Слайд 1Вас приветствует учитель математики Гановичева Анна Николаевна, учитель высшей категории, почетный
работник народного образования, ветеран труда.
Стаж педагогической работы – 41 год.
Слайд 2Внеурочная деятельность как ресурс математического образования
Создание условий для развития математической речи
учащихся в
условиях перехода на ФГОС нового поколения
Слайд 3Основная педагогическая идея
Необходимым условием формирования всей системы универсальных и предметных
(математических) действий является развитие математической речи школьников. Новый стандарт основного общего школьного образования рассматривает речь как необходимый компонент личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Слайд 4Системно-методологической основой развития математической речи школьников является деятельностный и лично-ориентированный походы.
Слайд 5
Теоретико-методологическую основу моего опыта составляют:
1.Положения психологической концепции теории учебной деятельности и
речевой деятельности: Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева.
2.Положения теории развивающего обучения: П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.
3.Положения деятельностного подхода к обучению.
т.е.методологическую основу опыта составляют личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, что соответствует методологии ФГОС.
Слайд 6Основная педагогическая идея опыта:
Развитие речи учащихся должно быть естественным
образом вплетено в учебный процесс, являться целью каждого урока математики, каждого внеурочного занятия или мероприятия.
Слайд 7 «Язык не есть только говор и речь:
язык
есть образ всего внутреннего человека – его ум, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных»
И.Я.Гончаров.
Слайд 8Математика – фундаментальная наука, представляющая языковые средства другим наукам; тем самым
она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
Свободная энциклопедия.
Слайд 9Речевые модульные технологии:
Дискуссионно-диалоговые технологии.
Технология «Дебаты».
Технология проблемного диалога.
Технология «Педагогические мастерские»
Технология «Диспуты»
Слайд 10Формы и методы развития речи учащихся на уроках математики
Словарная работа
Работа с
учебником
Дидактические развивающие игры
Различные способы решения задач
Проекты, практические работы
Дискуссии, диспуты, дебаты
Беседы, стихи, сказки, «Живые задачи» и др.
Слайд 11Словарная работа
Дежурные слова на каждом уроке, ведение математического словаря.
Словарные диктанты как
элемент самостоятельной работы
Мнемонические правила
Разбор математических понятий
Вводные беседы
Рубрики в учебнике «Говори правильно»
Слайд 12Работа с учебником
Выделение основных понятий, формул
Работа с устными заданиями
Изучение исторического материала
Рубрики
в учебнике «Говори правильно»
Решение задач и упражнений по изучаемой теме с объяснением приемов вычисления
Слайд 13Дидактические игры и упражнения
Объяснение решения типовых задач по цепочке
«Деловые игры»(Математическое домино,
Брейн-ринг , Колесо Фортуны и др.)
Упражнения в группах «Помоги товарищу» идр.
«Живые задачи»
Слайд 14Различные способы решения задач
Урок одной задачи
Урок – конкурс на лучшее
решение задачи
Задачи практического содержания
Работа в парах и группах по решению задач
Подбор или составление своих задач по изучаемой теме
Слайд 15Проекты, практические работы
Проектная деятельность
Различные практические работы и задания: задачи на нахождение
расстояния на карте или на местности с учетом масштаба, построение плана своей комнаты, квартиры, нахождение расстояния до недоступного предмета, составление диаграмм и др.
Слайд 16Дискуссии, диспуты, дебаты, софизмы
Дискуссии одного вопроса (Назовите профессии в которых нельзя
обойтись без знания математики)
Дебаты. (Нужны ли дроби в нашей жизни? Можно ли обойтись без знания темы «Проценты»?)
Диспуты («Магическая сила единицы», «Нуль – ничто и нечто», «Велик и разнообразен мир точек»,
«Такие необычайные обычные числа», «В нашей жизни, очень модной, можно жить без производной», «Много или мало», «Мы на диспуте, аврал, обсуждаем интеграл!».
Слайд 17Рефлексия
Уважаемые коллеги! Хотелось бы узнать Ваше мнение о моем выступлении. Обведите,
пожалуйста на листе бумаги свою ладошку и обведите палец:
Большой – мне понравилось
Указательный – буду применять
Средний – мне все знакомо, я это делаю
Безымянный - не понравилось, было скучно
Мизинец – для меня этого было недостаточно