внешний облик человека и его внутренние

органы, ученики замечают, что воздействие природной симметрии сказывается преимущественно на внешней форме и строении скелета.

Симметрия человека

Рассматривая внешний облик человека и его внутренние органы, ученики замечают, что воздействие природной

Слайд 23
Вместе с тем есть и внутренние

органы, имеющие ту же плоскость симметрии. Так в полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие его мозга представляет собой почти точное зеркальное отображение другого.
Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга.

Симметрия человека


Вместе с тем есть и внутренние органы, имеющие ту же плоскость симметрии. Так

Слайд 24
Стоит заметить, что физическая и функциональная

симметрия мозга и тела не абсолютны. В этом легко убедиться, например, совместив ладони.

Симметрия человека

Чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии, так же можно обратить внимание на действия двух рук человека. Лишь очень немногие люди одинаково владеют обеими руками; большинство же имеет ведущую руку.

Стоит заметить, что физическая и функциональная симметрия мозга и тела не абсолютны. В

Слайд 25Симметрия в деятельности людей
От симметрии природы целесообразно перейти к

вопросу о симметрии творений рук человеческих: симметрии в искусстве, декоративно-прикладном творчестве, архитектуре, технике.
Так, например, рассматривая фотографии башен Астраханского кремля, учащиеся замечают, что в их конструкции наблюдается сочетание форм правильных призм и пирамид, обладающих зеркальной симметрией. Ученики делают вывод, что тогда у башен тоже есть плоскости симметрии.
Симметрия  в деятельности людей  От симметрии природы целесообразно перейти к вопросу о симметрии творений рук

Слайд 26Башни Астраханского кремля
Задание: определите количество плоскостей симметрии у

Крымской башни Астраханского кремля и у башни Красные ворота.
Башни Астраханского кремля   Задание: определите количество плоскостей симметрии у Крымской башни Астраханского кремля и у

Слайд 27 Обсуждая симметрию окружающих человека объектов, нельзя не затронуть вопрос о

связи симметрии и асимметрии с красотой и целесообразностью.

Идеи диалектики симметрии и асимметрии определяют в значительной мере наше видение мира, подводят к пониманию красоты мира, его внутренней сбалансированности и его развития, позволяют проникнуть в самую суть всего существующего.
Л.В. Тарасов

Обсуждая симметрию окружающих человека объектов, нельзя не затронуть вопрос о связи симметрии и асимметрии с красотой

Слайд 28 Творческие домашние задания
Индивидуальные.
Групповые.
Пример: тематические групповые проекты по изготовлению симметричных

фигур.

Проекты готовятся к выставке в рамках предметной недели и вызывают большой интерес у школьников данной возрастной группы.

Творческие домашние задания Индивидуальные.Групповые. Пример: тематические групповые проекты по изготовлению симметричных фигур.   Проекты готовятся

Слайд 29Оригами «Симметричный зоопарк»

Оригами «Симметричный зоопарк»

Слайд 30Вышивка лентами «Симметрия цветов»

Вышивка лентами «Симметрия цветов»

Слайд 31Симметрия в вышивке лентами

Симметрия в вышивке лентами

Слайд 32Ученикам, у которых изучение симметрии вызвало особый интерес, предлагаются темы исследовательских

работ для участия в школьной научно-практической конференции юных математиков. В данной конференции участвуют ученики 5-7 классов. Они учатся вести исследовательскую работу.


Ученикам, у которых изучение симметрии вызвало особый интерес, предлагаются темы исследовательских работ для участия в школьной научно-практической

Слайд 33 Темы исследовательских работ
Симметрия школьного здания.
Симметрия в народной вышивке.
Симметрия снежинки.
Симметрия и

моделирование одежды.
Симметрия технических конструкций.
Темы исследовательских работ Симметрия школьного здания.Симметрия в народной вышивке.Симметрия снежинки.Симметрия и моделирование одежды.Симметрия технических конструкций.

Слайд 34Ученикам, которые пока недостаточно подготовлены к исследовательской деятельности, но хотят проявить

себя, можно предложить подготовить сообщения или компьютерные презентации для выступления на заключительном занятии кружка по теме «Симметрия».

Многообразие видов симметрии и ее проявлений позволяет подобрать темы выступлений всем желающим.

Ученикам, которые пока недостаточно подготовлены к исследовательской деятельности, но хотят проявить себя, можно предложить подготовить сообщения или

Слайд 35Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть